Все записи
16:42  /  26.04.19

1609просмотров

Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха: «…нормальную ли политику ведет Владимир Владимирович»?

+T -
Поделиться:

У меня с некоторых пор интоксикация, и я про политику молчу. Нет, я не просто ее не обсуждаю, я прямо молчу. Активно. Но вот веду я недавно урок с десятиклассником, где учимся писать сочинение. Сначала мы обсуждаем, потом формулируем и записываем. И мой ученик выдает фразу вроде «и виноват во всем Путин». 

 

- Почему Путин? Какой Путин? При чем тут Путин?

- Ну а что?

- А что?

Забыли про этот эпизод, работаем дальше. На следующий урок история повторяется, но с некоторыми вариациями. И тут я уже не смогла пройти мимо. Спрашиваю, откуда такой интерес к президенту появился. И выслушиваю в ответ пространную тираду о том, как много грехов на ВВП и еще кое-что про дачу Медведева. Я заинтриговалась, потому что ученик в 10-м классе, а я его знаю с 8-го, и ничего подобного никогда раньше не слышала от него. 

 

- А ты давно так стал политикой увлекаться?

- Ну относительно.

 

Даже по краткому разговору ясно, что подросток действительно внимательно следит за политической ситуацией в стране, заваливает меня названиями законопроектов, спрашивает, что я думаю о том или ином политике и прочих вещах. Я себе это отметила и вернулась снова к теме урока. А под конец занятия пришла мама, и я в разговоре говорю, что, мол, вот как NNстал политическими новостями увлекаться. А она пожаловалась на то, что сын теперь еще и отца провоцирует на политические беседы, и они громко и много теперь спорят о том, кто и в чем виноват: «Приходится их разнимать…»

 

Мне всегда было интересно, как в сознании человека происходит этот «шифт» поворот, когда человек от полной аполитичности в силу разных причин (возраст, профессия, семья и т.д.) переходит к политической вовлеченности, опять же на разных уровнях (от отслеживания текущих новостей до активизма).  Еще интереснее, как политизация связана с семейной историей. Помню, как на курсах по правам человека осенью 2015 года одна из участниц рассказывала, что почти не разговаривает со своей мамой из-за Крыма. Представляете, да? Мать с дочерью не общаются из-за того, что у них разные политические позиции, тогда мне это казалось, каким-то зловещим возвращением в советские времена. Советская субъективность – это, благодаря одному моему другу, стала моим личным интересом. Но почему-то читать, как муж бросил непартийную невесту или ребенок отмежевался от политически несознательных родителей, мне просто, в это легко верится, и на себя однозначно не примеряется. Но после Крыма – не знаю почему, но именно после Крыма. Почему не после Чечни, например? – я таких историй узнала достаточно. Мы вообще живем в послекрымском обществе, по-моему. Я вот с ностальгией молочные продукты вспоминаю докрымские, особенно сыр и творог… А у кого-то отпуска докрымские, у кого-то работа докрымская, а у кого-то целая жизнь. 

 

Несмотря на то что история моего ученика не дошла до подобного драматизма (и надеюсь не дойдет), я все же решила не упускать случая и попросила дать мне что-то вроде небольшого интервью, чтобы расспросить о том, как сегодня школьник может заинтересоваться политикой. В ходе беседы я некоторые фразы с согласия записала дословно, они выделены курсивом. Я сознательно ничего здесь не анализирую и не обобщаю. У этой беседы есть еще банальная утилитарная цель: мне просто надоело, что на мое приветствие в начале урока, я постоянно теперь получаю вопросы типа, не хочу ли я уехать из страны, что думаю о суверенном Интернете и как отношусь к украинским выборам. Потому что это то же самое, что алкоголику, который «завязал» постоянно наливать за обедом, а еще потому что я рассчитывала, корни с чередованием наконец-то обсудить... 

 

Конечно же, Интернет

 Примерно полтора года назад NN был подписчиком одного видеоблога на YouTube, посвященного играм. Но блогер внезапно поменял направление своего канала (точнее, добавил еще одно) и стал рассказывать про политику. Я не большой специалист в блогах,  имени называть не стану. Блогер, кстати, насколько я поняла, украинский. Постепенно новый контент стал увлекать все больше и больше. И NN стал подписчиком и других каналов, в том числе и канала Навального.  При этом к последнему особого пиетета нет, но «интересно посмотреть на дачи депутатов».  А в ВК NN стал все чаще подписываться на новостные «паблики», посвященные политическим новостям, и постепенно стало ясно, что люди в Интернете  постоянно «чем-то недовольны».

 

… Я видел это недовольство, я задумался, а почему так происходит? Почему этим людям что-то не нравится? Я стал вникать в эти вопросы и стал понимать больше и больше. … Меня стали окружать паблики, которые так или иначе стали говорить что-то про политику, так я и стал интересоваться.

 

Поскольку новостей каждый день много, и их хочется с кем-то обсудить, то NNидет к родителям. 

 

Я просто не могу это в себе держать! Как?! Ну как это так?!

 

Пытался отсылать новостные ссылки маме, но ей это неинтересно. Она вообще старается сохранять нейтралитет. А вот с отцом иначе, он реагирует, спорит, и с сыном зачастую в оценке политической ситуации не согласен.

 

Как я начал обсуждать это с папой? Я начал видеть разные инфоповоды, новый законопроект, например…. Так вот я начинал видеть инфоповоды, воспринимал их. Как?! А что так можно, что ли?! И приходил и с усмешкой начинал это читать семье. И именно в эти моменты как раз-таки и зарождалась эта дискуссия, когда задевается одна тема, а через час ты оказываешься на том, нормальную ли политику ведет Владимир Владимирович.

 

Смеюсь и спрашиваю, а как это фактически происходит? 

 

- Папа читает газету, ты приходишь и начинаешь? Вот там так-то и так-то, что делать?!

- Ну да, почти так, только вместо газеты телевизор.

- Серьезно?

- Да. Именно так.

 

Прошу конкретный пример и получаю историю про Интернет, конечно же: 

 

Ну вот из последнего - «суверенный Интернет». Когда только стал рассматриваться этот законопроект, меня это возмутило… Я не хочу жить, как в Китае… А папа мне пытался доказать, что это совершенно нормальная практика,это защита от нападок со стороны других… всем известных стран… 

- Например? 

 - Америки.

 

Уточняю, интересуется ли папа сам политикой или сын провоцирует эти дискуссии. NNговорит, что папа и сам интересуется, смотрит новостные каналы, правда, есть подозрения, что не «те»:

 

Вообще он мне говорит, что смотрит «Евроньюс», но часто я замечаю пропагандисткие…

 

Спрашиваю, а обсуждают ли родители политику сами? Оказывается, что нет.  И раньше не обсуждали, и теперь не стали. Выходит, что все беседы провоцирует ребенок. Вот только теперь мама переживает, что сын с отцом спорят. Она расстраивается и боится, что все эти разговоры на повышенных тонах негативно отразятся на семейных отношениях.  Радует, что сам NNне воспринимает такие споры как то, что способно испортить отношения с отцом. По его словам, отец его не воспринимает до конца всерьез и относит все на счет юношеского максимализма:

 

Ты максималист, ты ничего не понимаешь, ты маленький. Ты ничего не понимаешь в мировой структуре, я гораздо старше тебя, я прожил больше у меня накопленных знаний гораздо больше, у меня есть жизненный опыт, которого у тебя нет.

 

Честно говоря, мне кажется, что это вполне стандартные слова, которые родители говорят подростку в любых ситуациях. Но мне, конечно, любопытно, а что отвечает сын.

 

Ну я же вижу ситуацию в стране! Как я могу не понимать, если все прямо на ладони!

 

Не могу пройти мимо упоминания президента, допытываюсь:

 

- А как все к Путину приходит?  Мы с этим столкнулись, когда ты мне стал его в сочинениях упоминать

- Это были шутки! <…> Вообще, как мне кажется, что это человек, который косвенно виноват в ситуации, сложившейся в стране. Как и любой лидер он несет ответственность. <…> Любой президент. Если завтра Северная Корея развяжет войну с Трампом, о всем будет виноват Трамп <…> И когда мы начинаем обсуждать коррупцию, реформы, которые так или иначе затрагивают население, то мы приходим к власти, во главе которой стоит Владимир Владимирович.

- Угу, и папа что говорит?

- Сразу же все мои аргументы испаряются, только потому что он говорит, что этот человек пришел после девяностых и поднял страну с колен. И только благодаря Владимиру Владимировичу мы хоть как-то можем существовать. И если мы сменим власть, то все может стать только хуже. 

- А у него есть претензии к власти?

- Я ему этот вопрос задавал. Но он мне никогда на него не отвечал, хотя говорил, что «да». Какие именно он мне не говорил, поэтому мне кажется,  что его все устраивает. И его можно понять в принципе.

- В смысле? Ты как это понимаешь?

- Ну мужчина живет хорошо. В достатке. Он чувствует себя защищенным. <…> Смысл ему бунтовать? Его ничего не касается, ему хорошо. 

 

Когда я спрашиваю у NN, почему он не обсуждает это со сверстниками, то он называет их «биомассой», которая ничем не интересуется, зато этим очень интересуется школа. Так вышло, что NNпришлось поучиться в третьей за последние полтора года, и в каждой старшеклассников собирают раз в четверть в спортзале и рассказывают, как их будут наказывать, если они выйдут на митинги. Вот только по словам моего ученика, никто речь завуча не слушает, потому что все просто «сидят в телефоне»... 

 

Конечно, из этой беседы я узнала много нового и интересного для себя. Поняла, что в чем-то очень от жизни «отстала», а чем-то ее обогнала. С одной стороны, мне стало спокойнее из-за того, что советские реминисценции не оживут, с другой – стало жалко, что этого не произойдет отнюдь не по причине зрелости общества, а как раз наоборот, потому что оно еще глубоко инфантильно. 

 

P.S. Кстати, недавно NN начал урок с того, что спросил, куда лучше из России уехать, потому что жить он здесь не хочет. Ему не нравится: здесь все плохо. Переспросила в ходе беседы еще раз, действительно ли собрался? Уверенно отвечает, что да.