Все записи
11:50  /  17.06.19

232просмотра

9. Элвис Арон Пресли, Битлы, Н. Самбурская и блатные хайку от Рудольфа Фукса

+T -
Поделиться:

 

 - А что вы понимаете в гротеске?

Вчера, по дороге к морю, заехал к Рудольфу Фуксу. Это один из «столпов» русского шансона, кто не знает, можно почитать в Интернете. Пообщались на квартире и в музее. Тема была простая и вечная, как рифма к слову «оливье»: кто как пел «тогда», кто и как будет петь «потом».

 С моей стороны была Маша Ушакова, со стороны Фукса – помощник Серёжа и двоюродный брат Аркадия Северного Ростислав Звездин, тоже певец и музыкант. Обсуждали сценарий предстоящего художественного фильма об А. Северном, возведение памятника Джону Леннону в СПб, приезд в Питер изобретателя ‘wah-wah pedal’ гитариста Дэла Кашера, который хотел что-нибудь сыграть вместе с питерскими гитаристами, но только в хорошем месте, и кучу других новостей.

Для концерта выбрали «Распутина» на Мойке и отправились туда, изучать меню, напитки и акустику. Всё понравилось, девушки были на высоте, а певица – явно с высшим филологическим образованием. Не обошлось и без «гротеска». Уж кто-кто, а Фукс в этом понимает намного больше простых смертных.

Ведь он сам «человек – гротеск». Кто был у него дома, в музее и студии, - меня поймут. Их хозяин давно «наплевал на себя» и на свою личную жизнь, может подолгу не есть, не пить и даже не спать. Живёт только песнями, стихами, воспоминаниями о тех великих певцах, с которыми был лично знаком здесь и за рубежом, которым сочинял, создавал образ, помогал исполнять, записывать, продавать, показывал лично, как надо петь. И всё это бесплатно. Из-за любви к жанру и будущим поколениям.

Поэтому некоторые диалоги с Фуксом я запомнил, и спешу поделиться с вами. Без прикрас, так, как они звучали на самом деле. Ведь это для истории. Фото приложу в конце.

Р. ФУКС – Что интересно, Саша, я всегда больше думал о друзьях, о музыкантах и певцах, о публике, которая будет слушать и получать удовольствие. А о себе забывал совсем. Ну, и обо мне забывали. А бывали периоды полного безденежья, особенно в эмиграции. Как я выживал? Видимо, Бог помогал. Я и сейчас, когда разговор о деньгах заходит, я отказываюсь участвовать. Как Бог решит, так и будет.

Вот список людей, которые пели мою «Сингареллу». Двадцать пять человек (иностранцы) всегда говорили, кто её написал. Остальные ни разу. Всем нравится последний куплет к песне «Я чёрная моль». А почему бы не сказать, что это я дописал его? «Всюду деньги», «Семь сорок», «Вам хочется песен», «Скокарь», «Хиляем как-то с Лёвою», «Ромашки и рюмашки», есть своя «Мурка»; не хочу перечислять сотни других дополнений и исправлений к самым разным шлягерам и народным песням. Другие бы в суд подали, а мне и так хорошо. Правда, на дисках друзья стали уже писать мою фамилию (на столе ящики с новыми альбомами группы «Северок»).

АЗЪ – Я сам всегда все песни переделываю и дополняю, или переписываю заново. Ведь время ничего не щадит, уже те вещи 20х и даже 50х годов, которые раньше безумно нравились, теперь ничего из себя не представляют, кроме исторического интереса. Но меня тоже никто не упоминает. У меня тоже есть «Мурка», «Гоп со смыком», «Тётя Хайя», «Фонарики» и большая часть старого блата. Когда это попадает в Интернет, требую, чтобы писали автора. Напишут, а потом эта надпись пропадает. Но для меня главное, чтобы «жанр» не умер. И чтобы душа пела.

Р. ФУКС – А что есть душа?

АЗЪ – Лучше всех сказал Аристотель: «Душа есть первая бестелесная предельность любого устроенного целесообразно посильно живого тела».

Р. ФУКС – А если тело устроено нецелесообразно? Ты меня понимаешь)).

АЗЪ – Ну, тогда и души нет. Тогда врачам и психоаналитикам приходится изучать тело.

                                     ***

А что бы было бы без евреев

Название фотографии: "А что было бы без евреев..."

Ничего бы не было. - Ты имеешь в виду шансон или шоу бизнес?   

 - Да вообще ничего бы не было

Название фотографии: "Кто споет наши неспетые песни..."

б...., как же я спою все это?

Название фотографии: "Б..., а как же я спою все это?"

висели двое вниз головой

Название фотографии: "Висели двое вниз головой"

Ворона каркнула в соборе

Название фотографии: "Ворона каркнула в соборе".

Вот кто истинный отец шансона по-русски

Название фотографии: "Вот кто истинный отец шансона по-русски".

Вся жизнь - гротеск

Название фотографии: "Вся жизнь - гротеск".

Вход в святилище

Название фотографии: "Вход в святилище"

Дмитриевич, высоцкий, северный

Название фотографии: 'Дмитриевич, Высоцкий, Северный".

Души разные, а музыка одна

Название фотографии: "Души разные, а музыка одна".

Жанр не может умереть

Название фотографии: "Жанр не может умереть".

Название фотографии: "И никто, ни разу..."

Мы все учились понемногу

Название фотографии: "Мы все учились понемногу".

Название фотографии: "А тут была курилка".

не всем можно знать

Название фотографии: "Не всем можно знать"

Рудольф означает - славный волк, а ты- славный заецъ

Название фотографии: "Рудольф означает - славный волк, а ты - славный заецъ".

Сказали, cтучать надо

Название фотографии: "Сказали, стучать надо".

 

Шансон непобедим

Название фотографии: "Шансон непобедим".

Этот мусор надо в музей

Название фотографии: "Этот мусор надо в музей".

Я в Москву его заберу

Название фотографии: "Я в Москву его заберу".

Я тоже все переписываю

Название фотографии: "Я тоже все переписываю".

я у фукса, фотографии

Название фотографии: "Я у Фукса, фотографии".

"Р. ФУКС – А Бог есть?

АЗЪ – Бог – внутреннее обоснование противоположных сил, которые хотят воплотиться в теле. Не помню сейчас, кто сказал. По «телам» мы их и узнаём. И, иногда, поём в нашем блатном шансоне.

По моему убеждению, шансон - это те песни, которые лечат душу, если в ней что-то не так. И наделяют смыслом нашу жизнь. От простых эмоций, до самых главных её составляющих. А без них вся жизнь – гротеск.

Р. ФУКС – Души все разные, а музыка одна.

АЗЪ – Как-то Фридрих Ницше выдал такую фразу: «Нужны новые души для новой музыки». Кстати, некоторые молодые исполнители уже опять поют «старый блат».

Р. ФУКС – Кто такие, я не слышал.

АЗЪ – Настасья Самбурская, например. Хотите послушать?

Р. ФУКС – Непременно. Посмотрим, и, если надо, кое-что подскажем. Объясним, только очень вежливо, что делать можно, а что нельзя.

АЗЪ – Да пусть поёт, подсказать можно и потом.

Р. ФУКС – Вот Аркаше Северному подсказывать было не надо (достаёт старую тетрадь в тёмном коленкоровом переплёте). Это я писал в шестьдесят шестом, в лагере под Выборгом. Это начало песни, большими буквами. Места не хватило, начал писать маленькими, потом вообще каракулями, с сокращениями и пропусками. Ты можешь поверить, он взял и спел без запинки с листа. Мы записали. Потом много раз пытались улучшить запись, старались, но лучше уже не получилось. Так эта запись и осталась в истории.

На столе, кстати, первые мои записи «на рёбрах». Смотри, как сохранились хорошо.

АЗЪ – Какие толстые были тогда флюорограммы!

Р. ФУКС – Ты не видел ещё первые толстые пластинки Эдисона. И аппарат для записи на проволоке. Я и Элвиса писал, и Битлов. До сих пор храню именную медаль и часы от Пресли. Но никому не показываю – ведь не поверят. И с Полом Маккартни имел серьёзную беседу по поводу одной пластинки, которую я продавал. Там целая детективная история была.  Жаль, с Ленноном не удалось по душам поговорить, хоть мы и рядом жили. Всё откладывал. А потом его убили, почти у меня на глазах. Трагедия была для всей Америки. Но детский рисунок цветка из его квартиры у меня сохранился. Тоже никому не показываю.

                                            ***

АЗЪ – А как самому пишется? Трудно создавать шедевры?

Р. ФУКС – (берёт ту же тетрадь). Смотри, вот тут много коротких записей. Вначале одна – две строчки. Потом куплет. Потом, может даже через много лет, появляется песня или целая книга (я беру протянутую мне только что выпущенную книгу и читаю).

АЗЪ – Так тут все эти двустишья вынесены в эпиграфы к каждой главе. Вот это да!

                                 Кто хоть раз попил из сита,

                                 Стал похож на одессита.

МАША – Двустрочные тексты в 17 слогов на лирические и философские темы - это хайку. Вы можете сочинить нам «блатные хайку»?

АЗЪ – Но это очень трудно. Первая строчка обычно ни о чём таком не говорит. Например:

                              «Шёл я по проспекту, дождик моросил» …

Р. ФУКС – «А воронок уже подъехал».

МАША – Не получилось. У хайку должно быть три-четыре смысла.

АЗЪ – У настоящего хайку восемь смыслов.

Р. ФУКС – Давай, попробуем изменить, мне понравилось. Про Пушкина можно?

АЗЪ – «А дали бы Они Поэту»?

Р. Фукс – «Что, по ту сторону»?

АЗЪ – «По эту!»

Р. ФУКС – Давай ещё!

АЗЪ – «Ворона каркнула в соборе» …

Р. ФУКС – «Держите двери на запоре!»

МАША – Но собор всё равно сгорел. Вы же это о Парижской Богоматери?

Р. ФУКС – Ты ничего не поняла! Ну ладно, теперь я начинаю:

                              «Висят двое вниз головами» …

АЗЪ – «Хорошо висим, как два маленьких Муссолини!» (Муссолини казнили, повесив головой вниз). Первый: «Тебя за что»?

Р. ФУКС – «Плохо входил, сказали, надо стучать. А тебя за что»?

АЗЪ – «Я стучал, но не входил!»

МАША – Ну вас… Кто эти «они» и за что висят? Я знаю, что Муссолини подавали утром, вместе с чашечкой кофе, каждый раз новую девушку… Вы на это намекаете?

Р. ФУКС – Саша, это гениально, надо доработать, чтобы рифма была. Только всем говори, что это я придумал: «Висят двое вниз головами»! Ведь смешно!

                                             ***

Но увы, доработать я не успел. Смешной (да и не очень смешной, чтобы не сказать трагический) гротеск закончился. Мы уже были в такси, которое умчало нас в аэропорт.

АЗЪ