Все записи
14:04  /  6.03.19

257просмотров

Тува. Уважение как внутриполитический концепт

+T -
Поделиться:

Рецепт межнационального согласия для Тувы прост: взаимное уважение.

Это вовсе не пустая абстракция. Уважение является для тувинской культуры БАЗОВОЙ ценностью. На взаимном уважении человека и природы веками строился мир Саяно-Алтая. Отсюда и "пустячные", по виду, приношения духам гор: пара монет, сигареты... Ясно, что духам не нужны деньги. Речь - именно о символическом акте уважения к миру.

Также строятся и отношения между людьми. Уважение является клеем, который может скреплять не только отношения в рамках одной этнической группы, но и между народами.

Вспомним, о чем писали в 1913 году правители Тувы императору Николаю. Примерно так: "Готовы перейти под протекторат Империи. Обязуемся: не вести сношений с врагами Империи, защищать границы. От вас: 1. Не менять насильно образ жизни народа 2. Не трогать буддизм 3. Не менять одежду народа 4. Не менять ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ СТАТУСА, принятые в народе.

Тут речь об уважении: "у нас есть то малое, что имеем, не посягай на это".

Почему из четырех пожеланий одно касалось значков статусных отличий?

По ним было понятно: какой человек какое уважение должен по этикету оказать другому.

(Императорской России давно нет, и мы не знаем: соблюдал бы император высказанные пожелания тувинских правителей? Моя гипотеза: да, соблюдал бы.)

История с фактическим протекторатом тянулась долго, до 1944 года, когда Туву включили в состав СССР. Однако власти Советской России нарушили ВСЕ условия тувинских нойонов. (Одна деталь: были разрушены ВСЕ 26 буддистских храмов, а все сословие монахов деклассировано.) Это не могло не отразиться и на межнациональных отношениях, ведь воспринималось это именно как "действия России и русских".

Среди прибывших после 1944 года в Туву русских некоторые относились к тувинцам "с высока", как к низшей расе, как К НАРОДУ, ЛИШЕННОМУ СУБЪЕКТНОСТИ. "Были государством, стали индейцами".

Это не могло не оставить рубцов на коллективном бессознательном. И, кстати, политическим дельцам очень удобно расковыривать эти рубцы. Периодически они это делают, а чувство мести, как известно, гораздо легче пробудить в толпе чем боддхичитву.

Конечно, влияет это и на сегодняшнюю политическую ситуацию в республике которая, на минуточку, является вполне официально СПОРНОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ С КИТАЙСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ (что отражено в конституции данного государства).

Как выглядит ситуация со стороны Тувы? А примерно вот так:

" Москва нам назначила в 2007 нового главу, вместо избранного Президента. Ок, при этом обещали поддержку Шойгу. Выборы в республике прекратились, даже на муниципальном уровне. И ЗА ЭТИ ГОДЫ МЫ ОФИЦИАЛЬНО СТАЛИ САМЫМ БЕДНЫМ НАРОДОМ РОССИИ. И ваш глава сидит уже ТРЕТИЙ СРОК.  Наши богатства, уголь например, стали недоступны для населения: дороже, чем в соседних регионах. Может вы, наконец, позволите ПРОСТО ПРОВЕСТИ ВЫБОРЫ? Мы сами выберем и сами будем отвечать за свой выбор. Иначе - что за дружба получается: когда на вас напал враг, в 1941, каждая наша семья в Тувинской Народной Республике, отдавала вам на фронт все что могла. А теперь, когда на нашей земле беда - вы даже не позволяете нам принять меры, сменить "наше" руководство?".

Не позволять народу выбирать ДАЖЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДЕПУТАТОВ - это полнейшее неуважение. Это идет в разрез с базовыми ценностями тувинского народа. И в чем смысл, какие бонусы получает Россия от этого? Озлобление, накопление негатива в свой адрес? ЗАЧЕМ ЭТО?

Как патриот России и как специалист-этнограф я просто предостерегаю: крышку котла сорвет. Нельзя бесконечно варить народ в беспросветной "счастливой бедности". А взрыв в одном месте может сдетонировать в других. И наше не очень крепкое государственное здание просто рухнет.

Мне бы этого не хотелось. Но решать сейчас вам: Кириенко, Памфиловой и прочим участникам внутриполитического процесса.