Все записи
21:25  /  5.06.19

2472просмотра

Почему на ЕГЭ по русскому языку надо размышлять о вечном и возвышенном, а дверей в туалете нет?

+T -
Поделиться:

Нет, у меня ответа нет. Но это мой искренний вопрос, который занимает меня уже пару дней.

 

В минувший понедельник, 3 июня, прошел наконец-то очередной государственный экзамен по русскому языку. Обычно результаты приходят 10 дней спустя. А пока хочется обсудить первые впечатления.

 

Итак, в этом году ЕГЭ по русскому празднует свой юбилей – 10 лет. Так вышло, что я все 10 лет и готовлю к этому экзамену. За эти годы я научилась предугадывать логику составителей экзамена, выявила их «любимые» темы. Нынче снова убедилась в этом. Но я никогда не сдавала ЕГЭ и никогда не видела, как он проходит. Видела, как готовят кабинеты, устанавливают камеры, но на самом экзамене никогда не была. 

Поэтому я расскажу свои впечатления сугубо внешнего наблюдателя за этим мероприятием. Причем я сосредоточусь на тех моментах, которые вызвали мое недоумение. Возможно, кого-то еще они удивят.

 

Ну вот например. Апробация этого года.

 

Перед экзаменом обычно проводится так называемая апробация, то есть тестируется сама процедура экзамена. Детей отвозят на пункты сдачи. Это просто другая школа. Видимо, чтобы в своей «стены не помогали». На самом деле такая репетиция очень важна, потому что помогает понять сдающему свой предварительный результат и понять, над чем еще можно поработать. Может проводиться несколько пробных экзаменов, но полномасштабная репетиция обычно одна.  Традиционно этот «проверочный» экзамен проводится перед майскими праздниками, чтобы все успеть проверить и написать все отчеты. Школьники, вернувшись с отдыха, после 9 мая уже узнают свой примерный результат. Все обычно так и было, но в этом году, что-то пошло не так…  «Пробник» провели достаточно поздно – аж в середине мая. А потом еще и проверяли 10 дней. В итоге, никому результаты этой апробации не пригодились. Они пришли так поздно, что уже в буквальном смысле отзвенел последний звонок. А на носу была математика, поэтому смысл этой проверки для меня совсем не ясен. Например, знание, что твой предварительный балл, за сочинение всего 15 баллов из 24 за пару дней до экзамена – это бесполезное знание. За месяц можно попробовать балл поднять, если скорректировать подготовку.  За пару дней – нет, конечно.

 

Или вот еще. «Элитные школы».

 

Есть школы, где подобные апробации вообще не проводятся из-за того, что учебные учреждения имеют особый статус. Не будем перечислять поименно, это школы при университетах или прославленные лицеи нашего города. Эти заведения считаются элитными.  Там высокая конкуренция, там лучшие учителя, там качественное образование в определенной области знания, и именно поэтому эти школы могут некоторые общие правила игнорировать. И обычно это как раз проявляется в том, что такие школы пробных экзаменов не пишут, поэтому там ребенок вообще лишен возможности «протестировать» свои знания заранее. 

И это на самом деле большой минус этих школ, поскольку в гуманитарных гимназиях беспокоиться за русский язык не надо, а вот в лицеях с сильной математикой, физикой или химией – надо. Ведь именно этим предметам там уделяется меньше всего внимания. Более того, преподавание русского языка и подготовка к ЕГЭ по русскому там обычно настолько посредственные, что без репетиторов совсем не обойтись. 

И это еще один фактор, стимулирующий репетиторские услуги.  Например, у меня есть ученица из одной такой школы, у которой подготовки к ЕГЭ не было совсем. Пару раз, ничего не рассказав про формат экзамена, попросили написать сочинение, но и его в итоге не проверили. Затем однажды вспомнили о нем весною, и гениальное педагогическое решение не заставило себя ждать: на уроке попробовали написать сочинение ЕГЭ в режиме «чехарды». Это когда каждый по очереди диктует свое предложение…

Я не педантка. Наверное, это весело и творчески, но не в этом случае. Так как в этом случае надо было учеников/-иц с правилами и критериями эссе познакомить, чтобы они сориентироваться могли, как готовиться! Сказать, что преподавательница плохая, кстати, не могу, возможно, что и хорошая. Но просто у школы другая политика: тут упор на точные науки, все остальное дело рук самих «утопающих». И учительница это не скрывает. Это между прочим постоянный недостаток школ с «уклоном», там большой дисбаланс: что-то учится на уровне университета, а что-то ниже минимального школьного уровня. 

Ко мне тут обратились из одной престижной гимназии с углубленным изучением иностранных языков, так вот тоже: русский язык на таком уровне, что ребенок не знает, сколько в русском падежей, при этом сколько в немецком он знает! А в русском – нет. Я ему раскрыла это секретное знание (мол, не 4, а 6). Причем из этой школы у меня ученики не впервые. А сама школа дорогая. Побеседовала с мамой, она тоже в недоумении: «Я думала, что если мы столько платим, то хотя бы репетиторы будут не нужны…»

 

Но поразило меня больше не запоздавшая (и бессмысленная) в этом году апробация ЕГЭ, а сама процедура, деталями которой я прежде совсем не интересовалась. 

Начнем с того, что я противник мошенничества на экзаменах. Поэтому я никогда никому не советую делать шпаргалки – всегда только отговариваю. Но на ЕГЭ тема шпаргалок за 10 лет для меня никогда не стояла. Никто из моих прежних учеников никогда не списывал на экзамене, да и что тут можно списать? Я всегда всех воспитанников наставляла, мол, там стоят камеры, там не списать, не надо даже тешить себя мыслью. Причем сама-то я знала, что порою камеры могут совсем не работать. У меня есть знакомые, которые так проводили ЕГЭ. То есть камеры были но не работающие.  Вот и висели они как муляж. Просто никто не знал. И как мне сообщил этот же человек – это не массовый, конечно, но и не единичный случай. 

 

Но я всегда «своих» просила судьбу не испытывать и приносить на экзамен только знания в голове.  

 

В общем я наивно полагала, что «шпоры» на экзамен не пронести. Но мне тут понарассказывали, что все, как и прежде… Проносить умудряются целые тетради (не на русский), по-прежнему носят «бумажки» в бюстгалтерах и под юбками, мальчики проносят на животе «за ремнем», иногда ближе к паху…  

 - И что достают? 

 - Достают!

 - И что списывают?

 - Списывают…

И переспросила всех, и почти везде есть такие вот смельчаки. Почти везде, но не везде. Рассказали мне и еще два случая, которые, честно говоря, оставили у меня более мерзкое впечатление, нежели старые добрые «шпоры».

История эта про туалеты без дверей. Возможно, что я последняя, кто об этом узнал, и все же… Это же какая гадость!

В туалетах снимают двери с петель на время проведения ЕГЭ!

Мне сообщили об этом мои ученицы из двух разных районов Петербурга. 

Я даже не знаю, кому могла прийти в голову эта идея? И да, я понимаю, оказывается вот кто-то прячет в лифчике шпаргалку, но почему остальные должны справлять свою нужду у всех на виду? Это вообще как? 

 

А если месячные? А у меня был такой случай. Ученица еле успела написать сочинение, потому что не выпускали в туалет, а ее там снизу «заливало», поэтому там уже и не до сочинения было. 

 

А есть еще такое явление, как диарея на нервной почве (пару лет назад и такой случай у меня был, обнаружилось на «пробнике», потом боялись идти на экзамен, мало ели, но девочка справилась в итоге).

 

Но тут-то почище «квест», тебя, допустим, выпустили, а там дверей нет! Вот ведь, как здорово! Это точно поддержит тебя на экзамене! 

Сразу бы уж ведро ставили в кабинет. На 10 литров, такое оцинкованное. Помню, нам так в летнем лагере делали, когда закрывали на ключ комнату (этакий летний домик) и ставили ведро у дверей… Недолюбливаю я летние лагеря после этого…

 

В общем, мама одной ученицы позвонила после пробного экзамена в прокуратуру и попросила двери вернуть.  И конкретно на этом пункте вернули, а на других нет…

 

А в целом экзамен прошел, как обычно. Только в текстах, кажется было больше классики (Бунин, Чехов). И да, тексты все такие пафосные про достоинство, про гуманизм, про смысл жизни, а тут у тебя туалеты без дверей…