Все записи
22:46  /  27.05.19

1985просмотров

Осторожно, диджитализация, или «ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!»

+T -
Поделиться:

Хвастаюсь своему ученику, что мне подарили книгу. Присовокупляю, что особенно приятно, что подарил сам автор. Он молчит с минуту, а потом спрашивает: «Я вот одного не понимаю, а зачем вообще в 21 веке издавать печатные книги?! Это вообще же странно!» 

Тут уже молчим оба, через некоторое время он говорит, что наконец-то понял, почему «его поколение» не читает книги. 

 - Ну и почему?

 - Потому что текст статичный. Его читать же невозможно.  А надо, чтобы двигался.

 - Не поняла.

 - Ну надо, чтобы он двигался как-то, ну вот в ленте, на мониторе. Чтобы можно было сдвинуть его. 

- Ааа…

 

И тут я вспоминаю, что я в гостях у друзей, у которых пятилетняя дочка, стоящая вот тут как раз за дверью и ждущая, когда я закончу урок и выйду с ней поиграть. Накануне она рассказывала мне сказку: взяла какой-то рекламный проспект и описывала, как понимает его, показывая на картинки и придумывая, кто и куда там пошел. И все сказки, не важно про бабочку или про уточку, заканчиваются одинаково: «Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал».  

Так я узнала, что даже у пятилетних есть свои видеоблоги на YouTubeи там свои видеоблогеры такого же возраста… Они ходят по магазинам игрушек, наряжают кукол, болеют, рассказывают про свои сны и т.п.

 

Другая моя ученица, которую я все же не мытьем так катаньем, заставила прочитать великую «четверку» из школьной программы 10 класса: Толстого, Достоевского, Гончарова и Тургенева, решила, видимо, что здесь и стоит поставить жирную точку: то есть читать она больше не собирается, и за последний год освоила только небольшие рассказы и пару повестей. И то эти тексты были моим ультиматумом для подготовки к итоговому сочинению. На мой недавний очередной вопрос, почему она ничего не читает, она мне ответила, что ее в детстве учили читать по букварю, а она ненавидела всё это, поэтому два раза попыталась сжечь букварь на даче. С тех пор она якобы книгу ненавидит, и уж точно никакого удовольствия от нее или интереса к ней не испытывает. 

 

 

 

И тем не менее мне есть, чем похвастаться. На первом уроке я всегда прошу написать список, прочитанных книг. Часто список пустой или там пара произведений вроде «Гарри Поттера». Но постепенно он создается, растет, и от меня человек уходит как минимум прочитав пару романов и несколько повестей и рассказов. При этом большинство моих учеников и учениц, которым я мольбами, угрозами, уговорами прививала чтение, читали и читают всё с мониторов. Некоторым я даже снимала со своей личной полки книги и протягивала – не берут. На телефоне удобнее. 

 

Текст статичен? А может еще и не подсвечен?

 

При этом родители часто охают и ахают, томно закатывая глаза, что вот ведь какое нынче поколение пошло! Какие времена! Ничего не читают! Прямо не заставишь! А я смотрю за их спины на эти великолепные интерьеры, дорогие квартиры или скромные новостройки – не важно, важно, что в них совсем нет книг. Там даже полок нет.  И такая ситуация в 90 % квартир, которые я посещала. Даже если книги есть, то это маленькая скромная полка, в которой книги собраны совершенно случайно, например, кулинарные рецепты, «100 способов заработать миллион», пара книжек Дарьи Донцовой и внезапно Булгаков, например, или «Великий Гэтсби», а еще журнал вроде Vogue сверху и обязательно фотоальбом. Еще чаще эта полка находится в комнате у ребенка или подростка, тогда там половина книг – это школьные учебники. Зато экраны за последние 10 лет стали все больше и шире и тоньше и стоят они во всех комнатах.  Логично же все – да? Нелогично только, почему родители хотят, чтобы их дети читали книги, очистив дом от книг, как от самой страшной заразы?

 

У меня есть друг одержимый книгами (не пугайтесь, это вымирающий вид: он профессор, ему за пятьдесят, он живет в другой стране). Он постоянно переплачивает за багаж, потому что уезжает из Петербурга с чемоданами книг.  Нет, он не успевает их все прочитывать, но ему приятно уже само обладание – такая вот редкая ныне форма фетишизма. Прошловековая. Так вот он побывал с визитом у друзей в Нью-Йорке и потом рассказывал, что все их квартиры похожи на гостиницы. Там аккуратные светлые интерьеры, похожие на офисное пространство, но нет ощущения, что здесь кто-то живет. 

 - Там все как-то…

…стерильно, - сказали мы почти одновременно. 

 

Не знаю, что общего между квартирами в Нью-Йорке и в Санкт-Петербурге, но, кажется,  их роднит это – гаджеты, светлые стены, много стекла и/или зеркал и металла в оформлении. Этакий сбывшийся Брэдбери. 

Кстати, эту книгу я заставляю прочитывать всех. Буквально всех своих учеников. Недавно у меня ее прочел семиклассник.

 

Когда я кого-нибудь отчитываю за непрочитанный текст, то мне могут ответить, что-то вроде не нашел/не нашла в сети. А мой вопрос про библиотеку воспринимается либо как шутка, либо как диагноз. Мой диагноз, разумеется. А уж если я проговорюсь, что сегодня с утра была в библиотеке, то на меня смотрят так, что мне самой становится неловко. Как будто я призналась в том, что пишу до сих пор на пергаменте или бересте. 

 

Кстати, это еще половина беды. Сколько раз эти умники и умницы прочитывали самые неимоверные версии всем известных текстов! 

О! Я уже и не прошу читать книги в бумажном формате – пусть читают, как душе угодно. Но я буквально умоляю, читать и скачивать книги на «проверенных» сайтах. А то уж каких только контаминаций и версий классики не узнала… 

 

На экзамене по русскому языку тексты обычно страница или полторы. Я успеваю прочитать текст раза три или четыре, пока ученик/-ца читают его один раз. Есть те, кто вообще не может его читать про себя и читает вслух. 

Часто я выслушиваю жалобы не только на то, что текст «сложный» или «непонятный». Так вот он еще и «длинный»!

 

Я не большой пользователь социальный сетей, но уже пару лет я вижу эту приписку, которая меня ставит в ступор: longread или по-русски – лонг-рид. А кто-то даже пишет: «Осторожно! Лонг-рид!» А кто-то еще и извиняется.  Это похоже на предупреждение о том, что штукатурка или сосулька может упасть на голову…

Редактор сайта «Сноб» меня даже предупреждала, когда я начала вести этот блог, мол, пишите короче, длинные тексты читают плохо…

 

Иду я на мастер-класс американской писательницы, а она рассказывает про жанр flash-fiction. Это такой «суперкороткий» рассказ. По-моему, не больше 1000 слов. По ее словам, даже ведущие американские издания теперь требуют именно такого объема.

 

А казалось бы, цифровой формат должен наоборот дать преимущества в «длине» текста, экономя бумагу и чернила… Нет?

 

В общем-то я еще так много хотела сказать, но я не уверена, что кто-то дочитает этот список кораблей хотя бы до середины, так что всё: ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал…

Комментировать Всего 1 комментарий