Все записи
12:16  /  11.10.19

842просмотра

Записки психоаналитика

+T -
Поделиться:

 

Часть 6. СЕАНС номер 9. ЗАБЕГАЯ ВПЕРЁД: ЧТО ЖЕ ТАКОЕ, НА САМОМ ДЕЛЕ, ПСИХОАНАЛИЗ?  

— Мы так часто употребляем слово "психоанализ", что даже стали путаться, что это такое, анализ души, Духа, конкретного пациента или всего человечества? Это наука или практика исцеления от недугов? Я понимаю, что тороплюсь, что так нельзя, что это опасно. Но хоть что-то можно, хотя бы в общих чертах? Я согласен выполнять все задания, буду терпеливо работать над собой, думать и искать своё место в этом ужасном мире.

— Вот видите, в двух словах не получилось, вопросов возникло ещё больше. Где гарантия, что после нашего откровенного разговора и моих кратких объяснений их не станет ещё больше. Моя задача, чтобы вы объясняли, а не я.

— Скажите по-человечески, что вы сами о нём думаете, и я успокоюсь.

— Это, скорее всего, не наука, не медицина и не философия, и даже не антропология. Просто попытка осмыслить и объяснить человеческую природу методом "аналогии": если в неживой природе что-то есть, то оно должно быть и в живом организме (например, энергия). Если что-то есть у животных, а человек — животное, то мы вправе предположить, что это есть и у человека (например, инстинкт). И так от простейших существ до самого Бога, ведь древние не зря говорили, что человек жалкое существо, ибо застрял на полпути от животных к богам.

Мышечные волокна, глаза, нюх, инстинкты, радость жизни, — стали намного слабее, а бессмертие и мудрость мы так и не обрели.

Тут надо ещё учесть, что первые психоаналитики были гуманистами, наследниками эпохи Просвещения, которая вобрала в себя достижения периода Возрождения и мысли античных философов о природе человека, о душе, о страстях, чести и долге, морали и нравственности. Они изучали латынь и французский, и не могли не читать Эпикура, Сенеки, Плутарха, «Опыты» Мишеля де Монтеня, произведения стоиков и скептиков (которые были глубоко убеждены в невозможности достоверного познания, открыто говорили о гедонизме и эгоизме, как движущих силах человеческого бытия).

Хотите, приведу цитату из Монтеня, "О пользе и честности", мою любимую? Вот послушайте, это мой перевод со старого французского, почти дословно.

"То, что мы построили, в общественной и частной жизни, полно недостатков. Но: в Природе не бывает ничего бесполезного; включая самоё бесполезность; ничего такого не задумывалось в этой Вселенной, что не может занять присущее ему место.

Наше существо соединяется воедино с помощью болезненных качеств. Амбиции, ревность, зависть, месть, предрассудки, отчаяние, — укоренились в нас настолько натуральным образом, что мы склонны считать их наследием животного мира. И даже жестокость, хотя она и не присуща природе: ибо, вместо сострадания, мы чувствуем внутри, уж не знаю какое кисло-сладкое болезненное сладострастие, когда видим страдания других. И даже дети это чувствуют:

Suave, mari magno, turbantibus aequora ventis,

E terra magnum alterius spectare laborem ".

(Lucrece).

— Как хорошо в разгар шторма наблюдать с берега тяжкие страдания людей, борющихся с волнами и ветром?

 — Именно так. Вот откуда уверенность, что "невроз не говорит глупостей», а сновидение полно тайных и явных смыслов? Что каждый симптом — язык то ли тела, то ли души. Что если боги намеренно изобрели сексуальность для погибели человечества, а мир полон символов вагины и фаллоса, то это для чего-то нужно и даже важно?

Просто нам трудно это понять без искусства толкования символов и игры свободных ассоциаций.

— То, что хотел сказать Монтень, и побоялся до конца признать Фрейд, я бы выразил следующим образом. Несмотря на благородство помыслов и богатое культурное наследие, человеком и человечеством правят страх, иллюзии, гнев, ложь, эгоизм и агрессия. Нет более сильных побуждений и устремлений, чем война с целью уничтожить соперника, захват чужого имущества, пьянство, разврат, зависть к себе подобным, разрушение и саморазрушение. Кто хочет разобраться в том, что же такое человеческая личность, должен постоянно это иметь в виду, а не ограничиваться анализом инстинктов, произведений искусства и научных достижений в области нейрофизиологии.

Психические расстройства так же присущи человечеству, как и часто вызывающие их секс, агрессия, преступления и запретные желания.

— Хорошо. Со словом "анализ" всё ясно. А "психо-"?

— "Психо" у Фрейда это то, что невозможно понять или объяснить с помощью физиологии, по-русски «душа».

Например, когда хочется есть или пить — всё ясно, в мозг поступают сигналы от желудка и внутренних органов, тело начинает искать источник пропитания, если его нет, оно способно убить и сожрать даже своего соплеменника (под телом я всегда понимаю весь организм, включая мозг, который им управляет).

 А вот когда девочка хочет трахаться со своим отцом, да так сильно, что готова скрыть свою страсть, став лесбиянкой, истеричкой, или полностью поменяв пол, —  тут уже психика, субъективная часть души, один из способов её существования. В мозгу таких субъективных «центров» принятия решений нет. Да, его области приходят в возбуждение, но что конкретно принимает решение и как – неизвестно. То же самое происходит, когда, не зависимо от тела, возникают болезни, человек поступает не во благо себе и семье, а во вред, становится преступником и маньяком. Или целая страна гибнет, под влиянием непонятно кем созданной идеологии.

Как я уже говорил, в древнем Риме проститутками были рабыни из германских племён, они пользовались успехом, и поэтому другие жрицы любви стали красить волосы светлой краской. Рима уже давно нет, а блондинки до сих пор считаются более сексуальными. И ведь никто этому не учит.

Наша наука больше всего ценит знания о том, как обрести и сохранить чувство реальности. Для этого изучают генетику, рефлексы, биологию и математику. Психоанализ же доказал, что нет более сильного желания, чем уход от реальности. В сон, транс, иллюзию, фантазию, мечту, нирвану, болезнь Альцгеймера или даже смерть.

— Кто бы спорил, Зиновий Андреевич! Но наша задача не изобретать психоанализ заново, а разобраться в самих себе, собственных фантазиях и заблуждениях. И научиться с ними бороться, мы же не секта магов или самоубийц.

  • Фёдор Константинович! И всё же: насколько материальна душа? Ведь в ней столько информации. Только для меня, я никому не скажу)).
  • Материя — это то, что нам является в мире. В виде феноменов. Тут уже намёк на необходимость души, ибо чему эта материя (если, конечно, материя "она", а не "оно"), может являться? Быть данной, так сказать, в ощущениях? Только ли телу, глазам и ушам?

Душа, конечно же, невидима, не явна, но, благодаря ей, даже незримые вещи могут существовать. Мы их называем «духовность», "духовные сущности". Панпсихизм говорит о всеобщей одушевлённости универсума, витализм отделяет «жизненную силу» от физико-химических реакций. Но спор идёт об одном и том же.

  • Но есть же и в материальном мире неявные, но материальные по сути, измеримые с помощью приборов, причины? Силы, энергии, массы, поля, полярности, притяжения, инерции и так далее?
  • А что мы делаем, когда их измеряем?
  • Мы их представляем в виде цифр.
  • То есть, в виде информации. Но причинность Духа, идеи, сгустки воли, самые причудливые виды психических расстройств или сексуальных извращений, тоже можно представить в виде бестелесной информации, просто никто пока не предложил, как это сделать. Мы догадываемся, что душа результат взаимодействия тела и духа. Результат этого взаимодействия — возникновение ядра любой личности, которое состоит из сплава психофизических тенденций. Можно их назвать и онтологическими.

В любом случае, эта моя идея о всеобщем господстве тенденций, является синтезом всех серьёзных наук о человеке и самых смелых гипотез. Причём, самая смелая из них, пропаганде которой мы обязаны Фрейду, — существование психической реальности, независимой от тела. Например, «психических картинок" внешнего мира, мыслей, образов и желаний, включая давно забытые или унаследованные от предков. И возможность эту реальность "тестировать" с помощью некого психофизического "Я", которое, как утверждают психоаналитики, живёт в нашем наполовину биологическом, а наполовину психическом "аппарате" и правит нами с помощью импульсов или влечений, идентичных сексуальным.

  • Вы верите, что мысль материальна?
  • Только частично, если можно так сказать. Мысль это психоматерия. Её личная, эмоциональная и телесная часть, материальна, как и сам человек. Идеи и божественные сущности нематериальны и бессмертны.
  • А что это меняет?
  • Очень многое. Ведь тогда напрашивается необходимость новой методологии чисто психологического, а не нейрофизиологического, генетического или биологического исследования этой психической реальности и основанного на ней поведения людей. И какая разница, что лежит в основе: биоэнергетика или психоэнергетика. Какая разница, что скрывает невроз: набор архаических приспособленческих механизмов, которые могут активизироваться в любой момент, или ошибки эволюционно-исторического процесса со всеми его трагедиями и экономическими этапами? Или же чисто сексуальную этиологию со стадиями развития либидо.

А если этиология не сексуальна, или не только сексуальна? Если это результат страха смерти, эксплуатации, нищеты, невозможности себя реализовать, защитить семью? Если в основе её мысли Дьявола, инопланетных посланников или козни живущих среди нас тайных сект? Тут психоанализ заходит в тупик и ссылается на недостаток материала для наблюдений, или гениев, типа Фрейда, чтобы их объединить.

…………………………………

Мы не можем обижаться на Бога, если нам снятся кошмары или где-то в подкорке формируются невротические симптомы. Не мог же Создатель наделать столько ошибок и допустить такое несовершенство психики! Так кто же виноват в "патологическом подавлении" или вытеснении (pathological repression) влечений? Цензура, Сверх-Я, воспитание или идеология?

Кто-то предпочитает говорить о филогенезе, примате детского опыта, фиксациях, регрессиях на предыдущие этапы, психосексуальных стадиях. Первичных (импульсивных) и вторичных (ингибирующих) психических системах. Характере, наследственности, предрасположенности к болезням, пороках, талантах и гениальности. Речь всё равно идёт о фрейдовской (и дарвиновской) психобиологической концепции человека.

Причём слово "психо" т.е. то, что якобы вытекает из первоначального греческого и русского слова "душа" (дышать), часто только подразумевается, особенно в английских текстах, которые пестрят терминами, больше похожими на "разум" или "мышление": mind-body problem, theory of mind, mental illness, mental apparatus. Им противопоставляются "irrational and instinctual forces", то есть, неразумные, бессознательные силы. И из всего этого личность "должна вырасти"(!) Достичь стадии сознательного "развития" в направлении более социально приемлемого (!) существования. Так что у англичан психоанализ другой, а у китайцев, индусов и арабов его вообще нет. Там душа — это всё, весь человек без остатка.

— А если Бог сделал всё правильно и наша психика совершенна? Ведь мы же выжили и пережили страшных ящеров, хищников, людоедство и ледниковый период?

— В том-то и дело. Ведь тогда никакой психоанализ не нужен. Да и медицина тоже. И психических расстройств не существует. Просто мы не научились пользоваться теми способностями, которые вложил в нас Господь.

— А можно пример?

— Бог даёт нам много счастливых моментов, когда вся душа поёт и мир становится прекрасным. А сколько было в нашей жизни случаев бескорыстной помощи, сердечного тепла, доброты, милосердия, прощения грехов? Попробуйте все их вспомнить, записать, осознать, пережить заново. Ваше давление и сердечная деятельность сразу же придут в норму. Попробуйте молиться в старинном храме (лучше было бы в том, где молились ваши предки). Ощутите себя ребёнком, с его наивным восприятием природы, восхищением и изумлением перед всем, что происходит. Или глубоким стариком, с его мудростью и спокойствием перед лицом смерти. Крепко обнимайте друзей и чаще целуйте любимых и родных. Вы заново почувствуете в себе пульс жизни, желание смеяться и радоваться, а какие-то части тела и души просто перестанут болеть.

Ничего подобного мы не делаем, предпочитая лень, пьянство, обжорство и негативные мысли по отношению к себе и окружающему миру. А потом лекарства и операции.

И возникают два интересных вопроса: "Кому это нужно?" и "Куда могла бы пойти эволюция человека после широкого применения теоретических конструкций фрейдизма в политике, экономике, истории, философии и собственно психологии?".  Не появятся ли на Земле пресловутые андрогины, биороботы, клоны и киборги,  и не исчезнет ли сексуальность вместе с генитальностью?))

— Да что тут думать, чем меньше будет рождаться людей, тем больше останется средств для выживания. Ещё Мальтус это отметил, имея в виду сексуальные запреты.

— А Дарвин создал теорию, по которой выживает сильнейший и самый приспособленный, в том числе и в результате сексуального отбора.

По Дарвину, жизнь — это борьба, а виды вымирают, если они не могут приспособиться к внешнему миру. Фрейд добавил к этому, что "индивиды погибают от внутренних конфликтов", сначала между эго и либидо, затем между инстинктом жизни и инстинктом смерти. Его знаменитая фраза: "Непримиримость идей является лишь отражением борьбы между различными инстинктами". И ещё одна: "Прошлое — ключ к настоящему".

— А как это может сказаться на эволюции? Ведь эволюционный процесс появления новых видов прекратился? Почему, кстати? Мы так и не выяснили до конца. Ведь тенденции были тогда, есть и сейчас.

— Вначале формы существования психосоматических тенденций были гибкими и позволяли видам изменяться в любую сторону (до сих пор головастик плавает в воде но может превратиться в летающее насекомое). Что же произошло?

— Ума не приложу. Виды стали хитрее?

— Не только. Они научились передавать опыт грядущим поколениям с помощью языка, то есть, не с помощью долгого процесса наследования, а с помощью «мыслеформ» (язык не обязательно слово, это может быть танец, как у пчёл; раковина, как у моллюска; окраска, как у птиц). Главное здесь то, что новый и более удачный способ существования получает достаточно быстрое закрепление сначала в памяти, потом в бессознательном, а потом и на генетическом уровне.

— Вот это да! Как же это происходит? Язык связан с генами?!

— Скоро мы узнаем, ведь генетика развивается семимильными шагами. Отдавая предпочтение тем или иным мыслям, мы также невольно способствуем закреплению уже существующих генно-языковых «окаменелостей» на соматическом уровне.

— А речь?

— То же с оборотами речи, грамматикой и произношением, мы все говорим на языке мёртвых, который не в силах изменить. Любое государство охраняет язык, как зеницу ока, точно так же, как национальную культуру и искусство. Ведь они закрепляют старые, традиционные и безопасные для него способы самовыражения его подданных.

Новые мысли способны на многое, даже на изменение внутривидовых качеств. Если они сопоставимы по силе и новизне с «первомылсями», они способны разрушить какие-то базисные характеристики вида.

Однако, новый вид человека появится только тогда, когда все, или большая часть, мыслеформ (матриц, штампов, стереотипов) будет разрушена и тенденции вновь будут существовать автономно, произвольно соединяясь в ответ на изменение среды и желания Тимоса. Сейчас такие разрушения возможны, например, при радиационном и химическом воздействии на генофонд, когда-нибудь это будет достигаться и психологическими методами.

— Женщины останутся?

— При двуполом размножении шансов измениться немного. Ведь пол это тоже творение древнего языка, «окаменевшая» мыслеформа. Мы не знаем, что предшествовало этому событию.

— Кто-то кого-то впервые назвал сукой!

— Теперь обе особи должны будут изменяться одинаково, чтобы разрушить старое и быть способным соединиться с новым на генетическом уровне. Женщина, как вы знаете, более консервативна.

— Теперь понятно, почему женщины мечтают переспать с людьми другой расы, а то и с представителями другого вида. Ведь мы в генетическом тупике!

— Всё больше людей страдают дислексией, причём с детства. Язык отвергается, особенно письменный, он кажется опасным для эволюции. А ведь так оно и есть!

— Так что делать? Опять стать однополыми или клонировать себя?

— Надо изменить ход нашей цивилизации, создать совершенно другой язык, где тенденции будут использоваться «по назначению». И жизнь должна измениться по этому же принципу. Ведь сплошь и рядом мы используем тенденции неправильно. Например, чтобы скопить денег и стать богатым (обсессивность), мы пытаемся задействовать фобию (труд, спорт, войны), истерию (пение, пляски, театр, политику). Или: болезнь (здоровый, по существу, механизм для решения психосоматических проблем) превращается для одних в защиту от несправедливых общественных притязаний, а для других в профессию по узнаванию вызванных этим симптомов.)) Вот вам и признаки затвердевания мыслеформ.

………………………………………

— Проклятый Фрейд! Борьбу телесных сил перенёс на борьбу душевных, вот и всё, что он сделал. Дуалист несчастный. И не возражал, когда его "влечения" переводили словом "инстинкты", хотя это совершенно разные понятия.

— Вот с тех пор мы все и живём в мире дуализма. Фрейд, с его психоанализом, как ни крути, изменил наше мировоззрение и всю картину мира. Вся психопатология, со времён Краффта-Эбинга, включая сексуальные извращения и неврозы, это борьба двух физиологических целей: самосохранение и воспроизводство себе подобных. Например, у женщин: страх беременности и желание забеременеть. У мужчин: страх заразиться и желание оплодотворить как можно больше самок.

Ещё пример: некоторые психогенные болезни внезапно проходят, когда возникает реальная угроза смерти. Проходит паралич, заикание, амнезия и тому подобное. Некоторые идут дальше, и связывают с нервной системой и историческим процессом (филогенез), такие врождённые болезни, как ночные кошмары, судороги при прорезывании зубов, ДЦП, мигрень, дефекты губ, нёба, черепа, все болезни подросткового периода, дефекты воли, морали, умственного развития.

Филогенез это не только болезни и пресловутая "наследственность", о которой с загадочным видом говорят врачи, но и способность получать сексуальное удовлетворение любым способом, который использовали наши отдалённые предшественники, включая, может быть, и простейших животных.

— Жалко, не говорят, какие именно способы.

— Хорошо, хоть обозначили психосексуальные стадии. А ведь они связаны с размножением, которое не всегда происходило с помощью половых органов. Или эти органы были другими (рот, клоака, кожа, органы чувств, деление или слияние, споры, пыльца и Бог знает ещё, что).

— То есть признали, что секс, со всем его удовольствием, экстазом и оплодотворением, происходил когда-то через мышцы (все половые органы состоят из них), кожу и желудок (гаструлы), кишечник и жопу (клоака у птиц и рыб), через рот (у моллюсков), всё тело (сперматозоиды полностью растворяются в яйцеклетках), и даже нос (там нашли эрогенные зоны). Что-то глубоко внутри мне подсказывает, что и молочные железы были когда-то половыми.

А волосы были тычинками или пестиками, уж больно близко они растут к этим самым зонам... Гланды тоже давно вызывают подозрение. А про глаза я молчу, оттуда секс так и прёт, причём попадает прямо в мозг, и уже доказано, что на кого самка смотрит (до и после беременности), на того ребёнок и будет похож. А как забеременела матерь Божья? Ладно, молчу.

Раз сексуальность (и способы размножения, отложенные в бессознательном), причина всех болезней и всех психических процессов в организме, то даже дрожь берёт от мысли, из чего же она на самом деле состоит!

— Как раз учитель всех фрейдистов Wilhelm Boelsche об этом и писал в своей нашумевшей книге "Любовь-жизнь в природе" (издавалась большими тиражами в1898 - 1903). Там есть интересное замечание по поводу древних способов полового сношения (у примитивных губок) "рот в рот" и "желудок в желудок", и что, не будь "биогенетических" законов, трудно было бы объяснить то удивительное чувство "благосостояния", которое нас охватывает после вкусной еды.

— Или выпивки.

— И такой факт, как попытки ребёнка взять предметы ртом или ногой. А популярнейший спорт в мире футбол? Ведь там руками играть нельзя, зато ногами можно. Или головой.

— А баскетбол? Там-то только руками играют. Ручной способ, так сказать.

— Там другое. Цель — не ногами цепляться за ветки и срывать плоды, а засунуть в круглое отверстие, которое тщательно охраняют, не менее круглый мяч.

……………………………..

Ещё друг Фрейда Вильгельм Флисс добавил масла в огонь. Он сказал, что сексуальный выбор не всегда зависит от естественного отбора. Иначе уроды бы не рождались. Самка и самец выбирают не сильнейшего и самого приспособленного, а того, кто лучше дополняет их собственную, от природы заложенную, бисексуальность! The theory of complementary bisexual object choice.

Некоторые ученики основателя психоанализа, вроде Адлера, от страха потерять все ориентиры, вернулись к примату самосохранения, самоутверждения, самореализации, мужскому протесту и всему, что из этого вытекает.

Вот что такое, батенька, психоанализ. С одной стороны, это наследие Дарвина, который доказал, что человек не отделим от более примитивных существ по шкале живых организмов, и, если тело не справляется с проблемами, психика способна на регрессию, или инволюцию к более архаичному наследию предков. С другой стороны, психоанализ обязан Ламарку, который объявил, что приобретённые качества наследуются. То есть, усилия организма по решению и внешних, и внутренних проблем, приводят к изменениям вида, иначе говоря, эволюции. А это значит, что внутренние усилия (бессознательные мысли, желания, мотивации, потребности), о которых мы даже не подозреваем, являются причиной нашего поведения. И поведения наших детей, внуков, правнуков.

— Так что, дурные мысли наследуются?

— Хочется думать, что хорошие тоже.

— То, что вы сказали, может иметь большое значение для составления "иерархии инстинктов". Ведь более древние окажутся более сильными, и будут больше влиять на эволюцию. И будут важнее для всякого рода фиксаций и регрессий.

— Очень хорошо. Надо их правильно расположить и правильно назвать!

………………………….

А во всём надо винить культурное развитие, с его неправильными стимулами сексуальной гратификации, и угрозами жизни и здоровью от неправильной системы запретов, внушений и наказаний. Конечно, я не имею в виду только инквизицию или Советскую власть, но и её тоже.

Как в эмбрионе прослеживается филогенез живых существ, так и в историческом развитии человека есть признаки возврата к когда-то действенным, но изжившим себя системам выживания.

Правда, к этому ещё добавился виртуальный мир Билла Гейтса.

—  А как же современные учёные? Они занимаются механизмами наследования?

— Учёные с остервенением режут крыс и мышей, пытаясь понять генетические механизмы передачи информации. Исследуют также эпигенетическое наследование (изменения в фенотипе без изменения последовательности ДНК). Составляют когнитивные карты и определяют параметры биологической обратной связи при обучении, введении лекарств, воздействии стрессов. Чистая физиология: механизмы поведения, условные рефлексы, активность генов-регуляторов.

Когда-нибудь они дойдут и до психоанализа. Если им разрешат. Ведь Фрейда наука отвергла.

………………………………

— Простите меня грешного, уважаемый Фёдор Константинович! Но вы ведь тоже психоаналитик?

— А почему нет? Только у меня не один огромный и мощный инстинкт — сексуальный со всеми его "составляющими" или компонентами либидо, — и не два (сексуальный плюс инстинкт смерти, инстинкт возврата в неорганическое состояние), — а восемь.

И каждый из них никак не может быть второстепенным, как и соответствующая ему тенденция или влечение. Посудите сами: без половых сношений человек может прожить (даже если у него удалить соответствующие органы), а вот без движения, коммуникаций, еды, дыхания, мышления, познания, чувства безопасности, — нет.

Так что и меня, наверное, тоже отвергнут.

— Ну, а зачем Природе, или Создателю Человека, разные фиксации, фрустрации или ингибиции, остановки действия инстинктов и их извращения? Хотя, что я, дурак, спрашиваю. От раз найденных механизмов адаптации к невыносимым условия среды никакой организм не отказывается просто так. Где-то в памяти хранится информация о том, что всё меняется, но очень часто возвращается и повторяется. Так что никто не знает, а вдруг придётся вновь становиться земноводным и метать икру через анальное отверстие. Или, как губка, захватывать сперму губами...  И назвали то бедных животных как! Губки!

……………………………………

— По поводу психофизики, на которой зиждется фрейдизм. Вот говорят, что души обитают в небесах или раю. Всё, что «обитает», хотя бы частично материально, неважно на каком «носителе» записана эта информация. Материя и есть универсальный «носитель». Нет материи, не будет и информации, останется только чистая энергия, и, может быть, время. Благодаря времени, душа способна различать настоящее, прошлое и будущее. Благодаря энергии, она способна на движение (мы говорим: душа поёт, душа страдает, душа тянется к свету, любит, ненавидит).

Также нам известно, что Дух способен проникать в материю, например, наше тело, и это тело начинает развиваться, достигает максимума своих возможностей, а потом вдруг резко стареет и умирает, часто даже не оставляя потомства.  О чём это говорит? Не будучи вообще материальным, Дух не смог бы, никоим образом, даже чуть-чуть, слиться с материей. А тело, не будучи вообще духовным, не могло бы подчиняться законам души. Есть ли в этом противоречие? Чем законы (лучше сказать причины) духа отличаются от законов (причин) материи, или они одни и те же? Или законов нет, а есть универсальные причины?

  • Действительно, сам факт, что дух может проникать в материю, говорит о том, что у них есть нечто общее. Или: в материи духовное, а в духе — материальное. Но об этом «нечто» ничего не известно.
  • Я называю его «тенденциями». Фрейд писал об инстинктах и влечениях, как о неких божественных сущностях, но, по сути, сводил их к одной — сексуальной, или, по-русски, половой. То есть, чисто биологической, дающей жизнь, восторг и удовольствие от жизни всему живому, а значит и духовной, и материальной сфере сразу.  Логично возникает вопрос, а как назвать духовное в материальном? Если его больше, и оно доминирует? Это ещё дух или уже какая-то духовная материя? Если пользоваться фрейдистским понятием «бессознательное», вместо понятия «дух», то тогда это либо «психическое бессознательное», где больше духа, либо «соматическое бессознательное», где больше материи, чем духа. Я называю их сокращённо БСП и БСС. Их можно определить, как: первичные психические потребности, или влечения человека, и его первичные соматические потребности, или эмоции и аффекты.
  • Почему так сложно? Любое мудрствование от бесов и обычно приводит лишь к заблуждению и погибели души!
  • А как иначе отличить, где больше духа, а где больше материи? Душа ведь неоднородна. Да, Аристотель писал, что душа связана с телом, но не его частями. Потеряв руку, например, или даже все конечности, человек не теряет душу. Но он забыл сказать, что душа при этом меняется. Что именно меняется неясно, может быть "плотность" или "консистенция". Даже при потере зуба или обрезании, это частично происходит, что уж там говорить о потере жизненно важных органов. А ведь сейчас и сердце пересаживают.
  •  Но, то же случается и при потере части души, например, её памяти, ведь у души должна быть память. Или по-настоящему любимого человека.

Или при болезни. Тело резко деформируется, как бы меняет свою консистенцию. Бледное, худое, обрюзгшее, раздутые вены, плохой сон, стул, речь и так далее.

Вы скажете, что забывает не душа, а мозг? Да нет, сам мозг, если он не травмирован или инфицирован, ничего не забывает, даже внутренних и внешних ощущений. Это мы, современные люди, часто не можем вспомнить, что с нами было. И только в старости что-то проясняется.

……………………………………………..

— Итак, я говорю «психическое», если влияние духа, его присутствие, перевешивают. Тогда возникают такие понятия, как "ум" и "воля". Ум также нужен для решения проблем, связанных с присутствием и воздействием духа, включая проблемы жизнеобеспечения всего организма. Воля, в том числе, нужна для воплощения решений ума.  Если присутствует воля, мы говорим, что совершается волевой акт. Например, человек держит руку над огнём и не убирает её, хотя кожа уже горит. Если перевешивает материя, сома, то я говорю о соматике, инстинктах и аффектах. Например, человек вскрикивает и инстинктивно отдёргивает руку от пламени. Анализируя и то, и другое, мы занимаемся психоанализом.

  • А если речь идёт о сознательном? Там дух есть?
  • Есть, конечно. Если его больше в осознаваемой нами части мира и самих себя, то мы, традиционно, называем это присутствие сознанием (наделение ощущений, информации, слов, понятий, — смыслом, идеей, целью, замыслом). Конечно, есть и другие определения. Я лично предпочитаю мой собственный термин «сознательное психическое», СП. То есть высшие психические потребности, или чувства: вера, любовь, радость, бережливость, смелость, общительность. Чувство радости, например, возникает при сравнении ощущений и отнесении их к категории "удовольствие" или "отсутствие непреодолимых проблем". В случае неудовольствия, или наличия неразрешимой проблемы, возникает аффект.

Обратите внимание! Сложные, или кажущиеся непреодолимыми, проблемы бытия чаще всего рождают первичные, то есть низшие реакции бессознательного соматического (БСС), такие, как эмоции и аффекты, например обречённость, страх, ненависть или происходящие из неё злоба, гнев, злопамятность. По силе они способны превращаться в страсти (до 18 века так на Руси называли аффекты). Но это не чувства! В этом отличие моей теории от всех предыдущих. Вы спросите: а как же бесстрашие, в чём его удовольствие? Но ведь не бывает большего удовольствия, чем ощущение жизни после жуткого риска умереть. Ради этого удовольствия и связанной с ним гаммы чувств люди избирают опасные профессии, покоряют вершины и даже воюют друг с другом.

Если перевешивают разумные, понятные всем, но телесные потребности, я называю их СС, сознательным соматическим, высшими соматическими потребностями. Традиционно мы называем их инстинктами. Например, известный всем половой инстинкт.

  • Как хорошо! И с влечениями понятно, и с инстинктами.  И с чувствами, и эмоциями. И с аффектами (те же эмоции!). Только таблицы не хватает.

Но что тогда назвать чистым психоанализом? Без всякой сомы? Анализ — это понятно, но кто и что при этом аналирует? Пардон, анал-и-зирует?

— Я бы объединил под психоанализом все теории, признающие гетерогенность ("неоднородность") состава человеческой души, и объясняющие таким образом внутренний мир человека. Была бы душа однородной, нечего было бы в ней анализировать. Вы понимаете, что у Фрейда нет понятия души, у него метапсихология, попытка энергетического и биологического объяснения желаний и побуждений.

В России такие теории есть и были всегда, хотя и не назывались психоанализом. Что общего у этих теорий?

1. Индивидуальную душу можно понять и описать в каких-то информационных категориях, отличных от самой души.

2. Эти категории должны соответствовать истинным "неоднородностям, непохожестям, качествам" душ.

3. Душу человека можно изменить, исправить, скорректировать, в том числе с помощью слов другого человека, обладающих психической энергией (энергия здесь потому психическая, что способна двигать и движет не тело, а душу).

4. Поскольку душа находится в неразрывной связи с телом, изменения в душе соответствуют изменениям в теле, и наоборот.

5. Признание динамической, топографической и экономической гипотез действия влечений (это уже Фрейд).

Динамика — различные влечения взаимодействуют, дополняют, вытесняют или как-то иначе противостоят друг другу. Топография — наличие бессознательного, куда разум (способность мыслить идеями) не имеет доступа. Экономика — экономия, накопление или разрядка энергии влечений.

Таким образом, любой мыслитель, который допускает возможность объяснения различных, непохожих друг на друга, аспектов души, например, болезни и здоровья, сна и бодрствования, транса и фантазма, счастья и тревоги, — это уже потенциальный психоаналитик. Кто не допускает — продолжает мыслить категориями центральной нервной системы.

Конечно, по религиозным и идеологическим причинам, никто такого определения душе никогда не давал. Ведь в религии душа чудесным образом связана с телом. Кем? Самим Богом! А тело состоит из разных органов, их систем, болеет, страдает, стареет, умирает. Почему же божественная душа не включена в этот процесс? Ответа нет. Ибо божественная часть души, со времён Платона, который поместил её в голову и соединил с богом данным разумом,  непознаваема. А тем более факт, что она может покинуть тело и существовать отдельно от него. Естественно, не больная и не старая. А у нас получается, что телесная или, по Платону, животная часть души, то есть, управляющая телом с его токсинами, вирусами, химическими реакциями и электрическими разрядами, распадом молекул и агрессивностью, напрямую влияет на состояние божественной души, можно упрощённо сказать, руководит ею!

…………………………………….

Гармония, или мир в душе, достигается с помощью уравновешивания тенденций. Бессознательное должно «зарабатывать себе на жизнь» точно так же, как и сознательное (иначе зачем оно)? Ведь в человеке, как и в Природе ничто не случайно. Кто-то (сознательное), выбиваясь из сил, работает, добывает пищу, тепло, копит материальные блага, рожает детей и заботится о их будущем. А «Оно»? Кажется, что оно только мешает своими иррациональными влечениями. Ан нет, если подумать, без него не было бы не только гармонии, но и сна, отдыха, творчества, фантазий, любви, а, в случае смертельной опасности, и ненависти с агрессивностью, и желания и умения убивать. Конечно, и настоящей любви бы не было.

Вот вы спросили, что такое психоанализ? Если это анализ психики, а не переживаний души как единого целого, то под этим словом должно подразумеваться, что психическая субстанция разнородна и её можно разделять на составляющие части. Какие это части? Фрейд ответа не даёт, скорее, он рассуждает о зависимости психического аппарата от телесных побуждений, которые связаны с функционалными системами сомы.

Правильно будет направить психоанализ на описание тенденций, которые не есть составные части психики, а лишь психосоматические, то есть, соединяющие психику и сому, элементы души.

Но наш язык, описывающий психику, грешит странностями.  Так, считается, что Эмпедокл был волюнтаристом, ибо он усматривал в эмоциях (любви и ненависти) главную движущую силу. Получается, что и все, кто говорит об эмоциях и аффектах, как причинах принятия решения и действий (а это и Фрейд, и Спиноза, и современные психологи) тоже волюнтаристы. А чем волюнтаризм лучше анимизма? Или витализма?

Но во времена Эмпедокла и Анаксагора (который сказал, что ум — субстанция мысли, дающая толчок к образованию вещества и стремящаяся всё гармонизировать) психические силы всё ещё отождествлялись с материей, хотя и более совершенной, чем вода или огонь. Поэтому до сих пор не понятно, кто или что создали, усовершенствовали и управляют человеком: дух, Бог или материя. Так возьмите на вооружение термин «тенденции», и всё станет на своё место! Не хотят…

—  Ежу понятно, что человек сложнее, чем природа, ведь в нём есть нравственность,  этика и эстетика. Не познав человека, нельзя познать природу и Космос, а без психологии, без человеческого восприятия и мира человеческих идей это вряд ли удастся.

………………………………..

— Наше тело скрыто бельём, глаза — очками, запах — дезодорантами. Душа же, вопреки всеобщему заблуждению, вся как на ладони, особенно, если человек в трудной ситуации, его жизни угрожает опасность, или наоборот, он может действовать безнаказанно. Задача психоаналитика, если его просят об этом, — "пошив одежды для души". Чтобы душу, её внутреннюю суть, посторонним людям нельзя было сразу увидеть и ощутить, и, соответственно, невозможно было ей управлять. Иначе беда, загубят. Такая «одежда» может быть праздничной и рабочей, для отдыха, для дома или для любимых людей. Вы же любите красивую и модную одежду? От известных модельеров и сшитую на заказ? А почему? Потому что в обществе хорошо одетых людей труднее сказать глупость или совершить необдуманный поступок.

— Вы это серьёзно?

— Ну да. Только для этого нужно сделать одну малость: полностью изменить реальность (внешнюю и внутреннюю, точнее, отношение к ним) человека, с которого портной снимает мерки и просит выбрать фасон. Для этого требуется время, и многое другое. Только так можно победить страх, тревогу, отчаяние, сомнения, неврозы, комплексы, предрассудки, болезни, регрессии, фиксации, детские впечатления, наследственность и так далее, что бы под этим ни подразумевалось. При этом должно меняться, и меняться необратимо, всё мироощущение человека. Ясно, что с помощью естественных наук и модели человека, созданной философами и докторами, этого добиться невозможно. Как вы в лаборатории найдёте у пациента «рефлекс убийцы» или «инстинкт вора», чтобы их исправить? Надо придумать новые методики исследования личности, а не пытаться объяснить болезни разума телесными причинами.

А уж потом можно сколько угодно говорить о "духовном развитии", "духовном росте", гармонии, качественных и количественных характеристиках личности, коррекции процессов мышления и поведения, излечения и смене ориентиров. Душа должна быть надёжно защищена и "чувствовать себя уверенно". То есть, в безопасности.

—  Служба безопасности души, здорово! А как этого достичь?

— Психоаналитик использует все разрешённые законом инструменты. И кое-что, что закон ещё не научился запрещать, например, трансфер, тестирование, психодиагностику, косвенное внушение, знание законов психики, интуицию. Новые факты и их интерпретацию, высказывания авторитетов, расшифровку поступков, снов, оговорок, воспоминаний о реальных событиях. Новую цель и способы её достижения.

— Вы считаете, что душу можно тестировать?

— Сократ тоже так считал. У него человек обладал знанием, в том числе о самом себе. Надо только было научиться правильно задавать вопросы.

Эффективность и даже необратимость лечения возникает тогда, когда вся окружающая среда тысячами мелких деталей, слов, сюжетов будет подтверждать это новое мироощущение. Вы правильно сказали. Безопасность. Обещая её, вербуют агентов и приобщают к тайным культам. Во имя её можно изменить культуру и историю государства, национальную принадлежность и даже половую ориентацию. Ведь новообращённый получает выгоды, от которых ему невозможно отказаться.

1. Более гармоничное удовлетворение потребностей, как элементарных, так и более возвышенных (если они есть).

2. Регулирование своих эмоций и «ускорение» жизни, то есть, получение удовольствия.

3. Фактическая возможность реализовать себя, прожить ещё одну жизнь, взамен старой. Победить себя, не теряя при этом связи с внешним миром. Или заново родиться, осознав предназначение и смысл своей собственной жизни.

И умереть достойно, то есть, дома и своей смертью. Спокойно и с улыбкой на устах.

—  А каковы в этом процессе функции души, если она, конечно, самостоятельна?

— Давайте вы сами, мы уже столько раз это обсуждали. Если вы забыли: не будь души, не было бы и душевных расстройств. Когда-то мир был удивлён тем, что истерия — чисто психическое расстройство, а не "болезнь матки". Значит, и выздоровление тоже лежит в сфере души, а не тела. Раньше пытались вылечить истерию с помощью «окуривания» или гидравлических вибраторов, помещённых во влагалище. Бесполезно.

И не надо бояться, что вас обвинят в идеализме, анимизме и витализме, то есть, в приверженности теории души, как формообразующей и направляющей жизненной силы, как первоначального и независимого источника развития природы и человека. Ведь в естественно-научных терминах, то есть, с помощью законов, действующих в сфере неживой природы, объяснить человека, как кем-то созданную машину для выживания, пока не удалось. Хорошо получается объяснить только деградацию, смерть и распад.

А болезни и расстройства психики продолжают терзать человечество, так, истерической тенденции теперь уже соответствует целая историческая эпоха — социализм. Все хотят высветиться, опубликоваться, иметь ордена, научные степени, государственные награды и премии. Но не всем это разрешено. Больше того, за этим строго следят. И это является чуть ли не единственным стимулом для жизни: увидеть свою книгу, получить орден за подвиг, звание заслуженного или народного. И получить сладкое щекотание в области живота.

— Жена спрашивает мужа: где ты был до самой ночи? – Сегодня народного артиста хоронили, так представляешь, пять раз на бис выходил!»

…………………………………

— При других общественно-политических формациях стимулами были голод, страх, подавление сексуальной активности. Понадобились целые поколения учёных и гениев, таких, как Ницше и Фрейд, чтобы "раскрепостить" человечество и дать хотя бы его части возможность трудиться более продуктивно, чем наёмный рабочий, задавленный нуждой крестьянин или запуганный интеллигент.

Ещё мы говорили о боли. Так вот, душа страдает от боли, унижения, оскорбления, социальной изоляции и утраты объекта точно так же, как и тело. У тела, например, бывают фантомные боли при утрате конечности. У души травмирующие воспоминания могут быть настолько живучи, что даже их полное вытеснение не приводит к выздоровлению. Мозг при этом отекает так, что делают трепанацию и снимают верхушку черепа, а он выпирает наружу.

— Если всё так сложно, и бессознательное так трудно понять и расшифровать, то как это удаётся психоаналитику?

— Вам на пальцах показать? Вот здесь тьма никому не известных сил, энергии побуждений, которые способны образовывать символы и смутные аффекты. А вот ваше сознание, которое каким-то чудом может из этого получать желания, интересы, мотивации, подсказки,  бесформенные мысли и даже смыслы. И управлять телом, хотя и не всегда ему на пользу. Что мне делать со всем этим? Я привлекаю на помощь опыт всего человечества.

Что внизу, то и наверху. Если кошке всё равно, кто её переехал на двухколёсном велосипеде, который она даже не заметила, то точно так же это безразлично и её душе: страдать и корчиться в судорогах она будет одинаково, и не меньше, чем тело. Хотя мы этого и не увидим.

— Но вот через много лет она пришла к коту-психоаналитику, Котофею Яковлевичу. Что он будет делать?

— Если это классический аналитик, он долго будет выслушивать причитания кошки о тревоге, бессоннице, страхе выйти из подворотни и непонятной ненависти к запаху жареной рыбы. Потом, по ассоциациям, восстановит все события её юности, и даже день, в который она решилась перебежать оживлённую магистраль (чего раньше не делала).

Он выяснит, чем пахло на другой стороне улицы, какой именно рыбой,  только жареной или свежей, не напоминает ли ей этот запах чего-то запретного. Была ли у неё течка в этот период, какой год подряд, что она чувствовала в первый раз, когда огромный незнакомый и грязный кот схватил её острыми зубами за загривок.

Дальше сами.

— Я понимаю, куда вы клоните. Котофей никогда не задаст вопрос о мальчике Вове, которому в тот день купили велосипед за хорошую успеваемость, и который впервые выехал на дорогу, хотя кататься ещё не умел, и не справился с управлением при виде хорошенькой испуганной кошечки. Он не будет анализировать состояние дорожного движения в этот день и работу светофоров. Для него это не доступно. Это судьба.

Но он легко выяснит, что истинной причиной поступка кошки-Мурки была не рыба, а хорошо известный ей рыжий кот-Васька из соседнего подъезда, который ей очень нравился, и который постоянно шастал «на ту сторону». Они будут долго обсуждать вонь асфальта, шум резиновых покрышек, рёв двигателей и анализировать связь образа Васьки с другими образами. В результате Мурка полностью осознает свою вину, поймёт, что рыба здесь не причём, будет уверенно выходить во двор и ни при каких обстоятельствах не действовать по первому побуждению.

А по вашему методу, она в первый же день узнает, что такое велосипед. А заодно и о том, что есть светофор с зелёным светом, по сигналу которого и надо перебегать улицу.

— Хорошо. И вы мне обещали работать.

— Я постараюсь. И потом вам доложу. Можно ещё вопрос?

— Дальше не хочу продолжать. Вообще, заниматься психоанализом в нашей стране — всё равно, что золотой ложкой хлебать прокисшие щи.

— Да ещё с кусочками человеческой плоти... А все ли люди могут быть проанализированы и излечены от природных или душевных болезней?

— Нет, не все. Ведь психоанализ (конечно, я имею в виду русский), это познание души, и надо иметь такую душу, которая способна себя и других познавать и анализировать.

— Как так? Разве бывают люди без души? Это что-то новое! Я-то думал, раз психоанализ имеет дело с влечениями, а они есть у каждого тела, то он как-то оперирует с душой, которая тоже есть у каждого. Разве влечения, как ноги, не из тела растут?))

— Это вопрос к Фрейду. Вернее, к переводчикам Фрейда, которые не могут договориться, что считать инстинктами, а что влечениями. Хотя, может быть, дело не в этом. Просто бывают люди со сложной психикой, но "бездуховные" или "бездушные», как говорят в народе. Душа у них, конечно, есть, но в ней чего-то не хватает, она не способна созерцать и познавать самоё себя. Куда уж там произведения искусства! Ум такого человека не способен вмещать в себя мир идей, сердце — мир чувств, впечатлений, переживаний. Мы уже говорили, что лучше всех о душе сказал Аристотель: это энтелехия, en telei ekhein, что означает "быть полностью активным". В противоположность терминам "дюнамис" — потенция, и идеальной, божественной душе "энделехии" (пишется через «д»).

А что значит "полностью активная" душа? Видимо, гений Аристотеля подсказал ему, что душа не всегда образует с телом полное единство. Не может "прирасти" ко всем органам и функциям, раствориться в них и влиять на них; может быть, из-за дефектов тела или врождённой ущербности мозговых структур, или из-за предшествующего нежелания родителей иметь ребёнка, отравляющих веществ, лекарств или стрессов, деформирующих тело. Когда такой человек полностью сформируется, у него будут признаки дегенеративности, уродства, криминальных наклонностей или нервных болезней.

— Так получаются мудаки, преступники, сексуальные маньяки, врождённые проститутки. Или гении. Например, актёры и музыканты.

— Ленин тоже был гениален, и Троцкий со Сталиным. Но души у них, такой как у обычных людей, не было. Иначе они бы не загубили столько других душ. А уж у кого они брали деньги на революцию (без денег даже забастовку организовать нельзя, не говоря уже о партии, газете, оружии), это история когда-нибудь покажет...

— Как сказал один еврей Люциферу в ответ на предложение продать душу за все мирские соблазны и богатства: "Люцик, а можно я её тебе заложу, с последующим выкупом"?

— Идём дальше. Энтелехия органического тела — это его совершенная и законченная форма. Она не может пережить своё тело, свою телесную реальность, которая заключается в четырёх принципах бытия: самой формы, материи, действующей причины и цели. Энделехия — пятый, божественный принцип, форма не телесной, а духовной реальности, вечная и неизменная. Конечно, она не имеет отношения к фрейдовским психическим инстанциям и частям вымышленного психического аппарата. Ведь в этот аппарат попадают телесные возбуждения, которые перерабатываются в нём или вытесняются назад в сому.

На вопрос, что есть душа, можно прочитать ответ в любом русском словаре. Это сам человек. Не его образование, фамилия, год рождения, форма носа, и даже не та часть мозга, которая в процессе эволюции обособилась и принимает за человека все продуманные и спонтанные решения, а его скрытая, сокровенная сущность. Помните, как говорили раньше? Святая душа, чистая душа, душа моя, душенька, — это были нормальные обращения к человеку. Сейчас, конечно, это "мужчина", "девушка", имя с отчеством и так далее.

— Гражданин начальник тоже. Если душа уже осуждена на бесправие и муки.

Я понял. Тело — это материальный носитель для души. Не совсем удачный, ибо требует много энергии, воды, пищи, секса и Бог знает ещё чего, чтобы удержать, сохранить этот носитель от краха, разложения, ржавчины, греховности, или даже самоубийства.

— Зря вы на Бога. Ведь телом надо учиться пользоваться, а не ругать его. Для того и дана человеку свобода воли. Гегель в Пропедевтике писал (параграф 189): "Суть моральности выражает принцип: рассматривай себя в своей практической деятельности как свободное существо". То есть, существо, которому ничто не может быть навязано извне. Но как может быть моральным человек, который не понимает, ни своих внутренних бессознательных желаний, ни того, как и кто может повлиять на него, воздействуя на сферу бессознательного? Получается, что люди, не прошедшие психоанализ, аморальны, и могут лишь притворяться моральными, использую в качестве эталона поступки или высказывания других людей.

— И то, что понимал Кант под категорическим императивом (действовать так, чтобы это действие было достойно стать всеобщим законом), то есть, поступать по понятиям, — тоже чушь.

Но ведь есть ещё религия? Или нет? Она может помочь "очиститься" от несвободы? Наверное, может, если человек искренне верит и ведёт себя, как верующий. Но тогда, если бы религия помогала, современные люди меньше бы болели неврозами. Фрейд же сказал, что современный человек обречён на невроз.

А ведь неврозом можно назвать любую болезнь, хотя их тысячи. И некоторые до сих пор считаются неизлечимыми, возьмите деменцию, шизофрению, болезни Альцгеймера, Пика, Паркинсона. До сих пор ни одного излечения! Значит, дело не в морали, а в душе.

— Да, это так. Но рак-то вроде как-то лечат? А дикари и вообще им не болеют.

………………………………..

— Дикарь не меньше нас склонен к психическим расстройствам, он скован страхами и запретами, лишён комфорта, знаний и т.п. Я таких много повидал в Африке. У него другая конституция, образ жизни, слюна, гормоны, ферменты, наследственность. Совершенно другая душа. Однако, у него есть и серьёзное преимущество: в отличие от нас он способен заметить начало болезни и уйти от опасности. Наша профилактика - это обнаружить начало образования кисты или опухоли с помощью рентгена и вырезать её хирургическим путём. Дикарь же может растереть беспокоящее его место, прочитать заклинания или повесить на него амулет.

— Китаец, индус или африканец может изменить рацион питания или образ мыслей, и он не заболеет вообще, так как вмешательство психики в телесные процессы будет уравновешено другим, тоже психическим, процессом. Так же и русский. Возьмите узоры на русской одежде, они реально предохраняли от болезней, которые связывали со злыми духами. В случае же наступления болезни, примитивные племена включают механизмы внутренней адаптации, они по-другому едят, дышат, спят, думают, воспитывают детей, - ими правят более древние инстинкты.

 Дикарь может танцевать и таким образом массировать и растягивать мышцы, которые у современного человека стали ригидными; у дикаря связки, сухожилия и внутренние органы не закручены вокруг вен и артерий и не мешают кровообращению. Он не боится петь, заливаться смехом, рыдать, икать и визжать. Он может ударить обидчика или сам получить заслуженную трёпку, после чего расслабиться и обо всём забыть. Он может пойти к колдуну, и тот применит действенное средство против врагов и злых духов (плацебо и в наше время часто излечивает так же, как и самые лучшие лекарства).

Когда-то давным-давно на Земле стали преобладать растения, резко увеличилось количество кислорода, а количество жизненно необходимого углекислого газа стало угрожающим образом снижаться. Дикие люди каким-то образом это поняли, изобрели огонь, и ушли в пещеры. И там дышали этим самым углекислым газом. Также они научились задерживать дыхание, что нам уже делать не надо. Хотя костры мы любим. А наши бани?

— Растопи ты мне баньку по-чёрному...

— Зря смеётесь. Когда в России было только печное отопление, и люди подолгу парились в банях, количество людей, перешагнувших рубеж 90 и 100 лет, было гораздо больше, чем сейчас. Хотя не было ни медицины, ни антибиотиков, ни витаминов и антисептиков. Возьмите результаты переписи населения в конце 19 века, там всё это есть, причём это касается всех, самых отсталых губерний, где и врачей-то никогда не видели.

Но это не значит, что надо позволять себе любую "дикарскую" прихоть, ведь она может идти от внушения извне. Кто-то этим примитивным пластом давно забытых знаний и умений пользуется, и успешно. Иной раз задумаешься, а не превратят ли нас в недалёком будущем в этих самых дикарей?))

………………………………………

— А с чем или с кем, беседует психоаналитик? Душой, телом, бессознательным или мозговыми структурами?И с какими? Одни, самые глубинные, отвечают за сон, срединный мозг — за движение, более поверхностные — за анализ ощущений, кора — за речь и осмысленные действия.

— Он говорит с человеком, сгустком духа и живой материи, не делая различия между  ним и душами и телами, которые ему предшествовали и потомком которых он является (в бессознательном). Поэтому он так осторожен и часто вынужден молчать, иначе каждая часть человека, сидящая глубоко внутри, может воспринять его речь неправильно и вызвать гнев, страх, трансфер или желание обмануть другие свои части и структуры. Скажу вам больше: неправильный или слишком быстрый анализ может повлечь за собой и болезнь, и даже быструю смерть.

Об этом факте, конечно, умалчивают, однако учитывают при подготовке психоаналитика. Первое время (на Западе) он должен стажироваться у более опытного коллеги и строго документировать сеансы. Запрещается и разглашать глубоко личные переживания. У нас же каждый действует на свой страх и риск, поэтому Россия — непредсказуемая страна. Тут все всех лечат, не задумываясь о результатах.

— Если это так, то тогда встаёт с древнейших времён насущный для России вопрос: как же быть лидеру, вождю, руководителю, облечённому властью? Как ему принять правильное решение? Как ему жить, если он даже не знает, спит он или бредит? Здоров или болен? И кто ему подскажет, если его подчинённые тоже одурачены и загипнотизированы собственной кажущейся свободой? Не поэтому ли мы так часто смотрим в сторону Запада, как будто они знают и понимают больше нашего?

— Да, принятие любого решения — это момент прозрения, осознание какой-то реальности, которая больше не вызывает сомнений. Вот почему настоящих лидеров так мало и им так много платят. Психоанализ этим почти не занимается, ибо воспитание лидеров процесс трудоёмкий и неблагодарный. Как разгадывание сновидений. А ведь руководитель, принимая решение, действует в хаосе свободных ассоциаций, он, как пациент, подвержен различным внушениям и не всегда способен слушать голос разума, а ещё у него начинают усиливаться защитные механизмы, всплывать из бессознательного искажённые фантастические образы и мифы.

И надо ещё учитывать мнения и реакцию окружающих людей, советников и исполнителей, пусть даже они и находятся под влиянием  самой этой сильной личности. И совсем посторонних людей, особенно иностранцев, которые, не понимая русскую душу, увидят в самом гениальном решении чушь и бред, угрожающий их жизням или насущным интересам.

Вот почему в России всегда так плохо было с великими и культурными лидерами и процессом обсуждения и принятия решений. Не было такой практики. Не было толковых визирей. Почти не было независимых городов-республик. Независимых классов и сословий. Не с кем было дискутировать. С кем бражничать — полно. С кем головы рубить — больше, чем надо…

— Про баб я молчу.

— Даже чисто русских царей Бог нам почему-то не назначал. Чужие для страны и народа решения выдавались за свои, оригинальные и выстраданные в процессе истории, прозрения.

— Типа: "у России свой путь", "за веру, царя и Отечество", "третий Рим", "партия наш рулевой", "питие — веселие для Руси", "пора подниматься с колен", "шапками закидаем"? А как надо было?

— Жаль, конечно, но надо было думать о прибавочной стоимости. Нет её — не будет и самой стоимости. И человеческий «капитал» надо делать ценным и конкурентоспособным. А одарённых детей готовить не к рабскому труду и унижению, а к управлению страной с помощью изучения истинных потребностей людей и опоры на здоровые силы и традиции.

И только потом духовность, соборность, всепрощение и покаяние.

………………………………………………

— Фёдор Константинович! Если душа это человек, то сколько у этого человека координат "на местности" и какие они? Куда и как он движется? Может психоанализ сказать?

— Душу я бы сравнил с радугой. Которая вспыхивает от того, что Божий свет по-разному преломляется в разных потоках воздуха и капель воды. Мы так устроены, что видим только семь или восемь основных её частей. Так и душа человека, "плотность" её различна. Есть сознательное и бессознательное, тенденции, Тимос и Лахос (желание жить и судьба). А ещё время, физическое, астрономическое, общее для всех и личное, экзистенциальное время, отпущенное для самого главного (поиск себя самого), которое катастрофически сокращается. Так что любой феномен человека или его поступок мы можем рассматривать в 64 измерениях (если брать за основу восемь тенденций).

Как это себе представить? Представьте себе четыре шахматных доски, причём человеческий характер, поступок или мотивация могут быть обнаружены на любой доске, и ходить на каждой доске они могут по разным правилам. Конь может ходить, как слон, или наоборот. Получается, что объяснить ("сбить") этого "коня" можно только там, где он сам, а не его фантом, сейчас находится. Например, любовь к матери и нелюбовь к отцу: у мальчика она такая, у девочки — совсем иная. Надо понять, где одно, а где другое, несмотря на сходство и общую тенденцию: и там, и там это любовь к родителю, а в более общем виде — к предкам.

Это нелёгкая игра, ибо выиграть в ней невозможно. Понять правила — можно, но на это уходит вся жизнь. Изменить правила — да, некоторые люди пытаются это сделать, например, ставят все фигуры на одну доску (в Сознательное Психическое) и пытаются логически понять, как они движутся. А потом сами начинают их двигать. Но чаще, в результате этого, формируется невроз или болезнь. И поломанные судьбы целых поколений.

Почему? А как вы будете играть, например, на доске Бессознательного Психического, где каждая фигура может иметь любую силу и любой вес (например, тот же образ отца, родителя и прародителя)? Откуда в нас берётся культ личности? Да, психоанализ занимается этим, но, в отличие от других техник воздействия, осторожно, чтобы, в случае неудачи, не навредить слишком много.

Конечно, можно попытаться "обмануть" противника и самому изобретать правила, или научиться играть вслепую и на всех досках одновременно. Но это уже после нас. Мы на это не способны.

— А кто этот всемогущий противник? Почему он всегда выигрывает? Только ли образ Отца?

— Он не один. Ибо может принимать и образ второго родителя, и образ несчастного маленького ребёнка. Самого человека, с его фантазиями, бессознательной волей, любопытством, эмбриональным чувством всемогущества, сексуальностью. Или даже образ Кроноса, безжалостного Времени, которое всех пожирает.

Вы не задумывались, что означает слово Сатана? Противник! Люди давно уже придумали себе некое абсолютное злое начало в Природе и Обществе, которое охотится за человеком. Так просто получается: всё доброе от Бога, всё злое от Сатаны. Играй, не хочу!

Восемь тенденций это начало и конец эволюции. Достигнув, например, высшей точки конструктивности (когда будет править ООН и демократия), мир неизбежно скатится назад, например, к маниакальности и депрессии.

— Лишь бы не к фашизму! А то ведь евреев жалко. И русских тоже.