Все записи
12:31  /  15.11.19

519просмотров

Записки психоаналитика

+T -
Поделиться:

Часть 10.  

 

СЕАНС номер 14.   ВОЗВРАТ К КАТЕГОРИЯМ И ПОНЯТИЯМ. ПОПЫТКА СРАВНЕНИЯ. 

                                   КРИМИНАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ. СУТЬ ВЛАСТИ.

— Доктор, я вам, конечно, изрядно надоел с моими вопросами, но мы прошлый раз так и не договорили: что означает для вас слово душа? Вроде и так всё ясно, но что-то такое осталось за порогом сознания. Душа это понятие, категория или чистая идея?

— Слово душа это и идея, и категория, и закон, то есть, это жёсткая необходимость, которая удерживает вещь от распада и правит ей при любых обстоятельствах. Хотя, конечно, наша официальная, то есть, оплачиваемая государством, наука до сих пор считает, что сама душа это эквивалент работы головного мозга и нервной системы, то есть индивидуальный опыт человека, который можно измерить и посчитать. Ради Бога, пусть измеряют и считают.

Если мы говорим о душе, как об идее, то она, ко всему прочему, есть единство двух форм понятия и двух его содержаний: объективных и субъективных. Субъективные это те, что в голове у человека, они могут быть любыми, такими, как человеку удобно, хотя иногда они опасны для него самого и окружения. Объективные — позволяют ему действовать практически, зная, что его поймут, и не боясь, что его посадят, например, в тюрьму или сумасшедший дом. У пингвинов, как вы знаете, понятий не может быть, только образы реального мира, да смутная идея, что он живёт (ибо ест и размножается, получает удовольствие или неудовольствие).

— Я не такой дурак, чтобы путать глупого пингвина и, скажем, буржуя. Я тоже читал Канта и знаю, что такое трансцендентальная аналитика. Наш разум устроен так, что других, кроме реальных, свойств вещей мы использовать в мышлении и в словесных категориях просто не в состоянии. Даже если речь идёт о религиозных, метафизических понятиях или о времени, пространстве, причинности, — да о чём угодно, хоть о нечистой силе.

— Вы считаете, что истину можно тоже выразить «реальными» понятиями?

—  Да. Когда-нибудь это произойдёт. Но для этого надо изменить наш язык и само мышление. Сейчас оно столько же расшифровывает реальный мир, сколько и кодирует его.

Конечно, с помощью математики, физики, логики, и благодаря самому мышлению, то, что у нас в головах происходит в результате повседневного столкновения с миром, уже можно назвать реальностью. Но, как только мы сталкиваемся с производными продуктами нашего собственного ума, то их иначе, чем фантазиями, трудно назвать. Вот есть у нас интеллект, способность к приобретению знаний, духовных ценностей, познанию высших и решению повседневных проблем, но часто он бессилен против самого себя.

— Например?

— Да хоть возьмите понятие коммунизм. Или идею социализма, если угодно. Как этот строй познать? Как может существовать социум, где все равны? Если, конечно, можно себе представить невербальный, то есть, довербальный, умозрительный, а не наш практический, так называемый "научный", социализм. В котором, вместо истины, правили и правят несправедливость, неравенство и принуждение. Или вот ещё Ницше. После него очень модно стало считать и думать, что из обезьяны можно по натянутой кем-то верёвке пробежать и превратиться в Сверхчеловека. И что мораль, религия, право, история — выдумки философов, и на них не надо обращать внимание. Это многим понравилось.

Проще думать, что человек (и весь народ) дитя и может лишь играть, петь и танцевать. И обижаться на него не стоит. Я бы добавил: и хорошо бы давать ему побольше пить. Тогда никаких противоречий и революций не возникает. Это-то мы при социализме и научились виртуозно делать, используя тот факт, что смогли победить немецких сверхчеловеков в последней большой войне. А Бог и религия при этом постепенно превратились в удел нищих, рабов и неудачников.

— Бог не всегда был таким.)) Раньше, если верить тому же Ницше, его уделом была не только нищета и страдание, но и высота помыслов, и благородство души. Бог и умер-то из-за сострадания к людям. Что ж, сейчас мы живём в эпоху постмодернизма. Любая достоверность и объективность отрицаются. Вне текста (письменная культура) не существует ничего, а в тексте (даже в Библии) — лишь сумма универсальных моделей поведения и способов восприятия реальности, от которых отходить опасно. Всё имеет договорный характер, любые понятия, нормы, принципы, поэзия, эстетика, даже психоанализ. Точно так же, как, например, деньги — всеобщий товар договорных обязательств. Что остаётся? Ирония, мягкие дискуссии вне "больших исторических проектов" (включая гипотетический социализм и современный капитализм), спортивные игры, шоу бизнес, масс медиа, обман и манипулирование.

Здесь я не буду лукавить, и соглашусь с вами. Если практически существует неравенство и преследование инакомыслящих, если скрываются факты, и любая информация подвергается цензуре, то идея всеобщего равенства и единого отечества, любящего всех своих сыновей, не имеет право на жизнь. Нет у нас и либеральной свободы личности. Забыты напрочь достоинство, честь, гордость и величие русского человека, его уникальность и природные таланты. И не будет больше никогда единой нации, коллективного разума и коллективной мечты, способных победить смерть. Всё это утонуло в грубости, невежестве и непролазной грязи. Русского человека некому воспитывать и некогда лечить.

Я много времени посвятил изучению экзистенциального подхода в психоанализе. В нём тоже приветствуется отход от привычных взглядов. Упор делается на поиски не инстинктов и склонностей, а "фундаментального проекта личности", но это требует большого ума и интуиции, благоговения перед сущностью человека, перехода от натуралистической установки к феноменологической (Гуссерль). Такого у нас, в нашей культуре, не было и нет.

Но мы отвлеклись. Нам надо найти какое-то, не бесконечное, количество понятий, ограничивающее доступные нашему восприятию способы существования мира и человека. И только потом перейти к суждениям и заключениям о конкретных завершенных целостностях, или личностях. А именно: о вас и вашей психологии. И почему вас так часто, несмотря на правильное мировосприятие, тянет напиться.

Вот я вам и предложил в качестве образца (тоже, кстати, вымышленную), максимально жёсткую, но с минимумом граней, геометрическую фигуру, чтобы было на что опереться. Вы же человек, устойчивая структура, а не только набор враждующих идей, желаний, качеств, симптомов и противоречий. Но вы как-то безразлично к этому отнеслись...

— Это тоже «экзистенциальный» подход: опираться не на истину или аксиому, а на наиболее вероятное сочетание кажущегося и возможного, которое постоянно “возникает” и экзистирует?

— Да, Зиновий Андреевич, я действую и мыслю условно, но в рамках существования реальной человеческой личности и её судьбы. В данном случае, вашей. Подлинной экзистенции, из которой исходит воля к жизни и тоска смерти. И консультации наши экзистенциальные, а не чисто психоаналитические. Ведь что я делаю? Я не только слушаю, но и пытаюсь дать вам инструменты для расширения вашего горизонта видения себя, общества вокруг вас, ваших собственных устремлений, установок и предрассудков.

Или, лучше сказать, я решаю для вас Кроссворд Вселенских Понятий. Чтобы каждое из них зависело от других, и чтобы невозможно было что-то убавить или дополнить. Всё должно быть законченным и эстетичным.

— А что же тогда категории? Мы от них уходим?

— Смотря какие. Есть категории Природы (идея в ином): пространство и время, гравитация, материя и движение. Есть категории логики (Логос, идея в себе): количество и качество, отрицание отрицания, необходимость и случайность, причина, мера, сущность, явление. Есть категории Духа (идея в себе и для себя): субъективность, самоотчуждение, объективность, бытие.

Категории выявляют связи предельной общности. Не род, не вид, а взаимная обусловленность реальных отношений, переход их друг в друга. Их можно понять только в единой системе, методом сопоставления. Это система ориентиров, необходимых для осознания всего остального. Интуиции здесь недостаточно.

Понятия же существуют сами по себе, это результат применения объективной логики.

— А понятия могут быть категориями?

— Да.  Такие, как всеобщее, особенное, единичное. То есть, такие же диалектические формы мысли. Диалектические, в смысле способности переходить в свою противоположность и формировать специфические (исторические) целостные системы. С помощью понятия, идея реализует себя в стихии мышления. Есть ещё понятия о чём-то, это уже из субъективной логики. Там понятие — единство всеобщности, особенности и единичности.

—  Какое мощное определение. Прошу прощения, а слово понятие в криминальном мире означает то же самое? Спрашиваю, потому что именно оттуда оно пришло в наш повседневный язык.

— Да.  Почти вся так называемая старая феня, блатная музыка, арестантский жаргон, — состоят преимущественно из понятий. Но понятия там ещё означают и систему воровских идей.

— Ну, тогда «блатная жизнь» это тоже понятие?

— Любая жизнь, а не только блатная, это идея, взятая в своём непосредственном существовании, когда она объективна и соответствует своему собственному понятию. Нечто существует, когда производит самоё себя и находится во внешнем единстве со своей целью. Поэтому жизнь это внешне изменчивое и многообразное бытие идеи, мы наблюдаем его в виде противоречивых явлений, каких-то частностей, которые образуют систему, органическое самовоспроизводящееся целое. Мы говорим: жизнь подскажет, жизнь научит, имея в виду, что любое ложное понятие в жизни рано или поздно уступит место истинному понятию, ибо жизнь есть единство понятия и наличного бытия, то есть, становления из Ничто.

— А можно пример из самой блатной жизни? У вас это хорошо получается. А главное, всё понятно и наглядно, как будто мы с вами только что вышли вместе из барака. А уж я потом сам сравню с другими видами человеческой деятельности.

— Я, вы знаете, в этих местах не бывал, хотя моё время и было насквозь пропитано понятиями преступного мира. Так говорили на улице, так пели в компаниях, да что там, так многие думали.

«Вор» есть по жизни вор, если он не только воровал (воруют и «крадуны», и дети, и бабушки в магазине), но и мыслит, как вор, соблюдает свой собственный, а не чужой, закон. Если он сидел и имел время подумать о том, кто он, и принял решение остаться самим собой (Гегель бы сказал о таком человеке «вор в себе и для себя»).

 Вор, который стал честным государственным служащим или учителем физкультуры, уже не вор, ибо он потерял свою сущность, свою «правду», то есть он уже не есть противоположность понятию «не-вор», которое вытекает из самой идеи «воровство». Кстати, от корня «вор» идёт глагол воровать, то есть, грабить, наживаться за счёт других. Так поступали в средние века варяги — варяжничали. Корень «вар» — клятва, обет. Настоящие воры тоже дают клятву верности своим товарищам и выбранному ремеслу.

Говоря на своём собственном воровском языке, вор способен любое, чисто эмпирическое «нечто», возвысить до всегда истинного, до понятия. То есть, вор — аналог философа-рационалиста. Это «дух», который вернулся в себя из своего отчуждения, своего заключения, своей «отсидки».

—  Вот это да! Так что вороватый чиновник повязан со своими сообщниками и не может остановиться. Больше того, если власть действует «не по понятиям», она уже не власть!

 А вот интересно, вор способен творить добро?

— Но ведь добро — это всё разумное в человеческих отношениях, необходимая любому человеку святая обязанность. Я бы сказал так: истинный вор не должен быть способен только на зло во имя зла, на разрушение разумного, иначе он изменит свою, уже человеческую, а не воровскую, сущность.

— Ну да, после этого он будет уже не вор, а "отморозок". Такие, к сожалению, тоже бывают. Я вас услышал. В понятии вор нет ничего хорошего, даже с точки зрения философии. Тем более, никакой романтики.

Но вот  интересно, всем известно, что власть от Бога. Это так?

— Кто бы сомневался.

— Наши цари все молились и уповали на Господа, род Романовых защищиала сама Одигитрия (греч. — указующая путь). Которая «всегда наставляющи верных шествовать по всякому пути». По всякому!

До сих пор на Руси почитают её копию — Казанскую икону Божией Матери. Я её просто обожаю. И младенец там изображён с мешками под глазами, в точности, как у меня. Вам нравится Казанская Богоматерь?

— Вы ещё спросите про Измайловскую. Или Подольскую.

………………………………………….

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЕАНСА номер 14.   ДУША. КОСМОС. КОЛИЧЕСТВО ВСЕГО И ВСЯ.

ФИЛОСОФИЯ И «ВОСЬМЁРКА».  ТЕНДЕНЦИИ, СКОЛЬКО ИХ?

— Ну что ж, тянуть больше нельзя. Помните, я говорил об ограниченном количестве понятий о душе, человеке, его бытии, которое достаточно для создания теории. Так вот, либо мы с вами создаём наш человеческий эквилибриум (раз уже существует такое слово и геометрическая фигура для пространственного моделирования Вселенной, — подчёркиваю, что не я его придумал), либо отказываемся и дальше двигаемся наощупь, чтобы не сказать вслепую. Вот тут и рисунок подходящий имеется для иллюстрации.

 

— А что это такое?

— Это жёсткая, сбалансированная и целостная фигура, состоящая из шестидесяти четырёх тетраэдров.  Зачем она нам нужна? Чтобы проще и нагляднее было объяснить себе, что мы делаем. Я уже говорил, что мир трудно изобразить в виде рисунка или орнамента. Хотя мир и состоит из материи, которая занимает какое-то пространство, проще сказать, объём. Внутри этого объёма всё можно измерить, а любое измерение представить в виде числа, например, скорость света или температуру кипения воды. Сами физические величины могут быть постоянными или переменными, и существуют некие законы, которые связывают эти переменные. У любой переменной есть предел. Всего таких переменных во Вселенной пара десятков, поэтому всё так в ней разнообразно и неустойчиво.

Но можно мысленно представить себе, что всё застыло, стало постоянным и доступным для нашего познания. Этакий угловатый "шар" из понятий, жёстко связанных друг с другом, так чтобы другие понятия не могли туда поместиться и не внести сумятицу. То же самое мы должны проделать с человеком, его психикой, психологией, характером или, если хотите, его центральной опорой — душой.

—  Я готов. Но сам я этого сделать, увы, не в состоянии. Слишком большой сумбур в голове.

— Я попробую это сделать без вашего участия, но в вашем присутствии. А вы будете комментировать и участвовать в процессе. Вы помните о конструктах, условных терминах, своего рода «треугольниках» и «квадратах», которые «конструируют» пространство нашего бытия и ограничивают количество категорий путём образования гипотетических геометрических фигур?

—  Сам наш интеллект и психический аппарат тоже конструкты, или всё же понятия?

— Конструктом может быть любая, непохожая на другие, сущность реального мира, недоступная нашему непосредственному наблюдению. Но эту сущность мы в состоянии представить в виде идеального объекта, без которого невозможно сконструировать, то есть, «построить» этот реальный мир. Конструкты бывают «лёгкие» и «тяжёлые». В вашем примере интеллект — лёгкий конструкт, любой человек обладает интеллектом, но дурак — меньшим, и это сразу видно. Фрейдовский «психический аппарат» — тяжёлая конструкция, ибо в неё входят другие: Я, Оно, Сверх-Я, которые сразу не видны.

Любой конструкт это попытка преодолеть пропасть между идеальным миром и реальным. Ведь реальный мир это и материя, и чужая душа, и экономика с финансами, и социология с философией. Они есть, но как их себе представить, как создавать теории, их объясняющие? Вот, для наглядности, и пользуются разными, якобы более научными, чем понятия, терминами. Раньше говорили «ум», «познавательные способности», теперь – «интеллект». Вместо слов «разум» и «нейрофизиология» появился «психический аппарат», «Ид», «Танатос». Причина этого — несовершенство нашего языка. У нас есть само слово (символ, знак), есть его денотат (объем значений, список предметов, которые оно означает) и есть концепт (смысловое значение знака).

Когда слово превращается в понятие, то есть, в нашу привычную и доступную нам мысленную реальность, приходится как-то её отделять от мира вещей. Для этого придумали «денотативный граф» — способ классификации существенных признаков ключевого понятия текста (теории, науки).

— А вашими конструктами являются тенденции?

— Конечно. Ведь мне нужно было «построить» не просто фундамент или крышу теории личности, человека, его души, а всё здание целиком. К чему я и вас призываю. Но денотативный граф я вам представлять пока не буду. Сами потом сделаете.

По числу наших умозрительных «треугольников и квадратов», сюда можно отнести четырнадцать нужных нам понятий, лежащих в сфере души.                                                  

Не мы первые идём этим путём. У Пифагора, например, разумная и бессмертная душа состоит из трёх частей: ум (noys), рассудок (phren) и страсть (thymos). У Платона идея (idea), а значит, и идея души, должна быть эквивалентна образу (eidos), роду (genos), образцу (paradigma), началу (arche), причине (aition). А сама душа состоит из разума (Логоса), вожделения (Эроса) и силы духа (то есть, снова, как и у Пифагора, Тимоса). Причём дух помогает разуму сдерживать вожделение.

— Но позвольте, душа не может рассматриваться вне бытия, а бытие это ведь фактическое существование объективной, чувственно или с помощью приборов воспринимаемой материи, её возникновение, становление, развитие.

— А кто вам сказал, что материя это философская категория для обозначения объективной реальности?

— Ну, В.И.Ульянов, он же Ленин. От его клички в ссылке "Лена", ведь он, как говорят, был нетрадиционной ориентации.

— Вот-вот, и этим убил и материю, и себя, и всю Россию. Хотя пил мало. Так, иногда, под блины с икоркой и гитару.

— Как убил?

— Возьмите что угодно, например наш бывший советский рубль. Это что, реальная валюта? Тогда чем был инвалютный рубль? А наша философия, история, театр, поэзия? Где тут объективность? Вас, батенька, учили даже не материалисты, а марксисты. У идеалистов же мир совсем другой, это жизнь божественных идей, обладающих силой созидать, осмысливать и направлять самих себя и всё иное, не идеальное, вместе с его качествами, количествами, сущностями и чувственными образами. Вот вы говорите, что материя объективна. А ложь, пусть даже изложенная в виде написанного чернилами на бумаге учения, тоже объективна?

Хитрость марксизма в том, что понятие материи относится ко всей реальности, но никогда — к её отдельным свойствам и частям. Если вы истинный марксист, то ваше любимое понятие, прошу прощения — б*ядь — для вас не должно существовать, ибо оно не объективно и не существенно.

— Что же это творится, *лядей нет совсем?!

— Есть, но «идеальные».

— Хотелось бы мне повстречать хоть одну такую.

— Ещё повстречаете.

— А сколько видов материи и, соответственно, бытия, существует, по вашему мнению?

— Основных два: вещество и поле, каждого по четыре «подвида».

Поля бывают гравитационные, электромагнитные, ядерные, информационные (смысловые).

Вещества: физико-химические элементы и их части (в твёрдом, жидком, газообразном и плазменном состоянии). Плюс «чёрная материя», образующая основную массу Вселенной. Плюс "чёрная энергия" и антивещество. И ещё одно, «божественное» вещество, о котором мы ничего не знаем, но можем догадываться по его действующим на нас и весь мир  лучезарному сиянию, колебаниям, вибрациям и волнам, которые созидают и преобразуют как материю, так и наши души.

— Меня это радует. Хорошо, когда что-то есть. Кто-то же, блин, сотворил все эти атомы, воздух и воду, Землю и Космос. Надо же, слепить атом водорода! И наделить воду всеми её качествами... Но, если есть Нечто, должно быть и Ничто?

— Ничто это бытие со знаком минус, то есть без идей, без сознания, становления, осмысления, творчества, развития. Соответственно, без качеств, количеств, сущностей и так далее. Это можно представить как мёртвое пространство с остановившимся временем, без Бога и Дьявола, без противоречий и какой бы то ни было формы.

— Если мир когда-нибудь дойдёт до этого (а я почему-то верю, что он дойдёт), то что будет потом, после Ничто?

— Если вы материалист, то это конец всему. Если идеалист, то потом, через триллионы световых лет, неизбежно возникнет Идея, как Эхо того, что было, но перестало существовать. Она отвоюет маленький кусочек Бытия, начнёт формировать свою первую тенденцию и закон, что будет началом божественных вибраций, света, Святого Духа, Логоса и всей Жизни, которую мы сейчас наблюдаем, но так мало ценим.

— А если я материалист-оптимист?

— О, тогда бояться нечего. Материя вечна и бесконечна, а значит и сама жизнь. Бога нет, и идей нет, лишь гордый, одинокий и неприкаянный Дух, который только тем и занимается, что создаёт противоречия и вставляет нам, как вы говорите, свои спирали в одно место.

— А чем это плохо?

— Тем, что мы не понимаем величия человека и человеческого разума, а посему считаем, что нам всё можно, и поэтому нам всё равно. Зачем поливать огород, воспитывать детей, сочинять музыку, строить красивые дома с цветниками, арками и колоннами, зачем носить роскошную одежду и готовить изысканные блюда? Дух и Материя сделают это всё за нас. Можно и убивать, ведь так Дух решил, а не мы.

— Ну, уж нет. Я материалист, но не в таком смысле. Я уверен, что нам давно пора забыть об аскетизме, чужой, не славянской, а византийской религии, немецких царях и татарских кочевниках с их ордой, жестокостью и подчинением миллионов одному Чингисхану.

— А что бы вы избрали для русского народа?

— Нам нужны Римы и Венеции, Франции и Швеции, Горации и овации, а не *идоры и словесные мастурбации... Бодлеры и Гомеры, а не бордели и полумеры, извините за каламбур.

— И Бжезинский вместо Дзержинского?

— Да нет, пошли они на *уй оба. Не нужны нам войны и революции, а нужны отборы и эволюции. Секс, а не поллюции. Я за красоту, просвещённую монархию, свободную любовь и анархию. Предпочту иметь Высоцкого вместо Троцкого и Есенина вместо Сталина и Ленина.

— Вы ещё вспомните «Кипарисовый ларец» и то, что вся жизнь — обман. Или «Аметисты» того же Иннокентия Анненского.

— А я помню! «Что где-то есть не наша связь, а лучезарное сиянье». Вы же тоже говорили о Божественном Свете бытия? Да и масоны об этом твердят, начиная с Петра Первого, который якобы этот свет первым принёс в Россию. И Гитлер был масоном, и у эсэс была ложа, называлась "Мёртвая голова", символ бессмертия.

— Ну, вот мы и подошли к самому главному. Что есть Бытие? Как его теперь, после всего сказанного нами раньше, понять?

— Я помню, Диоген Лаэрций говорил, что постичь мир можно только чувственно. К чему эти конструкты и концепты? Сущности нет, есть только становление, истечение из Бога «семенных» Логосов в живое существо. Образно и наглядно.

О чём вообще речь? Esse (лат.) бытие, существование.  Essentia — сущность этого бытия, «его бытийность», так сказать, то, что делает из мира нечто, которое мы видим и чувствуем.“Esse est percipi” — быть, значит быть воспринимаемым (Беркли). А что делает мир видимым и воспринимаемым? Это материя, так что сущность — материя, из которой мир состоит.

А вот сущее, если по-латыни, Ens, это уже конкретика, это уже вещь, вещность, а не бытийность.  Ens entium — сущее сущих, то, что делает существующие вещи существующими, — и это уже Бог. На этом можно было бы и остановиться в споре о том, что есть, и есть ли Бог. Не было бы Его, не было бы и сущего, которое мы постигаем.

— Приведите пример.

— Сущность женщины — её красота, руки, ноги, глаза и прочее. Сущность надо рассматривать как целое, состоящее из частей. Как форму, материю и силу быть, а не казаться. Ещё говорят, что это взаимное проникновение внешнего, количественного определения (придуманного нами) и собственной, внутренней определённости. А вот её сущее, данное Богом, то есть то, что делает её женщиной, вещью в себе, от которой в разные стороны истекают явления, нам не понять.

 Гёте пытался дать этому хоть какое-то определение, типа «Еwig-weibliche» (нем.- женское начало в мире; мировая душа), но вы же понимаете, что это не так. Лично я это «вайблихе» понимал раньше, как *лядство, но вы меня переубедили. Теперь я на стороне Канта. Теперь это Grenzbegriff — предельное понятие.

— Вот так и надо приступать к созданию теории, опираясь на лучшие умы человечества. Считайте, что это ваша судьба, разобраться во всём. У вас же хорошо получается!                        А судьба, как считал Пифагор, есть причина расположения целого по порядку его частей. Настоящий грек. Вот был у нас врач Россолимо, грек по происхождению, он занимался психическими профилями ума, то есть, дефектами и одарённостью; как он сам говорил, "психо-механикой".

— А я в детстве, как и многие пацаны, думал, что Россолимо — сокращение от "рассол с лимоном", чисто русское народное средство от похмелья. Правда, я в этом случае употребляю солёный огурец с горчицей. В ней ведь селен, а его вечно не хватает…

— Я, честно говоря, не знаю, что означает это слово, но уж точно не русский лимонад от похмелья. Так вот, всего он насчитал одиннадцать таких "психо-механических" профилей. Потом, правда, любые попытки количественного исследования интеллекта, ума, души и характера запретили, как ненаучные. 

Зря запретили. Что плохого, если с помощью простых тестов попробовать измерить волю, память, внимание и воображение? Невозможно доказать достоверность? Нет теории? Так создайте её!

Запретили, но потребность в измерении "рабочей силы ума" осталась. Поэтому эти же попытки, через психоанализ, перешли в другую квази-науку: советскую психодиагностику, где с помощью тестов и баллов выявляли способности будущих руководителей, агентов КГБ или передовиков производства. Я сказал "квази", ибо научной основы под эти попытки так и не подвели.

………………………………………….

— Фёдор Константинович! Я вас умоляю! Как я могу всем этим заниматься? Я, русский интеллигент! Водочник и бабник. Поэт и философ. Ведь я в это не верю. Вы умный человек и понимаете, что никаких сущностей и никакого бытия или небытия у нас, в нашем социалистическом (теперь уже бывшем) обществе, уже давно нет. Есть слова и их толкования. И каждый, с их помощью, выпендривается по-своему. Особенно, когда дело доходит до материальных благ, свободы ими пользоваться и содержащейся в этой свободе экзистенции. Или души. И связанной с ней зарплатой, ибо сделать что-то "для души" невозможно не выпив, а водка стоит денег.

Человек же вообще — раб мифов и предрассудков, его чувства и потребности измеряются не им самим, а социумом, в том числе, с помощью всяких "непонятных" понятий. И модели мира он строит по лекалам, изобретённым не им, а господствующим классом. Я что, не прав?

Вся наша психология, психоанализ и психиатрия это жульничество, вся философия и разговоры о душе — беллетристика. Метафизика это что? «Мета» плюс «физис», то есть, за пределами Природы? А кто-нибудь знает, что там?

Хорошо, есть Дух. Согласен. Что-то же должно быть. Но Духу для чего перевоплощаться, чтобы, превратившись в животное по имени человек, сексом заняться? А в конце умереть от водки и тоски? Зачем нам неземные духовные ценности? В обществе людей есть экономика и политика, но нет ни истины, ни лжи, ни истинных понятий, ни заблуждений. Всё это слова. Человечество — тупиковый путь развития. Был когда-то «нус поэтикос», ум творящий, а стал «нус патетикос», ум претерпевающий и погибающий.

— Зиновий Андреевич! Причём здесь Кант? Вы ведь его призываете на помощь? Его ноумен реальности и ноумен Я уводят в сторону от разума, за пределы времени, пространства и причинности. Вы же хотели теорию? Вот вам, пожалуйста, начало вашей будущей теории: объедините и посчитайте все самые-самые, предельно необходимые понятия. Ничего нет практичней хорошей теории, только она и способна озарить нам горизонты нашего бренного бытия.

Все исходные данные я, как мог, вам дал. Не нравится — берите свои, опять посчитайте (раньше считать было запрещено, можно было попасть в психушку, но я вам разрешаю). Создайте своё видение мира, свою интуитивную феноменологию! И не надо будет никого критиковать. И не надо заниматься словоблудием, придумывая фразы типа «трансцендентность изначальности как реальность гомогенности бытия».

— Транспи*денция ху*бени как жопация ё*ани.

— Хотите — думайте, что нас создали высшие существа, чтобы через нас развиваться, экспериментировать и постигать все возможные проявления жизни. И смерти тоже. Для этого Дух, или что там другое, затевает государства, науки и искусства, войны, теракты или катаклизмы. Государства превращаются в мафиозные кланы, а воры изобретают понятия. Потом Дух всё сметает, и начинает снова. Чтобы сполна удовлетворить свой интерес к этому необычному проявлению судьбы — неизбежности всеобщей смерти, увядания, разложения, распада. И, обратите внимание: неизбежности возрождения жизни, любви, игры страстей, жребия и судьбы. Так что, если нам суждено страдать, — радуйтесь, что так, в такой дозе, а не как могло бы быть, или как было у людей раньше. Придумайте этому классификацию, составьте таблицы.

Если считаете, что ничего подобного нет, и не может быть, ради Бога! Но вы ведь верите, что что-то же есть? Что? Если даже Вселенных много и все они разные, это не значит, что Бога нет, и нас с вами нет. Создайте другую теорию, и мы вместе посмотрим, как она работает. А вы всё отрицаете и не хотите сотрудничать. Что, так тяжело, или вы стесняетесь))?

— Как это я её создам? Есть ли вообще что-нибудь достоверное во всех этих постулатах, чтобы их принять за мироопределяющие величины? Где критерий, чтобы понять, говорится в ваших, так сказать, тезисах одно и то же, или речь идёт о разных смыслах и началах? Я что, должен постоянно совершать «скачки» от экзистенции к трансценденции, как советует Ясперс, или «скакать» от этической стадии к религиозной, как мечтал Кьеркегор? Как от бренного Я скакнуть к безмерности Бога?

— А как делают другие? Или вы считаете, что теории, системы и гипотезы не нужны вообще? В любом случае сначала надо решить, что есть, и чего нет. Потом: а что должно быть? Поступайте, как господь Бог. Христианский или языческий (Перун). Оба они созидают и карают. Или неведомый нам генетический инженер из космических пришельцев, даже если он плохо учился в Школе Создания Новых Вселенных и натворил много глупостей.

— Я знаю, каких! Возьмите женский мозг или клитор…

— Не надо прерывать, я не шучу. Если он был, у него была Задача: создать теорию и модель человека, вернее его души, потом воплотить её в жизнь на практике. Чего вам не хватает? У вас же всё есть. Время — суть бытия, гармонизирующее начало, оно задано условиями нашей Вселенной. Это Кронос и Бог-отец. Протяжённость, сила, движение, сродство элементов, формообразование — они присущи материи, их изобретать не надо. В треугольниках эквилибриума (жёсткой заданности количества) идей сливаются по три образа или причины, по одной на каждый угол. Например, идея души включает в себя три причины: психические потребности, психические способности и психические способы их существования (тенденции).

В квадратах эквилибриума, примыкающих к треугольникам, их по четыре. А так как квадрат состоит из двух треугольников, любая идея или сущность удваивается, рождая свою противоположность. Благодаря этому удвоению, мир сущностей двоичен. Потребности человека распадаются на бессознательные влечения и сознательные инстинкты, способности — на сознательные чувства и бессознательные аффекты. Хотите, считайте, что аффекты и влечения — первичные потребности, а чувства и инстинкты — вторичные потребности, — но это надо будет суметь доказать. Не нравится фраза «бессознательные идеи», говорите «неосознаваемые идеи». Только не говорить слово «подсознание», это чушь гороховая. Лучше уж слово «Бог», только надо договориться, что это?

Допустим, что Бог — творец, революционер, экспериментатор, нестабильное существо (у Фрейда это Эрос). Хотя мы считаем, что он Хранитель и Вседержитель. Скорее всего, Природа — удерживающая субстанция, стремящаяся к стабильности, возврату в первоначальное, более экономное состояние. Время от времени она реагирует на деяния Творца с помощью больших взрывов, коллапсов и природных катастроф, убивающих всё живое. Как и у нас, людей, верховный правитель создаёт армию, но армия, которая не наступает, а только удерживает завоёванное — всегда проигрывает. Поэтому всем нужна хотя бы маленькая, но победоносная война.

А к тому, что было создано до вас, отнеситесь критически, не надо ничего копировать.

Числа — это очень серьёзно, это не только меры величин (постоянных и переменных), но и как бы меры Бытия. Нечётные — метафизического (один, единица, это Бог, у скандинавов «Один»; три — Трение, взаимодействие, Троица, Трисмегист; пять — пятерня, способность трудиться и создавать, — она состоит из четырёх пальцев-тенденций и одного удерживающего, объединяющей тенденции). Чётные числа — мрак и свет, равенство и неравенство, начало и конец. Платон говорил, что числа это начала Души, что Демиург создал Вселенную по схеме: 1; 2; 3; 4; 9; 8; 27 (соединение двух геометрических прогрессий, — «Тимей»).

— Почему везде восемь? И где у вас в этих числах присутствует Душа?

— Не знаю, но восемь — это уже божественное число, у православных число Богородицы, то есть тела, породившего Бога. Как я ни считал, всё, что связано с человеком, это двойка (два=дева), четвёрка (чтырь, штырь) и восьмёрка (ось, октава). Например: четыре базовых пары ДНК у всех живых существ, по четыре пальца на руках и ногах, и по два больших, обособленных пальца (всего пять: пята, пятка, точка опоры). Двойная спираль ДНК, по два глаза и уха, два полушария, четыре камеры сердца, восемь желез внутренней секреции. В природе то же самое: восемь орбит у электрона, человек почти весь состоит из восьми металлов и восьми диэлектриков, и даже обитаемые миры симметричны, как и лапки насекомых. Я считаю, что существует и восемь контуров психики. Да и в бессознательном тоже, как я ни пытался, не смог ни убавить, ни прибавить, всё двоится.

— А какие у психики контуры, можно узнать? И что такое психика на этот раз?

— Я только предлагаю вам варианты, в ожидании, когда вы выберете что-нибудь своё. Возьмём хотя бы официальное определение: психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основании которых регулируется жизнедеятельность организма. Для этого существует и душа (тогда психика — способы существования души).  Конечно, тут ничего не сказано о той части души или мозга, которая не участвует в отражении этой самой действительности, а создаёт свою. Или искажает и то, и другое.

Все психические процессы известны и пронумерованы, это: ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, представление, внимание, эмоции и чувства (как высшие эмоции), воля (сознательное регулирование своего и чужого поведения), познание, речь, мотивации, состояния (тревога и прочие), и так далее.  Короче, каша из определений. Причём ни слова о бессознательном и соматическом, хотя сам мозг и есть часть сомы. Я, в своей картине мира, хотя бы ограничился восемью тенденциями и четырьмя областями их действия. Повторю ещё раз.

СП — сознательное психическое (чувства, как результат анализа и обобщения причин удовольствия и неудовольствия при попытках удовлетворить базовые потребности), БСП — бессознательное психическое (влечения), и две пограничные зоны: БСС — бессознательное соматическое (низшие виды эмоций и аффекты, результат примитивного анализа своего состояния), и СС — сознательное соматическое (инстинкты). Каждый контур подчиняется или удерживается либо Тимосом (энергией духа, жизнеутверждением, ускорением), либо Лахосом (судьбой, замедлением, жизнеотрицанием). Итого: СП плюс СС в Тимосе и БСП плюс БСС в Лахосе, но об этом потом.

— Что, Бог был ограничен в своих действиях? Почему он не умножил эти простые числа, не сделал тварь о трёх головах и семи руках? Да вот и у Платона Душа состоит из двух кругов первооснов, внутреннего и внешнего, причём внутренний — разделён на 7 частей, а не на восемь.

— Возможно, Платон ошибался, а возможно, одну часть он «не засчитал», как принадлежащую не человеку, а Богу.

— Подождите. Я так быстро не могу. Что вы сейчас понимаете под словами наша психика? Можно объяснить для дурака?

— Для дурака повторю: так сейчас называют душу. Не тонкие, до конца не познанные человечеством, способы её, души, существования, а вид всеобщей абреакции, формы отражения мира с помощью рационального и чувственного познания. Вообще, составных частей абреакции, даже у наших учёных, тоже восемь, если исключить синонимы: рефлекс, инстинкт, ощущение, восприятие (или представление), понятие, память, суждение, умозаключение. Ещё есть чистое физическое или химическое абреагирование: на положение тела в пространстве, температуру, давление, радиацию, голод, жажду. Но это уже похоже на взрывную, или низшую, эмоцию — аффект. Сумма всего опыта, знаний, умозаключений, озарений, переживаний, эмоций, ошибок, фантазий, — порождает психические связи и феномены. Для сравнения: во времена древних философов псюхе — лишь призрак человека, отлетающий в Аид после его смерти и напрочь лишённый жизненной силы. Чувствуете, как со временем всё усложняется?

Сейчас официальная наука настаивает на том, что психика это обособившийся субъективный опыт отражения, в результате взаимодействия индивидуального мозга и среды. Но все эти субъективные явления “непосредственно представлены” человеческому “Я”. Да таким чудесным образом, что человек (его “Я”) как бы заранее знает,  что он видит и слышит, и анализирует; он понимает именно эту, так называемую объективную, реальность, а не результат работы своих органов чувств, памяти и волевых решений. И он её таким образом “познаёт”.

Поэтому термин “душа” устарел, и его надо заменить термином “разум” или даже “поведение”. А науку психологию заменить наукой о законах и механизмах (!) познания мира, то есть, информации о нём. Чтобы не путать науку и религию, где познание происходит другим путём. Во как! Заучивайте, студенты, ибо понять это не дано никому. А ведь, кроме студентов, есть ещё пациенты, они тоже задают вопросы, касающиеся того, что такое психика, и что с ней собираются сделать милые дяди и тёти в халатах.

Короче, психика сейчас для большинства людей (так им внушили) — средство приспособления. Сначала были инстинкты — наследуемые формы реагирования и поведения, теперь это сплошь разумные действия, ибо реальность стала быстро меняться и наследовать способы поведения уже бессмысленно. То есть, когда-то давно, люди якобы отказывались обучаться и действовали, как роботы, а теперь вдруг получили свободу воли и решили пойти другим путём. Инстинкты вроде бы где-то ещё есть, но это уже история. Надо доверять обществу, книгам, медицине и фармацевтике. И властям, которые всё это безобразие покрывают.

— А как же гении, преступники, математики, философы? Что делать с продажной девкой империализма генетикой? Куда девать старого и выжившего из ума Дарвина?

— Мне понятно ваше возмущение. Да, мы не равны от рождения. И не похожи друг на друга. Есть непохожесть душ, а есть небольшие дефекты мозга, мутации генов, которые, то производят на свет гениев, то внушают детям невозможность освоить правописание и чтение, запомнить текст или цифры. Язык нам дан от рождения, но не все способны передать мысль с помощью абстрактных звуков или символов. Ведь мыслим мы не только словами. Но зато эти «лишённые абстракций» дети смогут хорошо танцевать, строить дома или изобретать механизмы.

Слава Богу, что у нас ещё остался язык. Любой язык это чудо, он вносит порядок в хаос и уберегает нас от сумасшествия. Ещё большее чудо — это то, что мы понимаем друг друга, когда произносим отдельные слова. А тем более слова, образующие понятия.

— Пример из моего детства: я долго думал, что означает слово “п*зда”. Какое сильное, но не точное слово! Если точно назвать то, о чём я думаю и мечтаю, но никогда толком не видел, то это женский половой орган, большие и малые губы, влагалище, матка и многое другое, но это не п*зда!

— Вот это и надо рассказать нашим учёным, которые считают, что наш язык, мысли, сознание, наши “Я” и “Оно”, всё, что нас окружает, — создаёт исключительно наш мозг. Как он его, этот мир, назвал, тем он и становится. А наука и познание — игра в символы. Куда уж там просчитать тенденции, создать теорию личности! Объединить противоположности невозможно, считают они. А ведь человек дуальное существо, созданное из противоречий, впрочем, как и весь мир. Он способен любить и ненавидеть одновременно, вмещать в себя как положительные, так и отрицательные энергии. Как магию, так и математику, как философию, так и религию.

 Для жизни вообще характерны полярности, удвоения, числители и знаменатели, мембраны, разделение на внутреннее и внешнее. Поэтому 2, 4, 8 — реальные, самостоятельные меры человека, как замысла самого Бога, именно так пожелавшего создать наш мир. Например, вы спросите, почему в Солнечной системе девять планет, а не восемь? А я предположу, что не всегда так было, и одна из них либо лишняя, прилетевшая откуда-то, либо мы неправильно её называем планетой.

— А тройка?

— Закон троичности говорит о возможности третьего, примиряющего противоречия, ещё одного способа существования всего, что есть. Это наши тезис-антитезис-синтез, янь-дэн-инь, созидание-сохранение-разрушение, рождение-жизнь-смерть, отец-сын-дух, музыкальный аккорд и т.п.

В психологии двоичность (например «любовь — ненависть») превращается в «четверичность», минуя троичность. А именно: чувство любви — половой инстинкт — влечение к власти и могуществу — аффект ненависти в случае невозможности достичь желаемого.

— Так что, тенденций может быть и 8, и 9, и 27 (трижды девять)?

— Не хочу вас обманывать: точно не знаю, в каком-то смысле может быть и так. Но я не могу об этом думать сейчас, мне хватает и восьмёрки, которая уже — бесконечность. А может, пифагорейцы правы, ставя девятку впереди восьмёрки, или это компьютерная программа, где девятка шифр, который никто не сможет разгадать. Я уже говорил, что Демиург нестабилен, он как ребёнок, то созидает, то разрушает. Точно так же ведёт себя его творение. Поэтому в живой природе числа сущностей меняются, то их семь, то их девять, вместо восьми необходимых и достаточных, но этого бояться не надо, пусть будет мир и двоичен, и троичен одновременно, мы же не гностики и не каббалисты. Не ребус и не тайное учение пытаемся создать, а теорию человека. Или человеческой личности, или просто развития, если вам больше нравится. Раз Господь нам пока позволяет это делать, будем делать.

— «То, что по силам твоей правой руке — делай» … А что, нестабильность означает временность?

— Не в прямом смысле, а в смысле «подчинённости времени».

— А время — это срок?

— В тюрьме — да. На воле это период, цикл, гармонизация и упорядоченность бытия, пульсации и ритм. Как биение сердца. Нельзя сначала выпить, а потом налить водку в стакан; родить, а потом забеременеть. Кстати, то же делает и душа, то есть, как и время, она всеми своими силами создаёт гармонию, равновесие. Бывает человек злой, но хорошо играет на скрипке.

— Я на скрипке плохо играю, всё нет времени…

— Зато вы играете на гитаре и даже на бандуре. Наше Время, как и Пространство, формы и условия сосуществования материальных объектов, в том числе жизни и всего того, что с ней связано: биоритмами, ускорением и замедлением метаболизма, реакций и тенденций. Причём роль Пространства — обеспечить мирное сосуществование всего многообразия тел, предметов, понятий и процессов. Например, если тело занимает часть пространства, эту его часть другое тело занять не может, пока первое тело её не покинет. Хотя, как утверждают физики, места там, как в «чёрной дыре», хватит на миллионы таких тел.

В информационном пространстве идея, один раз возникнув, будет жить вечно, её можно вытеснить на какое-то время, но не убить. Это как рифма кровь-любовь. Понятие «Душа» возникло когда-то давно, вместе с идеей души, и никто ничего с ним сделать не может, оно прочно заняло место в информационно-энергетическом пространстве. Которое окружает нашу Землю, и в котором ничего не пропадает.

— В тюрьме человек сам понимает, где его место, если же нет — ему покажут, и он будет вынужден его занять, даже если не хочет. Тюрьма, вы понимаете, для меня это просто самый наглядный пример, в жизни ведь всё точно так же. Я не имею в виду «тюрьму народов», Боже упаси.

— Время и пространство — общие формы координации и упорядоченности, и временного (живого), и вечного (бессмертного), и всех их мыслимых и немыслимых состояний. Перед ними все равны и никто не имеет преимущества. Любая длительность, протяжённость, последовательность или дискретность, покой или движение мысли, или тела, или чего угодно, — всегда скоординированы со всеми другими именно во времени и пространстве. Как это происходит, интересно бы знать, или хотя бы порассуждать. Но об этом мы говорить не будем, ибо у нас другие цели.

— А учитывать в теории тоже не будем?

— Тоже. Хватит нам и того, что всё взаимосвязано, несмотря на противоречия (!), и того, как это сделано в Природе и Человеке. Ведь оно позволяет нам говорить об общих ДЛЯ ВСЕГО, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ законах и тенденциях развития, то есть, тенденциях качественного изменения ВСЕГО в каких-то направлениях. Тенденции — это и есть моё ключевое понятие. Кто-то (и ваш покорный слуга в том числе) даже осмеливается утверждать, что мы можем их познать…

— Ну, зачем так шутить? Я же не полный идиот. Есть же всеобщий закон единства и борьбы противоположностей…

— А каких? Вы можете их все перечислить? Например, в человеке?

— Ну, тогда закон перехода количества в качество.

— Этот закон придумали, чтобы объяснить, почему происходят изменения. Но как определить, какая соломинка последняя, чтобы сломать хребет верблюду? Ведь такое количество соломы не удержится на его горбу. А сколько у женщины должно быть любовников, чтобы назвать её вашим любимым словом? А? Что же вы молчите?

….......................................................................................................................

— Я думаю. Но ведь есть чёткий и понятный закон отрицания отрицания?

— Чем больше мир меняется, или отрицается, тем больше он остаётся прежним.

— Человек же отрицает своих родителей, предков, самого себя?

— Он просто умирает, когда ему надоедает задавать вопросы, на которые нет ответа.

— Как можно лечить людей, будучи таким пессимистом!?

— Я не лечу и не учу, а просто даю любому человеку возможность увидеть себя со стороны и стать самим собой. Если он сильно захочет.

— Вы воздействуете непосредственно на душу?

— А почему нет? Душа же никуда не исчезла, она наполняет и удерживает наше мироздание (внутри эквилибриума понятий)) и состоит из всеобщих тенденций, о которых мы говорили и ещё поговорим позже. То, что вне души, нас не интересует.

— И что, есть всего восемь инстинктов, восемь тенденций, но по три вида Логоса и других бессмертных сущностей?

— А вы посчитайте. Я знаю, задача не из лёгких, но за год вы справитесь. Заодно и превратитесь в психоаналитика. Трезвого и доброго. Который редко ошибается, ибо опирается на теорию.

— Вы думали, я откажусь? Как говорят: «Ищите и обрящете!»

— А знаете, как звучит в Библии вторая половина этого выражения?

— Нет.

— «Толцыте и отверзется!»

— Жаль, не знал этого раньше. А ведь сколько перетолк! И пестом и без песта...

— Женихов полк, да вышел бы толк.

— А ещё говорят: её только волк не толк…  Как нашу с вами теорию.

…………………………………………..