Все записи
16:40  /  20.09.19

1265просмотров

Записки психоаналитика

+T -
Поделиться:

ЧАСТЬ 3. 

СЕАНС номер 3. ОТ АКРАЗИИ ДО ПОЛОВОЙ РАСПУЩЕННОСТИ

- Ну что, Зиновий Андреевич, начнём всё с самого начала?

- Вначале было Слово….. Для учёных – всего лишь звуковые и электромагнитные волны и излучения,  вибрации неведомых струн во времени, в воздухе и ещё неизвестно, в чём, нечто космическое, а для меня -  Бог, Логос. Логос, по-гречески, это "мысль, как причина". То есть, внутренний строй мира, закон Божий.

- А кроме Бога и его Слова кто-нибудь ещё нас лечит, настраивает, регулирует?

- В организме это делают электролиты (с помощью эндокринной системы, её желез и гормонов), а в них - ионы, электроны и радикалы  (управляемые с помощью нервной системы). В них возникают наши мысли, ощущения, фантазии, движения, в них зарождаются и растворяются все ткани организма. Впрочем, это не наша область. Мы же не занимаемся материей. Какая мне разница, кто этот «ткач», который «ткёт» мой гастрит или мысли о выпивке.

- Тогда давайте попробуем ассоциативный метод.

- Давайте. Анекдот знаете?- Абрам, я таки дозвонился до Политбюро и спросил, куда мы движемся? - Ну и что? они сказали, - куда? - Сказали только, куда лично мне надо двигаться.

Только не надо говорить, что ассоциации изобрёл Фрейд. Ещё Дэвид Юм  предлагал использовать метод взаимного притяжения ассоциаций,  как главный философский принцип. Всё, что происходит в сознании, включая самоидентификацию человеческого «Я» и идентификацию объектов внешнего мира, есть не что иное, как «пучок представлений, объединённых между собой внешними связями – ассоциациями». Прошу заметить, доктор, «внешними» связями, т.е. объективно существующими в некой среде. Жаль, не сказал,  в какой именно.

- Да, я знаю, что Юм был эмпирик и объяснял движения умственных процессов с помощью всеобщего закона ассоциаций. А вот сходный по звучанию Юнг)) сравнил психоанализ с алхимией. Когда с помощью особого воздействия на человека достигается перерождение его субстанций, как духовных, так и телесных. Вы знаете, что такое «внутренняя алхимия»?

- Поиск способов достижения бессмертия?

- И абсолютного здоровья тоже. И «роста», то есть, реализации духовных задатков и уникальных способностей, которые дремлют в нашем коллективном бессознательном. Получается, что Фрейд – спаситель мира, ведь рост это не достижение богатства и долголетия отдельными личностями, это вторично, а совместное развитие коллективного разума, доступ широких масс людей ко всем видам творчества и самореализации. Об этом мечтала ещё Екатерина Великая: воспитать поколение новых людей, основываясь на развитии их природных задатков и их предпочтений, а уж они должны будут воспитывать следующие поколения во имя служения Отчизне. И где теперь эти поколения новых людей, без которых Россию не спасти?

- Я знаю, где. Спасибо за разъяснение. А я вот думал, что метод Фрейда это форма гипноза, психологическое манипулирование для выуживания конфиденциальной информации. Ведь слишком откровенные признания делают только очень близким и родным людям. Немудрено, что у пациента неизбежно возникает трансфер. А там – делай с ним, что хочешь!

- Да нет, зачем это психоаналитику, ведь к нему обращаются страждущие люди. Часто, к тому же, жадные, завистливые и недоверчивые. Если бы вы знали, как трудно вытащить на свет хоть что-то стоящее из больной души. Тут не до манипулирования. И, должен вас разочаровать, красивые и молоденькие барышни к бородатым и всезнающим дядькам не ходят. У них полно других забот. Да ещё время анализа – оно ведь может продолжаться вечно. Ведь вместо одних проблем всегда возникают другие, то болезни, до дети с внуками, то невозможность реализовать свои мечты, а то и бедность, нужда, разводы, смерти. Тут не до соблазнений. И отказать невозможно, зная, что другие помочь ничем не смогут, и ты – последняя инстанция.

Сейчас говорят, что психоанализ применяется в социальной инженерии – использование различных наук для достижения наилучших результатов в управлении производственными, научными и прочими коллективами. Хотел бы я посмотреть, как «социнженеры» добиваются «преклонения перед авторитетом», возбужения «инстинкта подражания», внушения уверенности, что любой добросовестный труд принесёт чудесные результаты! Скорее всего, они работают на возбуждении чувства вины и страхе неизбежного наказания за грехи, как это делает религия.

- Но вы же не будете отрицать, что Фрейд был член масонской ложи, занимался каббалой и мистикой, а также евгеникой и способами внушения на разных уровнях. От соблазнения невинных пациенток с помощью гипнотического тыканья в них сигары, до выдвижения странных гипотез о том, что, якобы, детские травмы, соблазны, и детская сексуальность важнее, чем наследственность. То есть, внушал, что даже слабоумного можно вылечить, а сильным и здоровым человеком легко управлять с помощью слов, символов, цифр и тайных знаний.

- Зиновий Андреевич, а вам не приходило в голову, что Фрейда у нас шельмуют неспроста? Он и такой, и сякой, человеконенавистник и шарлатан, наркоман, бабник, педофил и служитель еврейского заговора. И учение его ложное, ибо никакого учения не существует. Кому это нужно? Кто может получить выгоду от того, что психоанализ в России больше не будет существовать?

- Скорее всего, вы правы. Я помню, как нас заставляли ругать капитализм: там и нищета, и эксплуатация, и кризисы, и люди сходят с ума от отчаяния. А вот теперь, когда они производят всё, причём, наилучшим способом, когда они выстроили систему управления производством и людьми, когда мы проиграли мировой прогресс, науку и искусство, они смеются над нашими жалкими попытками освоить то, что сами так яростно критиковали. И никто не интересуется, куда делись поколения «новых  людей».

………………………………………….

- (После молчания). Вы меня спрашивали о причинах болезни. Вот вам сходу первая: нарушение функций происходит из-за нарушения ассоциаций. Что-то не так соединяется, смешивается друг с другом, потом не так разъединяется. Наверное, психиатры именно это имели  в виду, когда изобрели слово шизофрения, расщепление. Все болезни – это шизофрения. То ли Бог отказывается управлять человеком, то ли душа телом.

- У древних греков это называлось «акразия», болезненное или неправильное смешение соков, того, что вы назвали "электролитами". Второе значение относится к философии, это слабоволие (астения) или несдержанность, когда человек совершает не тот поступок, который ему кажется правильным и желанным, а совсем другой. Древние врачи прекрасно понимали, что вылечить человека это привести все его системы к идеальному балансу. Этим же занимается и психоанализ.

Что такое шизофрения, хорошо понимал изобретатель этого термина Блейлер: неадекватное выражение эмоций (точнее, нарушенные аффекты), примитивные неосознаваемые символические процессы (аутизм), одноверменное присутствие двух противоположных стремлений, например любви и ненависти сразу, причём сильнее выраженных, чем у невротиков (резкая амбивалентность). И вы правы, он считал причиной болезни расщепление личности в результате неправильных, неадекватных и нездоровых, то есть, патологических умственных процессов. Или неправильных защит. А они возникают из-за неправомерного включения или выключения сопутствующих или противоположных тенденций (по моей теории).

- (После молчания). Но что с чем должно соединяться, и что такое  неправильно? (Длинная пауза). Я   не знаю….. Мне не хочется думать по Фрейду, в границах Эроса и Танатоса, в границах конфликтов внутренних сил и энергий. Когда мышление – всего лишь результат запретов, внутренних (Сверх-Я), внешних (чужая воля), и невозможности из-за этого быстро достичь желаемой цели.

- Тогда придумайте что-нибудь получше. Да, аффект это состояние мозга и всего организма, например, аффект страха, в его основе лежит неправильная, часто двойственная, мысль, возникающая при невозможности исполнить желаемое. А мысль это процесс манипулирования  символами, замещающими конкретные предметы. При этом используется один единственный метод – проб и ошибок. Почему мы не можем найти единственное или выбрать одно из правильных решенией – неизвестно. Якобы у нас опыта не хватает. И мы совершаем ошибки сознательно, ведь на них мы учимся. Это как игра в шахматы.

Так что ваша собственная теория личности (если вас не устраивает доктрина Фрейда) должна содержать минимум абстрактных обобщений, иначе игра по её созданию затянется до бесконечности. И поменьше эмоций (я имею в виду отношения к близким, к Сверх-Я и собственной сексуальности), ведь эмоции это реакции приспособления к окружающему миру (особенно такие, как угрызения совести, гнев, цинизм, обида, самолюбование). Надо помнить, что это защитные реакции перед лицом наступающего невроза, причём требующие больших трат энергии, что противоречит основному биологическому принципу экономии. Старайтесь чаще мыслить логически и не поддавайтесь на глупые ассоциации.

- Я попытаюсь.

- Мне кажется, чтобы нам с вами говорить на равных, надо вообще-то сначала определить, что мы будем лечить, какую болезнь, если она есть, а о методах можно будет поговорить потом. Что толку вам сейчас объяснять значение «коррегирующего эмоционального опыта» как лечебного фактора?

- Что лечить? Доктор, иногда я подозреваю, что с этими немецкими терминами вы сами стали нерусским человеком! Лечить можно только одно – душу, ибо только она может болеть, тело само по себе «не болеет». Как кость, можете пилить человеку ногу, и он не почувствует. И вообще, если бы не душа, тело могло бы жить сотни лет, как было в древности. Душа даёт жизнь, она же её и забирает.

- Если душа, или её способ функционирования - психика, работает на болезнь, то надо найти причины патологической работы психики. Здесь я имею в виду не чистые абстракции, а конкретные внутренние конфликты между разными психическими силами (сознательными и бессознательными). Надо проследить развитие психических процессов (начиная с детского возраста), их организацию, нахождение того, что у них общего и чем они различаются. Всё это, причём в деталях, уже описано и его изобретать не надо.

Когда мы говорим психика, а не душа, разум, интеллект, мы имеем в виду возможность психического анализа, или, как сократил это понятие Фрейд – психоанализа. Тогда тело, как сущность данного человека, условно превращается в сому, биологическую основу психики, которая связана с ней инстинктами, бессознательным, удовольствием, аффектами, символами и т.д. Поэтому не надо бояться слова психоанализ – это просто отправная точка того, что сейчас называют психотерапией – приспособление различных методик консультирования к конкретной личности больного и мотивам его поведения.

Конечно, есть ещё поведенческий подход, когда человека обучают правильно реагировать на проблемные ситуации (чему его в детстве не обучали); когнитивный анализ, или метод распознавания и изменения "ошибочных" мыслительных процессов; экзистенциально-гуманистическое направление, которое ставит во главу угла самоактуализацию - такое развитие способностей, когда человек в состоянии удовлетворять все свои базовые потребности, изменив прежнее и сформировав новое "Я", открытое для получения знаний, эмоций, положительных ощущений. Всё это можно объединить одним термином: личностный подход, то есть всестороннее изучение конкретной личности и помощь ей в её конкретных проблемах, неважно каким способом.

Вот, вы обижаетевь на то, что психоанализ сделал неприятное открытие: человек рождается умственно неполноценным, противоречивым и, уже с двух лет, хитрым и асоциальным существом, что создаёт и будет создавать после наступления половой зрелости проблемы для него самого и общества. Так думают большинство психоаналитиков, и у них есть доказательства. Ведь это происходит всегда, несмотря на любовь и самоотверженность матери, форму её груди, качество молока и различные, исходящие от неё, стимулы или запреты. Какие бы надежды ни подавал растущий ребёнок, у родителей, воспитателей, а потом, рано ли поздно, у государственных органов возникает неизбежный, грустный, но единственно правильный вопрос, который звучит до неприличия просто: «Как обучить дурачка»? Ведь от этого зависят мир и война, классовое равенство и классовое различие, тюрьмы, пытки, любовь, лира и, конечно же, количество больничных коек.

Но тут мы попадаем в ловушку, но уже не психологии, а философии: что есть этот не похожий ни на кого упрямый и глупый «дурачок»? Это наделённый свободой воли человек, личность, самостоятельный биологический субъект или только некое индивидуальное активное начало в нём, скажем, набор тенденций? А если активное, насколько оно своё и насколько чужое, приобретённое, навязанное окружающей средой? Ведь оно - продукт социально-культурной жизни. Из чего тогда оно состоит? А что тогда есть душа, что такое её болезнь и здоровье, способности и потребности, насколько могут быть достоверными наши знания о себе самих и окружающем мире, и так далее.

Аристотель говорил, что душа есть первая предельность живого тела. А где предел души, который, по всей вероятности, необходим, чтобы душа не улетела и не растворилась в своих возможностях?

В физическом мире энергия связана с массой, температурой, инерцией, силой, скоростью.  Её легко обнаружить, рассчитать количество и увидеть результаты её действия. А в психическом мире? Обладает ли душа протяжённостью, или её нельзя замкнуть в теле, как в ловушке? Бывает ли она сильной и слабой? Всё, что мы знаем, это то, что энергией она наверняка обладает, так же, как формой и временем, но это не объективные категории, а чисто умозрительные. Есть ли ещё что-нибудь общее у тела и души? Есть, конечно. Это божественная суть, сущность, природа, - называйте, как хотите. Вот её мы и пытаемся понять и объяснить, говоря о личности человека. А уж каким языком, это зависит от целей, которые мы преследуем. Хорошо, если, как в психоанализе, этот язык понятен всем.

Если личность больного не изучается и не принимается во внимание –  это психиатрия, принудительное воздействие на социально опасного индивида, неважно осознаёт он опасность своего поведения или состояния, или нет. Или так называемая "доказательная медицина", когда лекарство только тогда рекомендуют, когда оно действует в экспериментах над большим количеством людей. Ясно, что прописывают его тоже в интересах большинства, а не конкретной личности.

Или вот ещё, возьмите различные методики, направленные на воздействие на психику через телесные упражнения: медитации, йога, пилатес, аутогенная тренировка, спорт, музыка, танцы, закаливание, "биологическая обратная связь", бальнеология, лечебный сон, гипноз и так далее. Якобы при этом снимаются мышечные зажимы, спазмы, напряжения, тело лучше проводит ток крови, кислорода и питательных веществ, человек лучше распределяет  "энергии", ресурсы, скрытые резервы и сам начинает решать свои душевные проблемы. А ещё, с некоторых пор, на Запад стал проникать дзэн-буддизм, который учит, что самосознание, собственные внутренние переживания и интуиция – ключ к тайнам более глубокого познания. Многие без ума от этого «открытия».

Я ни в коем случае не против, но знаю по опыту (как и Фрейд), что для решения вытесненных и застарелых проблем и предрассудков этого мало. Больше того, попытка решить серьёзные проблемы с помощью ухода в себя,  самовнушений, спорта или закаливания могут привести к противоположным результатам. А упорное желание стоять на голове, качать бицепсы, расслабиться, - особенно перед лицом реальной жизненной опасности, угрозы увольнения с работы или развода с любимым человеком, -  приведут только к ухудшению ситуации. Тут надо учитывать хотя бы азы наработок психоанализа. Пусть даже и не до конца разработанного самим автором и  прохладно принятого современным научным сообществом. Например, если вы вдруг осознали, что собственный ребёнок вас ненавидит, не надо сразу вести его к врачу и пичкать лекарствами. А если сами поняли, что ненавидите кого-то из самых близких людей, не надо сразу бежать в спортзал или садиться в позу лотоса.

- А на чём зиждется психоанализ, как наука? Или это не наука, а вид художественной литературы, описывающий характеры, симптомы, виды расстройств души?

- Научных гипотез две: психический детерминизм (любое событие в психике имеет свою причину и следствие) и примат бессознательных причин над сознательными в управлении поведением, причём как психически здорового человека, так и больного.

Я могу согласиться с тем, что это не наука, а вид терапии, и даже художественной прозы. Но особый вид. И на него не надо обижаться. Ведь не обижаемся мы на Достоевского или Пушкина за их описание людей и чисто человеческих недостатков. Хотя их сюжеты взяты не из клинических наблюдений, а просто из головы. В результате вдохновения или озарения, игры эмоций, ассоциаций, может быть, даже комплексов. На том же стоит и психоанализ. Зачем обижаться, если в результате достигнут положительный результат? Хотя и не всегда. Ведь не все любят даже нашу национальную гордость - Достоевского, я встречал людей которые его органически не переваривают, да так, что не в состоянии прочесть ни одной книги. А он ведь ещё до Фрейда любил употреблять слово «бессознательное», «бессознательно».

Под бессознательным имеется в виду то, о чём человек не имеет сведений, не может наблюдать непосредственно, а только делать выводы на основании косвенных признаков, догадок или фактов, а также всё то, что вытесняется неведомыми нам силами из памяти, сознания, наших восприятий и ощущений. Например, сновидения, навязчивые мысли, мотивы, побуждения, невротические симптомы являются тогда бессознательными, когда рассматриваются человеком как случайные или "чуждые" ему события. То есть, наиболее точные, интенсивные и имеющие максимальное значение для жизни процессы происходят как бы "без нашего осознанного участия". А чётко и однозначно понимаемые и осознаваемые нами собственные мысли и действия, особенно социально значимые, важные и судьбоносные, это скорее исключение, а не правило.

- А что же тогда сознание, сознательное?

- Раньше под сознанием понималась вся совокупность душевной работы (восприятия, память, речь, мысли, интенции и так далее) и оно было эквивалентом психики. А под психикой понималось отражение реальности, данной нам в ощущениях. Сейчас многие очень осторожно относятся к этому выражению, считая безусловно сознательными только малую часть невытесненных, то есть разрешённых обществом и внутренней личной цензурой (Сверх-Я и Я) процессов. По моему мнению, это, прежде всего, чувства и инстинкты (например, чувство реальности и инстинкт познания). Кому-то нравится наделять сознанием индивидуальный дух, коллективный разум, душу, и даже отдельные органы и клетки.

Инстинкт у человека, в отличие от банального рефлекса, это не просто врождённая способность реагировать определённым образом на совокупность конкретных стимулов, не просто наличие очага возбуждения в центральной нервной системе, что неизбежно приводит к двигательной активности для прекращения этого возбуждения путём устранения стимула (например, поедание пищи или убийство соперника). А целый ряд психологических событий, начиная от мобилизации врождённого и приобретённого опыта (своего и предков), и заканчивая размышлением, анализом, экспериментами, моделированием ситуаций, вплоть до создания теорий и изменения картины мира.

Это в том случае, если источником стимула, напряжения или возбуждения, является первичная биологическая потребность. А ведь напряжение может создавать и аффект, например, страх, ненависть, невозможность реализовать себя. Даже воображаемая измена любимого человека или просто наличие грязи и нечистот в месте обитания. Так что независимых друг от друга причин психического напряжения не две, а гораздо больше; и влечений, то есть источников "психической энергии" - силы, побуждающей делать что-то конкретное, - тоже. Но Фрейд ограничился сексуальностью и агрессивностью, ведь для описания поведения невротиков в конце девятнадцатого - начале двадцатого века этого было достаточно. И то его обвиняли в многословии и слишком сложных объяснениях работы «психического аппарата».

Извините за столь пространные изложения, но без этого мы не сдвинемся с места в нашей совместной работе. Если вы с чем-то не согласны, прошу вас, возражайте или дополняйте.

- А что сейчас я должен понимать под психикой? Способы работы души – это я уже уяснил.

- Понимайте, если сможете, все нефизические феномены, которые имеют отношение к человеку. Его практической и умственной деятельности, заботам, тревогам, фантазиям, болезням, влечениям, эмоциям, озарениям и догадкам. Например, бета-ритм головного мозга повышается при усилении внимания, а тета-ритм при переходе ко сну, их можно измерить приборами и даже регулировать, - но это не психические феномены, а их соматический, то есть телесный, материальный, а значит физический, эквивалент.

Психические феномены имеют не заряды и волны, а значение и смысл, и не могут быть спонтанными, случайными, возникать из ниоткуда и растворяться в никуда. Конечно, можно предположить, что они несут в себе информацию, а значит, какой-то вид энергии, а энергия связана с силовым полем,  напряжённостью, материей, временем и пространством, её можно кодировать и передавать на расстояние в виде волн, лучей, колебаний. То есть, накладывать на какой-то материальный носитель. В случае с человеком, пока не известно, какой.

Нам важно помнить, что бессознательное это то, что не имеет прямой и выраженной связи с текущей психической или вегетативной деятельностью, и что её можно определить только "психоаналитически", в чём и заключается заслуга психоанализа. Так что не спешите ругать Фрейда за сексуальность и агрессивность. Которые, как он утверждал, имеют оральное, анальное и фаллическое отражение в поведении и ребёнка, и взрослого, и невротика.

- У него вроде как любовь соединяет душу с телом, а сексуальность - сому с психикой?

- Похоже на то, например, через эрогенные зоны, оргазм. А вот агрессивность якобы не имеет таких зон, хотя и есть соблазн связать половые органы с образом орудий убийства и наказания. Возьмите, хотя бы, русский мат.

- Хотите, чтобы я привёл примеры?

- Не надо.

- А правда, что оргазм – это не только кульминация при соитии?

- Да как хотите. Оргазм – слово, произошедшее от «аргэ» - чувство, страсть. Если рассматривать его,  как высшую точку чувственного возбуждения, в результате которого аффекты напряжения заменяются состояниями разрядки, то можно говорить и об оргазме при удовлетворении других потребностей, связанных с инстинктами. Например, гастрономический, интеллектуальный оргазм, оргазм созерцания или движения. Чтобы правильно понять это, надо знать, откуда взялся термин психосексуальность. Юнг, который до того, как стать мистиком, был психоаналитиком, считал, что все человеческие влечения развились из относительно  единого примитивного либидо путём дифференциации. Либидо – по-русски похоть, поверхностное,  слабое хотение (так, мы говорим полюбить, почитать, побыть).

Если это так, то все отдельные влечения «похотливого» происхождения, и сексуальное влечение, либидо, для них как  бы общая сущность, энергия. Оргазм наступает, когда мы отдельно страстно хотим читать, есть, любить, быть и т.д., и можем в каждом этом действии достичь кульминации (или даже переусердствовать).

- То есть, если я хочу кого-нибудь вы*бать (извините, вы же мне разрешили говорить так, как я думаю), то это вообще, изначально, чистое либидо? Я припоминаю, у раннего Фрейда говорилось о двух видах психических расстройств: меланхолии и мании. Меланхолия возникает, если душа хочет, а тело не может, мания – наоборот. Ну,  хорошо, а что же тогда мастурбация, при ней я что, сам себя дифференцирую?

- Внешне – это «ману турбаре»: возбуждать рукой. В психоанализе – гораздо более серьёзное понятие, само достижение психосексуального возбуждения с помощью какой-либо деятельности, которая рассматривается как эквивалент более простой детской мастурбации.

Судя по всему, сегодня опять говорить придётся больше мне…. Ну ладно, хотите пример? Реклама всегда использует руки. Политики всегда протягивают руки. Ребёнок тянет руки. Супермен всегда одну руку держит в кармане.

- Последний вопрос, доктор. Психически, думаю, я вполне здоров, так как  понимаю, что у меня не всё в порядке и от этого мне тошно. Извращениями я не страдаю, хотя жена у меня сосёт, да и в толстую задницу я никогда не брезговал запустить свой член. Значит у меня какой-то невроз, но какой? Водочку люблю, особенно перед обедом или перед сном, но ведь она мне помогает чувствовать себя хорошо. Ненавижу злобных *удаков, уродов и тупых карьеристов, я их называю бесами, ведь их кто-то создал и послал нам на погибель, ведь не Бог же? А ещё демонов, суккубов и инкубов, которые питаются нашими флюидами, мыслями и желаниями, включая сексуальную энергию. От имени Лиля, например, мне становится плохо, а почему? Потому, что это имя иудейского суккуба, который является нам во сне  в разных обличьях, чтобы высосать всю душу. А утром даже встать с постели трудно. Но я же пока не психически больной?

- Жалобы связаны с симптомами, при неврозе создатель симптомов сам человек, а не какая-то болезнь, хотя часто виновата в этом и среда. Невроз назвали болезнью или расстройством для того, чтобы человек имел основание обращаться за помощью к терапевту, платил деньги ему и прочим специалистам, других причин нет. До Фрейда так называли расстройства личности. Но личность, как система, не может находиться в равновесии, это бы означало её гибель. Если вы говорите, что с сексом у вас сейчас всё в порядке – то у вас не актуальный невроз, а психоневроз, ибо причина его в прошлом, в истории, в душе. Там могут быть травмы, давно забытые детские переживания, просто события, к которым человек не был готов, и которые вызвали у него шок, испуг, осадок переживаний. Точнее, у вас «невроз характера», иными словами, симптомов нет, но есть некоторые черты характера, которые заменяют аналогичные симптомы. Но в этом надо ещё разобраться.

- Я понял. Хотя – если у человека опасное для общества поведение и он не обращает на это никакого внимания, не испытывает стыда, боли, раскаяния, если это происходит постоянно и не связано с его доступной для толкования историей – это уже психоз?

- Да. Особенно, если нарушена связь с реальностью и это видно невооружённым взглядом. Например, неадекватные поступки, фантазии, проблемы с речью, восприятием, памятью. Тревога, подозрительность, бред, галлюцинации. Попытки нанести ущерб себе и другим.

- Тогда бл*дство это тоже психическое заболевание?

- Не хочу об этом говорить, так как мы сейчас имеем в виду вас с вашим отношением  к миру, а не абстрактных женщин.  Хотя то, о чём  вы говорите – скорее истерия, акцентуация истероидной личности, типичный психоневроз с признаками, как говорят специалисты, аутизма или пограничного состояния.  То есть, человек, похоже, не понимает, что делает его тело. Некоторые аналитики считают, что в действиях истерика есть символический намёк на некоторые обстоятельства, первопричины….  Кстати, по этой теории и мужчины бывают истериками.

- Для бл*дей и слово то, какое подобрали? Акцентуация. Красота! Ну ладно, извините. Я больше не буду. Исправлюсь. Как говорят: «Больше ни грамма в рот, ни сантиметра в *опу"! Анализировать будете?

- Это не буду.

……………………………

СЕАНС номер 4.    МАТ, ЗАВИСТЬ И ТРАНСФЕР

- Фёдор Константинович, а чем вам не нравится мат? Вы разрешаете им пользоваться, но я же вижу, как вас каждый раз коробит даже самое невинное выражение.

- С чего вы взяли?

- Да ладно, я же чувствую. Но в психоанализе каждый должен говорить всё то, что в данную минуту хочет быть высказанным и услышанным. Если вводить искусственные ограничения, наступят паузы, задержки, вытеснения, или одни мысли  будут автоматически заменяться другими. Вы ведь не этого хотите?

- Нет, но дело не в этом. Мат ведь не только средство самовыражения, тогда достаточно было бы проанализировать его психоаналитическое значение (а оно лежит на поверхности), это ещё и способ воздействия на других людей, причём очень примитивный. Когда-то, на заре эволюции, у живых существ было лишь два вида общения: съесть друг друга, или принудить к половому контакту. Я полагаю, первые сигналы, которые они научились подавать, были связаны именно с этим, будь-то крики, раскраска, пение или жесты. Не зря же до сих пор всю сферу эмоций, то есть сферу общения живых существ, связывают с сексуальностью, накоплением и разрядкой некой условной сексуальной энергии. А мат служил оберегом или магическим способом уничтожить врага. До мата этому служили ритуалы и жесты (некоторые сохранились до наших дней).

- Но с тех пор многое изменилось. Я бы сказал, что с помощью мата можно даже сублимировать некоторые идеи, по крайней мере, с помощью русского мата.

- Чем же он лучше другого?

- А тем, что у него есть оттенки, как на картине художника, когда цвет меняется в зависимости от освещения, наличия других цветов и их сочетаний. Народ, когда ему хочется что-то высказать и отсутствует всякая цензура, вообще предпочитает говорить одним матом. Мат, матерщина – это ведь от материи, а мать почитается у русских превыше отца и Бога. А может он пошёл от египетского «маат» - порядок, то есть попытки  внести хоть какой-то порядок в нашу жизнь.

Вы были когда-нибудь в Оксфорде? Там есть всё для занятий наукой, и, видимо, копают там глубоко, особенно в сфере языка. Хотите прогноз: через пятьдесят-сто лет там студенты будут изучать русский мат, как универсальное средство общения. И самолечения. Я знаю точно, какие будут у них упражнения.

- Можете привести пример?

- Шёл *уй по *ую, нашёл *уй на *ую, взял он *уй за *уй и выбросил на *уй.

- Но это обычная скороговорка, видимо, из творчества Баркова, я что-то похожее слышал. Не годится. Вон, видите, там вдалеке идет какой-то человек. Что бы сказали о нём «русские люди из народа», которые наблюдали бы его так, как мы с вами сейчас?

- Вам в «женском»  варианте или «мужском»?

- И в том, и в другом, я же не могу ограничивать ассоциативное мышление.

- Пожалуйста (без паузы).

Первый вариант. «Глянь-ка, Серый! Вишь, мужичонка п*здует? Глянь, совсем опи*денел, видимо, с утра уже напи*дячился. Глянь, глянь, щас пи*данётся. – Пи*данутый какой-то. - Не пи*ди, какой он пи*данутый, просто что-то спи*дил и сейчас домой п*здюхает. - А давай догоним его и пи*ды дадим? – Ты чё, сам с прип*здью, а? Какая-нибудь пи*да будет проезжать мимо, увидит – и нам пи*дец. Следующий раз по пи*де дам за такое предложение».

Второй вариант. «Глянь-ка, Серый! Вишь, мужичонка *уярит? Глянь, совсем о*уел, видимо, с утра уже на*уячился. Глянь, глянь, щас на ровном месте *уебнётся. - *уйнутый какой-то – *ули там *уйнутый, небось чё-то уже в магазине *уйнул и сейчас домой *уячит. – А давай догоним его и  от*уячим? – Ты чё, о*уел? Какой-нибудь *уй увидит и тут же нас самих за*уячат. Следующий раз *уйло начищу за такой совет, ну тебя на *уй!»

Ну как?

- Не знаю даже, что лучше.

- Это точно. Всегда считал, что лучше *уйнуть сосца, чем «соснуть *уйца». А вы как считаете?

- Согласен. Но давайте вернёмся к вашим проблемам. Прошлый раз мы говорили о психике, времени, о душе, о детстве.

- Погодите, доктор. У меня сейчас голова занята другим. Я всё не могу понять, что же такое психоанализ и с чем его едят. Да, я  знаю, что я дилетант, хоть и прочитал горы книг. Но в чём же, всё-таки, секрет? Что, есть какое-то эзотерическое посвящение, тайное знание, ритуал? Чем истинный аналитик отличается от шарлатана? Ведь любой может получить диплом, выучить учебник и сидеть с умным видом, изображая мудреца.

- Вы меня ставите в тупик, дорогой Зиновий Андреевич, на такие вопросы  отвечать не положено. Хотя на самом деле ответ очень простой. Всё дело в практике. «Дикий» аналитик не имеет школы, его самого не анализировали и он на самом деле не понимает, что происходит с пациентом и с ним самим. Его цель – получить деньги за сеанс, а ведь сначала надо чему-то научиться, в том числе у более опытных коллег и самих пациентов. А это занимает много сил, времени и денег. А как происходит обучение начинающих? Попробуйте хоть раз вылечить кого-нибудь бесплатно, особенно, когда больной этому всячески сопротивляется, и вы тоже поймёте. А ведь так бывает не раз, и не два. Тот, кто это прошёл, вряд ли будет делиться секретами с непосвящёнными, поэтому то, что вы видите в учебниках, – особый жаргон, понятный далеко не всем. Там есть вроде бы очевидные понятия, но их надо уметь истолковывать. И  истолковывать их тоже по-разному, в зависимости от того, каких критериев, какой школы придерживаться. Возьмите хотя бы самый простой с виду термин: «Оно».

К этому я бы добавил чтение книг, особенно старых психоаналитиков, соратников Фрейда. Сейчас все их работы, включая ранее недоступные, дневники, записки, письма друг другу, лекции и выступления на конгрессах изданы, причём на разных языках, так что найти их не проблема.

- А зачем они нужны? Там что, раскрывают тайны воздействия на психику?

- Их ценность в другом. Представьте себе Венский конгресс по психоанализу, в зале люди, которые практикуют психоанализ не первый десяток лет, у всех ученики, лекции, собственные книги и наработки. И вот вам надо выступить перед коллегами. Ясно, что врать нельзя, а каждый факт надо уметь подать, правильно интерпретировать, честно сказать о том, что не понятно и почему. А случаи сложные, патологического материала - море, симптомы и поведение пациентов каждый раз разные, иногда просто мистические. Вот тут и проскальзывают истинные откровения, гениальные мысли и прозрения. 

- Пардон, Фёдор Константинович, вы сейчас сами похожи на Фрейда... или на грозный фаллос…. Хотите напугать или подчёркиваете своё превосходство?

- Вот вы и отвечаете на свой вопрос: всё зависит от того, как смотреть на вещи и какие им давать имена. Категории, то есть то, чем мы мыслим, способны меняться и даже наверняка меняются в процессе мышления. За что мне критиковать людей, которые их когда-то придумали и в первый раз употребили? Спасибо, что их не так уж и много, что они в большинстве своём взяты из естественных наук, как, например, психическая энергия – либидо, иначе вообще ничего понять было нельзя. Врачи, например, тоже пользуются жаргоном, к которому непосвященные не привыкли. Но врач, согласитесь, не только называет слово, он видел физически, во время учёбы и клинической практики, то, к чему оно относится. Например, тромб, абсцесс, симптом, мозг, афазию, бред, а вы - нет.

- Всё равно у меня ощущение, извините, что меня наё*ывают. Если психоанализ наука, то должна быть какая-то теория. Если мы говорим об аффектах, инстинктах, стадиях либидо, то должна быть какая-то таблица, как у Менделеева; или правила, как в шахматах, куда ходить, какая защита как называется; в каких случаях преимущество, а в каких – проигрыш. Вы не сможете меня переубедить, доктор.

- Мне не нужно вас переубеждать, каждый волен выбирать себе любую точку  зрения на всё, что происходит. Я же вас не сужу, например, за ваше имя, не говорю, что оно не соответствует вашему мироощущению, миропроекту «Холодковский». Не советую называть его, это самое мироощущение, скажем по-вашему, «пи*дострадание», и не даю себе скатиться на диагноз вашего мата как какой-нибудь «лингвоневроз на почве комплекса неполноценности». Психоанализ живёт не в названии школ, а в схеме лечения, которую можно предложить вам, пациенту, ведь потом она попадёт в ваше бессознательное и встретится там с вашей собственной схемой, схемой заложенной вашими родителями, идеологами, генетическими конструкциями. А ведь их можно легко сломать или нарушить, и кто тогда будет отвечать за результат? Ну, скажите, какой способ существует, чтобы узнать, о чём действительно думает пациент, что он скрывает?

- Паяльник в *опу или утюг на живот - и он сам всё расскажет.

- Вот этим и отличается «дикий» анализ от цивилизованного.                                

- А школы?

- Школы возникли вначале из-за ревности учеников Фрейда, которые стали конкурировать между собой, потом из-за зависти учёных друг к другу. Как ни скрывай, всегда очевидно, что одни знают или понимают больше других. И это не только в психоанализе. Фрейд всегда стоял на своём, вёл себя как тиран, и не допускал извращений своей науки, поэтому она дошла до нас в таком закостеневшем виде и не развилась в нечто более понятное и универсальное. Да и сейчас, тот, кто первым предложит  какую-то общую теорию психоанализа, наткнётся на такую злобу и критику всех остальных, что вряд ли уцелеет сам и сможет защитить свои открытия. Пример тому – сам Фрейд, как же его ненавидели и свои, и чужие! Вот вы говорили об аффектах, но ключевое слово не это, ключ надо искать в слове зависть, но вы об этом не знаете, и не думали. Что такое, по-вашему, зависть в психоанализе?

- Зависть к пенису?

- Есть ещё зависть к чреву женщины. Зависть к груди, отцу, к матери, братьям и сёстрам и т.п., но от этого зависть не  перестаёт быть завистью. Это базовая характеристика личности. Желание завладеть объектом, а если не получается – причинить ему вред или уничтожить. Это двигатель поведения, защита и способ существования, начало и любви, и соперничества, и самой жизни и смерти. Кстати у русских она, с прискорбием отмечу, особо развита. Конечно, есть ещё и жадность, и страх смерти, и бред величия, - но это есть и у других наций, так же, как ревность, тяга к алкоголю и тоска одиночества.

Ещё Святой Августин обратил внимание на наличие зависти у всех, даже у младенцев: «Я видел сам завистливого ребёнка, он ещё не говорил, а с бледностью на лице и со злобою смотрел на своего сверстника, сосущего молоко».

- Значит, если у кого-то что-то есть, из того, что я не имею, я буду с ним враждовать и соперничать?

- Даже если у вас будет то же самое, даже если у него нет того, что есть у вас.

- Как это?

- Ну, вот вы недоброжелательно относитесь к женщинам, особенно к удачливым и красивым, это и есть зависть. Хотя, по идее, они должны завидовать вашему пенису. Богатый человек завидует ещё более богатому, тот – нищему, который свободен и лишён страха потерять своё богатство, свой  мнимый «пенис», поэтому его физический пенис более могуществен, чем эфемерное богатство. Мальчик завидует большому пенису брата, но, когда сам становится взрослым, не теряет эту зависть, а только переносит на других «братьев», например предполагаемых любовников своей жены. В основе зависти – отрицание самого себя и гнев, обращённый на всё чужое и недоступное, яростное желание жить, быть вечным, быть более совершенным, чем тебя создала природа, поломать себя и даже убить, за то, что не можешь быть лучше других. Именно благодаря зависти, например, майский жук может летать, как птичка, хотя соотношение его веса и размаха крыльев теоретически не даёт ему такой возможности.

- Есть такой анекдот: если вы встретили существо с крыльями, не обязательно, что вам явился ангел. Это может быть ещё тот жучара…

- В моей теории я называю стремления живых существ греческим словом «Тимос», это, как правило, яростное желание жить и иметь что-то новое, чего нет у других, не потеряв при этом старое. Кто-то предлагает слово «Эрос», кто-то остался на уровне «инстинкта самосохранения». Для чего я это говорю? Да потому, что если мы не заполним некоторые пробелы в вашем, будем так его называть, «неврозе», то мы его не сможем понять. А  это можно сделать только с помощью специфических терминов, понятий. Если не тренировать вашу способность творчески мыслить, анализировать и себя, и других, - мы с места не сойдём; пройдут годы, пока вы вспомните свои «первичные сцены», «травмы», «сны»», «экранирующие мысли» и т.п.

- А у вас есть своя теория?

- Да, и у вас появится своя, когда вы, наконец, начнёте работать, а не заклинать себя матерными словами. Вот я вам предложу одну свою гипотезу. Болезнь непознаваема, так же, например, как магнитное поле. И там, и здесь есть фазы, есть напряжённость, которую можно измерить. Что может явиться объективным условием для начала психического расстройства. Я называю это «гистерезисом» – запаздыванием, запутыванием или отрицанием каких-то фаз. Но для вас это пока бессмыслица. Кто-то рассуждает об "осмосе", кто-то о "психопатогенезе" или загадочных мнестических остатках и первичных сценах. А кто-то считает, что болезней не существует, есть только разные состояния, или стадии борьбы организма с неблагоприятными условиями.

- Нет, почему. Я согласен, что моя болезнь тоже возникла по причине того, что я куда-то опоздал, или с чем-то опоздал. Может рано женился, а может поздно родился. И не в той стране. А может быть, я  всё время куда-то спешу…

Но вот я слышу, что основа теории психоанализа – осознание бессознательного материала, включая отношения с фигурами матери, отца, а затем и аналитика. Это происходит при толковании эмоций, свободных ассоциаций, сновидений, оговорок, произведений искусства, познавательных или эмпирических событий,  и так далее.  А что такое эмоциональное самовыражение русского человека, прорыв его бессознательного в сознательное, соединение агрессивности с сексуальностью? Это мат! Что есть эмоциональное переживание или корригирующий эмоциональный опыт? Снова мат! Что может помочь снизить интенсивность нашего с вами конфликта в условиях трансфера? Опять мат. Вам, конечно, он противопоказан, ведь вы должны всё понимать, но – отстранённо. Вы – лишь экран, на который проецируются эмоции пациента. Но почему бы вам не попробовать анализироваь и мой мат? Это же будет новое слово в психоанализе!

- Сначала надо понять причины вашего мата. Конечно, я с вами согласен, и об этом пишут все современные авторы, что случаи «излечения перенесением», даже после кратковремнных контактов, способны давать долгосрочный эффект. Но непонятно, в чем заключалось это успешное краткосрочное взаимодействие: в личности врача, сильных природных восстановительных возможностях пациента или чрезвычайных эмоциональных (проще сказать сексуальных) реакциях. Вот следующий раз вы ещё раз  дадите мне ваше первое, спонтанное объяснение болезни, как вы её понимаете. И ещё попробуем вернуться к вашим первичным матерно-материнским переживаниям. Потом дойдём и до мата.

Был такой психоаналитик Шандор Радо, он считал иждевенческое, то есть, слишком зависимое и неуверенное состояние перенесения у пациента, «уотцевлением», с которым надо бороться. Вы предлагаете взамен ещё более спорный способ лечения – «уматерение». Что есть не просто эмоциональное, а чисто сексуальное вовлечение врача в проблемы пациента. Тогда ему придётся самому проходить собственный персональный анализ, а пациенту – самому научиться анализировать свои трудности и состояния. Иначе – регрессия! А это неизлечимо, ибо присуще любому человеку и живому организму в безвыходных ситуациях, и она будет повторяться вновь и вновь.

- Так давайте двинем вперёд вашу науку, в смысле психотерапию! Пациент сам себя лечит матом, применяя его в отреагировании, свободном выражении  подавленных аффектов, в трансфере, в анализе своего происхождения, окружения, предлагаемых врачом новых моделей поведения и прочей «адаптационной психодинамики» господина Радо! А вы будете вносить поправки, комментируя его «мат-и-вации». А чтобы я мог сам себе помочь, вы будете учить меня психоанализу, а не просто молчать. Я согласен и на это, ведь так я сэкономлю не меньше десяти тысяч баксов! Или сколько там может стоить полный курс ассоциаций и абреагирования?

-  Неплохо сказано! Вы неординарный пациент. Но я знаю больше вас. Да, вы правильно сказали, что эмоции в современном мире больше связаны с психосексуальностью, чем с телесными процессами. Но у них осталось их прежнее качество – способность подавить разум. Давайте не будем экспериментировать. Пока же – можете употреблять бранные слова, если вам невмоготу.

- Это будет интересная беседа, доктор. Такого в моей жизни ещё не было.

- Спасибо. Боюсь, что мне придётся раскрыть ещё один секрет. Все термины, а из них мы рассмотрим только несколько, это запечатанные конверты. Где-то может быть вексель, подписанный Фрейдом, где-то – пустышка, чёрная метка, вызов на дуэль, а где-то, может быть, пластина из чистого золота. Бойтесь излишней терминологии. По крайней мере, пока.

- Доктор, я уже знаю, как я отвечу на ваши вопросы завтра. Нельзя ли сейчас задать мне  

наводящий вопрос, над которым мне придётся поломать голову?

- Пожалуйста, я могу. Вот скажите, чем отличается жизнь от смерти?

- Фёдор Константинович! Я ведь не смогу уйти, мне нужно знать ответ сейчас!

- За те жалкие гроши, которые вы, может быть, мне заплатите, я вам скажу. Готовы?

- Да.

- Жизнь повторяется.

.........................................(После паузы).

- Вы меня хотите заинтересовать?

- Нет.

- Докажите.

- Ну, скажите, как вы себя чувствуете.

- Очень хорошо. Весь день всё было легко, никаких симптомов (я знаю, что это значит). Мочевой пузырь, все системы работали нормально. Сон хороший приснился. Это важно? Это так должно быть?

- А чем вы это объясните?

- Доктор, не надо. Вы мне скажите, вы вправду знаете ответы на все вопросы? Вы волшебник? Вы - это только вы, или это мы, терапевтический союз? Трансферт?

- Я себе такие вопросы не задаю, однако скажу, что облегчение от воспоминаний, нахлынувших после беседы с терапевтом, наступает далеко не всегда. Бывают и кризисы с летальным исходом. Вот почему не надо торопиться.

- Вы хотите меня проверить на прочность? А если я не выдержу?

- Выдержите. Перейдём к детству. Или вам, как Фрейд, положить руку на лоб?

- Не надо, я русский человек. Я сам могу положить, и не только руку.

………………………..