Все записи
11:55  /  7.12.19

780просмотров

Записки психоаналитика

+T -
Поделиться:

 

Сеанс номер 17. Продолжение. Психодиагностика. Фрейд и Сонди. 

— Фёдор Константинович! Прежде, чем разговор опять пойдёт о Фрейде, я хочу спросить, ведь философия такая же надуманная наука, как и психология? Вот вы говорили, что ваш психоанализ основан на идеализме Платона, Гегеля и Шеллинга, на рационализме Спинозы и психологии Уильяма Джеймса. Кто такой был Шеллинг, поэт-сатирик и романист? Ведь он свою идею бездны (Ungrund) и всеобщей двойственности заимствовал у Яшки Бёме, который в 16 веке пас скот и был сапожником, пока его не посетили некие видения, и он не занялся мистификациями на тему «Бог – Человек». Не зря его так почитали масоны.

А что такое диалектика? Она ведь от слова «диалект» — система общения с использованием речи, которую никто из чужих не понимает?

— Да что с вами, Зиновий Андреевич, при чём тут это? «Диалектос» — по-гречески всего лишь «наречие», а термин диалектика образован от «диа» разделение, взаимность, соревнование, и «лего» - говорить, и означает способ познания, исследующий противоречия («диа-лего» - выбирать, отделять). Вы бы ещё сказали, что диалектика происходит от слова «членораздельно» и поэтому состоит из «члена» и того, что отдельно от него))!

Если говорить серьёзно, философия для нас это способ постижения реального мира, общих принципов бытия и понимания законов развития человека, природы и общества. Они и составляют основу психоанализа, иными словами, анализа человеческой души, которая есть неизвестно кем созданное гармоничное соединение сознательного и бессознательного. Без диалектики, то есть понимания того, что истина двойственна, без чёткого осознания процессов проникновение друг в друга, примирения и тождества противоречий, никакая философия и сам психоанализ невозможны. Поэтому без Бёме, Гегеля, Лотце, Шопенгауэра, фон Шеллинга и фон Гартманна ни теории Фрейда, ни нашей с вами теории, просто бы не было.

Психология, как мы выяснили, это пока процесс систематизации множества конкретных фактов, явлений, попыток сформировать научные понятия для физического, механического и биологического объяснения психической жизни человека и животных. Я говорю «попыток», потому что измерить, посчитать, превратить в формулу эмоции, талант, любовь, притворство, недоверчивость, жадность, отвращение, страх, цинизм, отчаяние и т.п. ей пока не удаётся.

Да, любой человек, и даже животное, обычно пытается помочь попавшему в беду собрату. В каждом из нас дремлет «комплекс лекаря»: мы всегда готовы выслушать, успокоить, приласкать, перевязать рану и поделиться куском хлеба с любыми страждущими и молящими о помощи существами. Даже при встрече двух друзей, один сразу же берёт на себя роль врача-психотерапевта. Какими бы сложными ни казались обстоятельства, всегда найдётся умный и единственно правильный совет. Всегда отыщется причина несчастья и целый ряд виновных в ней недругов, злых сил и случайных обстоятельств. Мы уже говорили, что появилась и уважаемая всеми профессия психолога: клинического, социального, детского, женского, академического, сексуального, военного, инженерного, криминального и так далее. Самые талантливые из них могут оказать реальную помощь в любых жизненных ситуациях, и это очень хорошо.

— Утешить может и добрый следователь, и проститутка в борделе, а вылечить — только хирург (греч. «рука» плюс «действие»).  Я плохо представляю себе философа или священника в роли «психотерапевта», ведь для начала надо уметь поставить правильный диагноз, разобраться в особенностях личности пациента.

— Как вам известно, Фрейд, в начале своей карьеры, мечтал создать научную психологию и даже набросал её проект. Но, видимо, Бог не дал его завершить. В то время Фрейд, как и Павлов, был уверен, что психологические законы рано или поздно найдут своё подтверждение в нейрофизиологии. То есть, внутренние, невидимые силы души, станут видимыми и понятными, их можно будет классифицировать и измерить. Например, можно будет отличить «хорошие» нервные импульсы, которые легко находят разрядку или переработку, и «плохие» (токсические), которые вытесняются из психики и служат «пищей» неврозам, психозам, соматическим сбоям и болезням.

А как их различить? Многие до сих пор считают, что неврозы — виды неразрешимых конфликтов с собой, ведущие к тому, что человек действует во вред себе и своему здоровью (хотя причины их лежат, якобы, вовне). А психозы — следствия неразрешимых конфликтов с другими людьми, хотя их причины лежат внутри человека (например, шизофрения — чаще всего следствие ранних тяжёлых конфликтов ребёнка с матерью). В результате человек исключает себя из общества и может даже представлять для него угрозу. Более детальные причины известны только Богу.

— У евреев, с приходом Машиаха, Бог станет видимым во всех его творениях, в которых он невидимо присутствует. Значит, и в болезнях.

— От этого «научного проекта» Фрейда осталась неимоверная путаница (хотя и гениальная), относительно эмоций, аффектов, инстинктов и влечений. И она существует по сей день.

Вам это придётся иметь в ввиду, при создании вашей собственной теории. Нам она нужна не для того, чтобы советовать женщинам, как им выйти замуж, а мужчинам — как заработать много денег. А чтобы понять внутренний мир человека. И только потом пытаться его изменить для пользы этого конкретного человека.

Мы говорили, что в психоанализе изучают аффекты. Аффект у Фрейда — психическая категория для измерения возбуждения (заряженность аффектом) или характеристики конкретной эмоции (это может быть любовь, ненависть, страх, гнев, тревога и так далее, без различения их причин или «мест» происхождения). А как возбуждения попадают в психику? Это «психические представители» соматических импульсов, или сами эти (чисто соматические!), инстинктуальные влечения, которые «заражают» идеи, чтобы они получили какое-то психическое «значение»? Где тут психика, а где соматика? Где сознательное и бессознательное? А бессознательное это материя, подкорка, эндокринная система, гормоны, мозговая активность, биологическое «самосознание» органов или часть бестелесного Духа? Одессит бы объяснил так: ну, немножко соматики в психике или психики в соматике, а чего же вы хотели?

— А ещё я немножечко шью...

— Так что импульсов и нейронов для создания теории не хватило, научность пришлось на время оставить и добавить чисто абстрактные инстанции: Я, Сверх-Я, оно, а также окрасить либидо в разные цвета — придать ему две ипостаси, Эроса и Танатоса.

Вообще, когда классические психоаналитики говорят о психическом аппарате, психических защитах, импульсах, инстинктах и энергиях, складывается впечатление, что они имеют в виду только четыре состояния:

1) страх умереть от реальной опасности, включая голод, холод, жажду, убийство или насилие;

2) тревога при появлении невидимой угрозы существованию, которая каким-то образом ощущается с помощью первобытных сверхчувственных способностей, тут надо вспомнить евреев и их поразительное чутьё на войны, катастрофы, этнические конфликты и ошибки в управлении государством;

3) неудовлетворённое сексуальное возбуждение, либидо, то есть, ужас потерпеть фиаско в жизненной борьбе, не успеть реализовать себя, не оставить после себя жизнеспособное потомство;

4) и, наконец, радость, эйфория, катарсис, блаженство, экстаз и наслаждение, когда жизнь удалась, инстинкты удовлетворены, страх на время отступил. Потом всё повторяется снова.

Как вам известно, и Фрейд, и Юнг оставили попытки создания научных теорий и перешли к практике. Сработал «комплекс лекаря». Только лечить они вздумали сразу всё человечество.

— А вы с этим согласны или нет?

— Я поступил решительнее. Я попытался описать уже известные факты, гипотезы и события простым языком и создать если не науку, то хотя бы некую научную классификацию. Продолжая идеи Лотце, Гартманна, Шеллинга и самого Фрейда, я провёл горизонтальную линию и сказал: вверху у меня психика, внизу соматика. Потом вертикальную линию, чтобы отделить сознательное и бессознательное. Получилось нечто вроде осей координат: вверху Сознательное Психическое (СП) и Бессознательное Психическое (БСП); внизу Бессознательное Соматическое (БСС) и Сознательное Соматическое (СС).

 

СП   | БСП

--------------

БСС | СС

 

Тогда импульс (влечение, желание) может, теоретически, идти следующим путём, особенно если на его пути возникают преграды: СП → СС → БСС → БСП → СП, то есть, крест-накрест; или СС → БСП → СП → БСС, то есть, по кругу. Здесь, по крайней мере, есть какая-то логика.

Например: человек чего-то хочет (СП); ему это запрещают, у него выделяется слюна или дёргается рука, чтобы инстинктивно схватить желаемое (СС); по руке бьют или пугают милицией, желание пропадает из сознания, но фиксируется глубоко в бессознательном (БСС), там оно обрастает ассоциациями и накапливает силу; в результате пробивается в сновидения или мечты (БСП); а потом вдруг человеку приходит в голову гениальная идея, как обойти запрет и получить желаемое (снова СП).

— Я понимаю. Из-за наличия несвободы, объективаций и запретов, человек осознанно тратит годы на тренировку ловкости рук и становится наёмным работником, или относительно свободным скрипачом. Или почти свободным карманником.

— Ещё более сложный пример: возьмём инстинктивное, но заведомо свободно нереализуемое, сексуальное желание. В действительности оно состоит минимум из двух частей: 1) половой инстинкт, Мсс, маниакальность в сознательном соматическом, и 2) влечение сна Пбсс, параноидальность в бессознательном соматическом, то есть аффект иллюзии возврата в материнское лоно. В случае невозможности найти подходящий объект, оно начинает порождать кошмары (аффект обречённости из БСП); человек зарабатывает бессонницу, совершает глупые поступки, чувствует слабость, ему реально видятся проблемы с окружением (страдают чувства, СП); он принимает медикаменты или ходит на приём к психотерапевту и проблема надолго вытесняется из сознания в область бессознательных аффектов (БСС). Звучит необычно, но всё очень просто, почти как у Фрейда, надо только привыкнуть к моим «топологическим» объяснениям. Для этого я и ввожу аббревиатуры. Остаётся только составить табличку с полным набором чувств, аффектов, влечений и инстинктов. И только потом браться за «типы личности».

Почему я шёл за Фрейдом? А за кем ещё? Ведь если бы я претендовал на собственную похожую теорию, меня бы растерзали или признали сумасшедшим. А так внешне у меня почти те же термины и понятия. Которые признаны в мире и используются на практике, ими обросли уже и наука, и искусство, и даже педагогика с политикой. Николай Бердяев тоже так думал, и его не посадили, а только выслали из страны. Вы сказали, что я обречён быть непризнанным гением в нашей стране, пусть так. Но мне хватает того, что люди меня ценят, и никто пока не назвал шарлатаном. Или «убийцей в белом халате».

— А Юнг признавал теорию инстинктов? Ведь у него есть ещё коллективное бессознательное.

— Юнг, отдалившись от Фрейда, уже не претендовал на помощь конкретным невротикам. Тут нельзя забывать, что и Фрейд, и Юнг, прежде всего талантливые литераторы, а уж потом учёные. Ведь описание проблем души — это художественное творчество, неважно, где искать его источники: в клинике, сумасшедшем доме, тюрьме или на кушетке в закрытом кабинете, куда никто не имеет права войти. Другое дело лечение, тут, если человек сам не хочет выздоравливать, психоаналитики уступают место врачам и психиатрам. Не зря Фрейд пошутил, что психоанализ — замечательное лечение, особенно для здоровых людей. Молодых, красивых, богатых и способных на откровенные признания.

Почему? Просто тема романтических литературных упражнений классических психоаналитиков лежит почти полностью в половой сфере и в сфере «патологии духа» (а тут и семья, и запреты, и предрассудки, и карьера, и государство). А это интересует, в основном, молодых людей.

У позднего Юнга всё умозрительно, это уже для зрелых личностей. «Эго» включает сознание, эмоции, интуицию и ощущения. Под ним лежат бессознательные комплексы, память, аффекты и инвазии (вторжения) из ещё более глубоких, первозданных слоёв психики, архетипов, или обезличенной памяти человечества. Их мы можем осознать и вынести на поверхность в виде сказок, мифов, снов, символов, религии (связи с богами). Чувство непостижимости Бога и его наличия, то есть присутствия во всём, носит название «нуминоз», от латинского numen — божественная воля, власть. Красиво, но как этим пользоваться, например, психиатру или врачу скорой помощи?

Немудрено, что личности у Юнга это лишь тени, фантазии, проекции бессознательного в сознание; человек пытается понять свою сущность, Selbst, с помощью различных «индивидуаций», диалогов с коллективным бессознательным, «керигмы» (рациональная составляющая религии).

— Разве это плохо?

— Это неплохо, какая-то из тенденций абсолютно точно имеет божественную составляющую. А значит, влияет на работу всего «психического аппарата».

Но как она может помочь в научной классификации типов личности?

Ладно, я его не критикую. Нам достаточно уже того, что из теории Юнга вытекает неизбежность болезней, ибо ошибки прошлых этапов эволюции накладываются на нынешние ошибки «Эго» и его окружения. Сильное, логичное и рациональное «Эго» загоняет личность в невроз, а победа его бессознательного противника — в психоз, разврат, наркотики и религиозный фанатизм. Причём коллективное бессознательное сугубо национально и расово. А как это выглядит «со стороны»?

Везде по разному. Так, в России это соборность, православие, парализующая волю власть авторитетов (отец, царь-батюшка, тайная полиция), вечное и злобное вражеское окружение, и, наконец, избранность русского народа самим Богом для спасения всего человечества. Мы — «удерживающие мир» от распада, приносящие в жертву самих себя. А удерживающие всегда проигрывают, выигрывают только наступающие, и, желательно, по всем фронтам: идеология, концепции и модели управления, компетенции чиновников и педагогов, наука, технологии, финансы, благосостояние, рождаемость, здоровье, искусство, воспитание и так далее.

— Евреи тоже ощущают себя избранным народом. Хотя, после появления Христа, они потеряли у Бога свой статус (мне так кажется), и в этот момент избранным народом должны были стать христиане. Иудеи, помнится, даже переписали Тору, и Христос у них перестал быть Мессией. Хотя для чего евреям был нужен свой, земной Мессия? Но они наступают...

— Чтобы править другими, жить на проценты с процентов, аккумулировать капитал. У них нет понятия бессмертия души, а в результате — пьянства и лени, как у русских, которые думают: зачем работать, если вот-вот случится нечто? А если мы в чём-то виноваты, то надо это искупить с помощью жертвы (смерть в бою, аскеза, самосожжение, смирение и страдание). Для евреев жизнь — бизнес проект. Как и дружба, любовь, профессия, политические пристрастия, и даже болезнь. Не секрет ведь, что евреи заболевают рано, в том числе и нервными болезнями, но очень быстро учатся их компенсировать и живут до девяноста лет. Кое-чему русским у евреев давно пора бы научиться, не вечно же подчиняться им вслепую. Объясняю, почему.

То, что мы обособились от других и представляем из себя ни на кого не похожий народ, давно известно. А всё непохожее вызывает страх и отторжение, начиная с языка и заканчивая психологией, культурой, ксенофобией. И у нас самих, по отношению к нашему окружению, тоже. Русские вряд ли когда-нибудь образуют единое государство или содружество государств с соседними крупными народностями, населяющими Европу и Азию. Во всяком случае, не в ближайшем будущем.

Так что идея Великой Руси с единым царём, единой верой и общим историческим наследием обречена на провал. Нас будут опасаться и ненавидеть. Как только у нас начнёт снижаться рождаемость, в русские города хлынут "пришельцы" и постепенно захватят все ключевые должности в государственном устройстве, начиная от водопроводчиков, сторожей, полицейских и заканчивая телевидением, судами, медициной, образованием и управлением. Параллельно русскому, появятся другие языки, другие обычаи, религии, законы, даже преступность.

Чтобы выжить, нам придётся забыть о распрях, конкуренции, междоусобицах, зависти и ревности, помогать друг другу и действовать точно так же, как действуют сейчас евреи в русской среде. Например, соблюдают достигнутые между собой договорённости. Неважно, кто, кому и что именно пообещал, сколько банков, фирм, посредников или конкретных лиц участвуют в сделке, комиссия это или поставка товара, идёт ли речь о платеже внутри страны или за рубежом.

У нас подают милостыню, а евреи обязаны оказать предприимчивому человеку помощь в виде капитала, помочь обрасти связями и развить собственный бизнес. То же самое в мусульманском мире. Деньги должны работать на общее благо соплеменников, а их потеря не считается трагедией. Мы же зарабатываем и теряем в одиночку и наше богатство не служит никаким высоким целям.

— А наша соборность? У нас же было это понятие, означающее объединение всех детей Божьих, вплоть до слияния в единое тело Христово. Так что даже секс, плотская любовь, представлялись нам лишь как часть этого всеобщего бессознательного совокупления всех со всеми. Без различия религии и национальности. Что не может быть грехом…

……………………..

Ура, я разгадал бессознательное русских женщин! Они до сих пор живут в нашем общинном и соборном бессознательном прошлом. Не такой уж дурак был Григорий Распутин, который тоже это знал. И пользовался.

— И где это теперь? Кто теперь ходит в церковь для «слияния во Христе», кто раздаёт своё имущество бедным и строит за свои деньги дома для престарелых?

— Не скажите, сейчас уже снова начинают появляться разные волхвы, чародеи, новые язычники со своими обрядами, молитвами и заклинаниями якобы на древнерусском языке.

— Неглупых людей у нас всегда было немало. И то, что они правильно подмечали закономерности и ошибки в поведении и мышлении, пытались их как-то классифицировать, с целью исправления и построения единого справедливого общества, вызывает уважение. Но это не было научной психологией. Ничего не вышло тогда, ничего не получается и сейчас. Сколько ни измеряй биоритмы, проводимость нейронных сетей, гормональный фон и обратные связи. Люди всегда недовольны властью, соседями, судьбой, женой, а теперь уже и идеологией, окружающей средой, качеством жизни. Попробуйте их объединить вокруг какой-то идеи, — вас сразу же заподозрят в обмане и попытке решить личные проблемы за счёт других.

Науки, логики, веры, с медитацией и созерцанием, здесь тоже недостаточно. Ведь, даже наблюдая животных, невозможно составить матрицу поведения каждой особи. Что же говорить о людях, расах, народах, континентах?

— Психоанализ попытался что-то классифицировать из глобальных пороков и несуразностей человеческой натуры, чтобы потом безболезненно, без лекарств, психлечебниц, восстаний и революций, изменить, но его засунули куда подальше и поглубже… Погодите, теперь я сам. Я буду импровизировать, так легче. Потом всё перепишу.

Подведу своими словами итоги того, что я узнал от вас. Чувство — амбивалентное состояние сознания, побуждающее к двоякому действию: с одной стороны, нами управляют голод, вожделение, жажда, поиск, желание немедленно удовлетворить потребность чего-либо, с другой — страх, сомнения, уход от естественных способов и замена их искусственными .  В случае понимания и сознательного поведения, чувства это СП, сознательное психическое или разум.

В случае неприятия — это БСС, бессознательное соматическое, в психоанализе предпочитают говорить о нём, как об "аффекте", так как состояние может проявлять себя взрывным или иррациональным образом. Сознательные же чувства — это совсем другое, они от Бога и несут в себе позитив, оптимизм, радость и сопричастность тайне бытия, позволяют и животному, и человеку (он ведь тоже животное):

1. Жить интересно.

2. Жить эмоционально.

3. Общаться, просить и получать, отдавать приказы другим особям, самому повиноваться.

4. Верить в богов и покровителей.

5. Обучаться и мыслить абстрактно.

6. Быстрее реагировать на проблемы.

7. Давать адекватную разрядку напряжениям.

8. В конце концов, спариваться по любви, а не с кем попало, и производить более приспособленное к жизни потомство, лишённое недостатков родителей.

Чувства всегда сопровождаются телесными инстинктами, если можно так выразиться о сознательном соматическом. Они помогают нам дышать, пить, есть, спать, играть. Подавать сигналы пением или раскраской, поддерживать гомеостаз, накапливать знания и опыт, нападать на врагов или тех, кто слабее, убегать и прятаться. Быть вожаком и самому подчиняться авторитетам.

В чувствах и инстинктах царит принцип удовольствия-неудовольствия. У Фрейда это область «Эго».

— А чувство Бога?

— Оно естественно, и отрицать его невозможно. Оно есть и у животных. У собак бог — хозяин. И удовольствие от наличия хозяина тоже есть. Как и удовольствие от наличия себе подобных. То есть, кроме примитивного уровня психики, у всех живых существ есть ещё и социальный уровень и трансцендентальный (с уходом от материального мира в мир духовный). Только у животных он бессистемный, не связан с понятиями, знаниями, образованием, мышлением, постановкой и достижением абстрактных целей. Не удивлюсь, если у человека, даже неверующего, есть и инстинкт Бога, и чувство веры.

— Продолжайте, очень интересно.

— Что осталось? Эмоции, в том числе сильные, такие как непримиримость, апломб, гордыня, вспыльчивость, нетерпеливость, безрассудство, гнев, ревность, зависть, ярость и так далее. Никто толком не мог сказать, где в психике они обретают себя. У меня, по вашей подсказке, они в БСС, бессознательном соматическом. Причём большая их часть в М (маниакальности), ибо почти все они — спонтанные проявления воли к власти и могуществу в ответ на внешние проблемы. Воля изначально принадлежит не нам, а нашему Духу, мы просто интроецируем её, или присваиваем. А потом она вырывается наружу. Аффекты же — неправильное название эмоций, взятое из судебной практики. Но сейчас я согласен с тем, что эмоции тоже можно называть аффектами, их более спокойной разновидностью. Тем более, что все они — из сферы межличностного общения, а она — производная от сексуальной неудовлетворённости, присущей незрелым личностям с «прегенитальными» самовлюблённостями.

— А интуиция, ощущения, память, коммуникативность, милосердие? Что это, тоже инстинкты?

— Да. Тут ничего не надо придумывать, всё это тоже СС, сознательное соматическое, у Фрейда — часть «Оно». Хотя интуицию и называют шестым чувством, это не чувство. Скорее, к чувствам можно отнести сознательную волю к жизни, ответственность и понимание реальности.

А сны, фантазии, сказки, мифы, живые боги и герои, символы и знаки, — любые прорывы из доисторического опыта, — это БСП, бессознательное психическое. При желании можем назвать его "влечением сна", коллективным бессознательным, Ид, Ит и так далее.

Конечно, каждой тенденции сопутствует своя психическая энергия (назовём её так, другие ведь это делали?), например: энергия страха (Ф), энергия отчаяния (Ш), энергия познания (П) и так далее. Эти энергии не могут перетекать одна в другую, но могут частично сублимироваться в общественной деятельности, браке, профессии, девиантном поведении. Например, энергия страха может выглядеть, как энергия роста, ведь страх сильнейший стимул. Человек рождается крохотным, но под воздействием страха начинает расти, развиваться, накачивать мускулы, овладевать инструментами и оружием. С помощью этой энергии он может сам испугать других (даже жаба раздувается, чтобы напугать врага). Или стать бизнесменом и заработать миллионы. И спрятаться в собственном замке с охраной.

Психическая энергия тенденций (как энергия «Ци», янь и инь, прана или ток крови с кислородом) должна свободно проходить от СП к БСП, от БСС к СС. Если где-то спазм, затор, судорога, — возникает застой, воспаление, психическая боль и невроз. А как лечить? Должно быть какое-то, адекватное телесному, воздействие, типа поглаживания, надавливания, массажа, тепла, холода, — только не материальное, а духовное. Или словесное. Что же ваши психоаналитики зациклились на «поддерживающей терапии» в случаях ситуационных неврозов (проблемы дома и на работе) и «раскрывающей терапии» в случаях невроза характера (личностных нарушениях)?! Ищите, где влечение или аффект «заблудились», и покажите им правильную «дорогу»!

— Удивительно. Молчали, молчали, и вдруг заговорили. И даже Гартманна с Шеллингом не испугались в описании сознательного и бессознательного. И источник воли правильно указали, она ведь высвободилась в момент «возникновения» Бога из Ничто. Я горжусь вами. Вы знаете, Зиновий Андреевич, это может стать новым направлением в психодиагностике. Меня больше всего поражает то, что вы ведь совершенно не знакомы с работами Леопольда Сонди. С его теорией базовых тенденций (для вас: настоящее его имя Липот Зонненшайн, годы жизни 1893-1986).

— Нет. Я с трудом читаю по-английски и вообще не читаю по-немецки. У меня первый иностранный французский. Ну, немножко знаю латынь. И сколько же у него этих базовых тенденций?

— Тоже восемь. Но там, где у вас (у нас) маниакальность, у него садизм, или сексуальность, включая либидо, мужественность и агрессивность. Он строгий последователь Фрейда и Юнга, автор психоаналитической концепции «судьбоанализа», основанной на базовых «факторах» психики, которым он присвоил названия из психопатологии, как и мы с вами, чтобы не выдумывать новых слов и понятий. Цель «судьботерапии Сонди» — освободить личность от довлеющей формы семейного бессознательного, то есть, закреплённого в генах образа предка, в соответствии с которым человек вынужден действовать (генотропизм). Примерно это же самое я имел в виду сегодня, говоря о генотипах русских людей.

— Какая же это диагностика? Любой человек окажется и садистом, и мазохистом, мужчиной и женщиной, физиком и лириком, только в разных пропорциях.

— У Сонди ключевые потребности это производные «факторов», на которые делятся влечения. Например, сексуальное влечение порождает фактор гомосексуализма (женственности) и фактор садизма (мужественности). Первый является источником потребности в любви, причём пассивной, второй — ненависти и разрушения. Далее идут пароксизмальные влечения, влечения "Я" и контактные влечения.

У нас же с вами — не векторы и факторы, а глобальные онтологические тенденции развития природы, человека и общества. «Онто» означает «фундаментальный принцип бытия», то, что существует в области материи, мира идей, экзистенции (человека и человечности). Онтологический подход должен позволить формализовать наши знания о душе и психике с помощью концептуальной схемы. Такая схема должна включать в себя принципы, категории, понятия и связи, принятые в этой области знаний, наиболее общие и объективные сущности, структуры и закономерности. Господин Менегетти со своей онто-психологией здесь ни при чём.

Да, вы правы, тест Сонди не очень помогает определить объективный тип личности. Ведь потребности человека, как Сонди признавал сам, «способны на метаморфозы», могут проявлять себя по-разному и этим влиять на перипетии судьбы.

— Но в чём же его типология души? Раз уж наука больше не боится этого слова.

— Вы будете смеяться. Психический аппарат Сонди, почти как у нас, состоит из восьми личностных структур, они невидимы и неощутимы, но их можно выявить, определив восемь основных факторов влечений, сила которых зависит от генетических склонностей и жизненно-важных потребностей. Которые проявляют себя в повседневной жизни через личностные проблемы, патологии, болезни, выбор сексуального объекта, профессии и т. п.

Можно сказать и так, что восемь факторов потребностей образуют четыре вектора влечений, суть не изменится. Попытаюсь их обозначить для вас, и как-то внятно объяснить (каждый исследователь Сонди, как я в этом убедился, из-за сложности понимания подобных терминов делает это по-своему, а у нас, в Институте экспериментальной психологии, их просто назвали по-другому, чтобы было понятно простому человеку).

Итак, вверху — векторы (от лат. «везущий»), ведь душа это «возница», по определению Аристотеля, дающий направление и сдерживающий разум и тело, возница нужен, чтобы они бежали ровно и не конфликтовали друг с другом. У Сонди их четыре, и я их перевёл, как «влечения». Соответствующий английский термин «драйв», немецкий «Триб», — то есть, внутреннеесостояние, активирующее поведение и дающее ему направление.

Далее идут факторы (от лат. «делатель»). Движущие силы любого психического процесса или явления. И тут мы «попали»: на русский это слово перевести почти невозможно без искажения смысла. Попробовали перевести, как «мотив», стимул, то, что изнутри побуждает человека вести себя определённым образом. Показалось слабым и избитым. И понеслось, стали употреблять такие слова, как энергии, базовые потребности, импульсные схемы, факторы побуждений и так далее.

Но никто не рискнул сказать правду: «Векторы, факторы, влечения, пульсации, импульсы либидо и инстинкты у Сонди и Фрейда — крайняя степень проявления потребностей».

Сонди назвал их: «факторы гомосексуализма, садизма, эпилепсии, истерии, кататонии, паранойи, депрессии и мании». Сказал, и все молча согласились. И то, что все эти феномены психики именно так понимают и даже называют похожими терминами по сей день, это свершившийся факт. И поэтому наши "базовые или онтологические тенденции" (лат. — направления, стремления, мотивации) следует, для ясности, также называть по их экстремальным, патологическим или другим негативным проявлениям, например, симптомам, выбору сексуальных извращений, криминального поведения, профессии и рода занятий. Например: шизоидная тенденция, параноидальная тенденция, фобическая тенденция, и так далее.

А почему бы и нет? Ведь все патологии, неврозы, нарушения, отклонения возникают не просто так, в их основе плохая наследственность, психические травмы, насилие и совращение в детском возрасте, ссоры, неспособность прощать друг друга, реализовать свои мечты, разрядить напряжение. Бедность, порок, беспомощность и безграмотность, войны и катастрофы. Страх и ужас. То, что есть в зародыше в каждом из нас.

Вот пример такой классификации у Сонди. Не знаю, насколько точно мне удалось изобразить её с помощью таблицы. Но вы меня должны извинить, если я что-то опустил или намеренно слишком «правильно» перевёл с английского.

ТАБЛИЦА 1. ТЕОРИЯ СОНДИ. ВЛЕЧЕНИЯ, ФАКТОРЫ, ПРОФЕССИИ, СИМПТОМЫ

(Автор просит прощения, но по техническим причинам, которые от него не зависят, таблица не печатается, так что придётся поверить на слово: каждому фактору у Сонди соответствует свой тип характера, потребность, симптом, профессия и извращение). Слава Богу, распечатались они по порядку, и такую таблицу, при желании, можно легко сделать самим.

Векторы

          S                      сексуальные влечения

          P                 пароксизмальные влечения

        SCH                             влечения "Я"

           C                   контактные влечения

Факторы

h - гомосексуальный

s - садистический              

e - эпилептический

hy - истерический

k - кататонический

 p – параноидальный

d - депрессивный

m - маниакальный

Потребности в:

любви, пассивности

ненависти, разрушении

терпимости, накоплении

демонстративности

приспособлении

самореализации

зависимости

независимости

Профессии (некоторые примеры):

массажист, гинеколог, парикмахер

воин, скульптор, мясник

лидер, революционер, писатель

танцор, стилист, режиссёр, секретный агент

композитор, поэт, гипнотизёр

политик священник, следователь , врач

кондитер, уборщица, трубочист

психотерапевт

Характеры:  

    

женственный

мужественный

взрывной

мечтательный

сдержанный

симулянт

упрямый

агрессивный

Симптомы и отклонения:

гермафродитизм

садизм

эпилепсия, заикание, энурез

истерия, конверсионные симптомы

шизоидные проявления

параноидальность

депрессивность

маниакальность

Криминальные наклонности:

мошенничество

грабежи с разбоем

убийство в припадке ярости

авантюризм

квартирные кражи

торговля наркотиками, аферизм

воровство

серийные убийства

Извращения:

проституция

содомия, педерастия

фетишизм

эксгибиционизм

фетишизм

скопофилия

анальная эротика

оральная эротика

 

— Я понял. Вообще-то попытка гениальная. Такая таблица нужна. Но у Сонди кавардак и масса ошибок, даже чисто в психоаналитическим плане. Какая может быть анальная эротика при депрессии, там всегда был оральный импульс, поиск пищи, женской груди, сигарет и алкоголя. А у маньяков, разве у них бывает оральная эротика? Разве что «наоборот». Эпилепсия и гермафродитизм вообще притянуты за уши. Но дело не в этом. Скажите, что у нас, мы же понимаем тенденции как-то иначе? И где «наша» таблица?

— У нас тенденция понимается шире: это направленность любых процессов, выявленная в результате анализа их устойчивых свойств, признаков, видов отклонений от среднестатистической нормы, их конфликтов, их силы и возможности проявить свои свойства (вольным или невольным образом). Тенденция только тогда может быть названа таковой, когда на её основе можно делать выводы о ходе изучаемых процессов сейчас, и которые можно будет проверить и подтвердить в будущем. Нам нет дела до того, страдали ли энурезом эпилептики в прошлом. И какой писатель чем болел в детстве.

Повторюсь: я с работами Сонди, как и вы, не был знаком, и тенденции у меня, это восемь сущностей, каждая из которых оказывает влияние на человека своим особенным образом. Так проще и надёжней анализировать его чувства, инстинкты, влечения и аффекты. Все вместе они формируют и личность, человеческое «Я», и его альтернативный разум «Ид», можете называть его «Телесное Я», «Оно» или «Бессознательное».

В случае с конкретным человеком: выявив тенденцию, мы должны безошибочно уметь судить о способах реагирования, с её помощью, каждого конкретного индивида на внутриличностные и межличностные конфликты, их источники. Судить о способах идейно-эмоционального отношения к действительности, выраженных в виде сознательных и бессознательных образов, их комплексов, психосоматических защитных механизмов и вытекающих из них патологий. Или придётся каждый раз цитировать Шеллинга и Гартманна, а заодно и Спинозу.

— Что значит патологий? Это неврозы с психозами, припадки агрессии, непримиримость, бред, внутренние голоса?

— То, что вы сказали, это уже психические болезни, необратимые состояния заболевшего человека. Я близко и много лет общался с шизофрениками, истериками и параноиками, даже пробовал давать советы по их лечению или «поддержке», всё напрасно. Так что я знаю, что говорю. Психопатологии же (от слова «пафос», страдания, боль) это то, что религия называет страстями. Например, греховные побуждения и навыки, влекущие к нарушению заповедей или морально-этических норм. После чего следует неминуемое наказание, в том числе и психические расстройства, обратимые и мало обратимые, в зависимости от среды и того, кто помогает в лечении.

Патология организма в целом — это изучение аномалий, болезней и дисфункций с помощью исследования клеток, органов и различных состояний, а также их причин. Для постановки диагноза часто достаточно беседы с пациентом, иногда требуется длительное клиническое наблюдение. А тенденции можно выявить с помощью правильных тестов.

Сейчас в медицине пытаются создать онтологию патологических процессов (онтология – наука о проблемах бытия, изучает общие его сущности, категории, структуры и закономерности). То есть, найти общие для всех источники и направленности болезней. Наконец-то, спохватились.

Для себя я эти всеобщие направленности уже давно определил: онтологические тенденции. Это стремленияпотенциальных сущностей быть тем, кем или чем им предназначено свыше. То есть, предопределено Богом, Природой, Судьбой, Обстоятельствами, Злым Роком, Анатомией, Генетикой, Травмами, Инфекциями, Чувствами, Инстинктами, Влечениями, Ошибками, Заблуждениями, Обективациями и так далее. Потому они и онтологические, что соответствуют фундаментальным принципам бытия, его структуре, закономерностям и категориям. А ещё потому, что тенденции заключают в себе не только все человеческие потребности, но и возможности. То есть, нельзя выйти за их пределы, невозможно представить себе девять чувств, десять инстинктов или шесть влечений. Вот почему я всячески уговариваю вас создать таблицу и посчитать все их проявления. Главные, конечно, а не производные. Сонди же посчитал, а вы чем хуже? Или для этого нужен Зонненшайн?)) (нем. — солнечное сияние) или Гегель с его Абсолютом?

— Дайте её мне, хотя бы в черновике! Я не могу больше ждать!

— Увы, не дам. Я уже пробовал, давал другим, и что же? Они просто исчезали. Ведь кажется, после этого психоанализ уже не нужен. Любой дурак с такой таблицей сможет попробовать видеть воочию все механизмы психики и их «настраивать» по своему желанию и возможностям. Но я знаю, что этого не получится,  или получится нечто другое, и не хочу, чтобы вы прервали наши сеансы на полдороге!

— Значит онтологические означают «в  единстве с теорией познания», как водится… Тяжело же мне придётся.

— И логикой. «Онтос» — сущее, «Логос» — учение.

Что интересно, у Сонди вектор S, сексуальное влечение, распадается на Эрос (фактор h), потребность в любви, в самой жизни, людях и человечестве; и Танатос, потребность в разрушении и саморазрушении, садомазохизме (фактор s). Ещё бы, ведь он ярый последователь Фрейда. Куда же без сексуального влечения или даже его вектора, ведь он у нас самый главный!

— Главный, ибо переводится, как «возница», то есть, человек, который сидит на козлах)).

— Но Сонди, к его чести, не побоялся добавить и другие влечения, и каждое из них также имеет свой плюс и минус. Например, депрессивность рождает как экстравертов, так и интровертов. Соответственно, каждый характер, профессия или выбор партнёра бывают с плюсом или минусом, явным или скрытым. Это неизбежно приводит к большой путанице при использовании его теории на практике. Вызывает сомнение и оправданность использования других определений влечений (он, якобы, брал их из клинической практики и биографий великих людей, например, эпилепсию — у Достоевского).

У него получается, что Р — пароксизмальное влечение к покорению мира, состоит из эпилепсии (фактор е), потребности в накоплении и разрядке аффекта, связанного с межличностными проблемами и необходимостью подчиняться этическим нормам; и истерии (фактор hy), потребности в демонстрации себя, театральности, вплоть до потери сознания под влиянием моральных переживаний (что, кстати, бывает не только у эпилептиков, а и у людей с дефектами мозгового кровообращения).

Sch — влечение «Я» к сохранению личности любой ценой, состоит из кататонии (фактор k), потребности в приспособлении к обстоятельствам, в обладании средствами выживания; и шизоидной паранойи (фактор р), потребности в неограниченной самореализации вопреки мнимым или явным врагам.

C — контактное влечение, имеется в виду физический контакт с живой материей, от женской груди до экскрементов, от пищи и алкоголя до денег и проституток, — оно состоит из депрессии (фактор d), потребности в поддержке, и маниакальности, (фактор m), потребности в личном могуществе, одиночестве, полной свободе.

— Фёдор Константинович, что-то в этом есть, хотя и всё очень запутано. Как на практике этим воспользоваться? У нас-то с вами намного понятнее и логичнее?

— Я поэтому и наговорил так много об этом авторе, что он практик и клиницист. И не зря его, видимо, выкупили из концлагеря у фашистов, чтобы он мог продолжить свои исследования. Что нам можно было бы у него заимствовать?

Ну, скажем, тот факт, что потребности могут выступать со знаком «+» и « - » (очень удобно обозначать на письме, когда тест выявляет их противоположную направленность). То же годится для энергий, импульсов, обозначения латентных (вытесненных) и явных тенденций.

Базовые факторы у Сонди (а у нас онтологические тенденции) могут быть также со знаком плюс/минус, то есть амбивалентными, затухать или усиливаться; иметь цифровое значение «0», «1», «2», «3» и так далее, вплоть до «10» (у Сонди — по количеству выбранных опций из теста на влечения к определённым типам изображённых на портретах людей). Это удобно.

Плохо у него то, что смешаны воедино черты характера, психологические и физиологические потребности, сознательные и бессознательные влечения, защитные механизмы «Я», «Оно» и «Сверх-Я», что снижает достоверность результатов теста. Тем более, что метод портретных выборов (надо каждый раз выбирать приемлемые и неприемлемые лица психически нездоровых людей) не может гарантировать соответствие генетических наклонностей испытуемого с его сексуальными, профессиональными и криминальными предпочтениями.

— А почему?

— Методика основана на теории базовых влечений и наблюдении за пациентами клиники, которые, якобы, больше общаются с лицами, имеющими схожие психические и конституциональные отклонения. Это явление Сонди назвал «генотропизм», то есть неизбежность выбора в партнёры человека с идентичными генами.

Лично я считаю, что психически здоровый человек неизбежно выберет в партнёры психически и генетически не похожего на себя, и даже на родителей, человека. Чтобы взаимно дополнить недостатки и избежать наследственных болезней, вызванных одними и теми же мутациями. Да и в жизни намного удобнее переложить на партнёра ту часть работы, которая у тебя не получается, а партнёру нравится.

— А как наша советская наука на это реагировала?

— А как она могла реагировать на гомосексуализм, садизм, инцест, пароксизмы страсти и эпилепсию? Разве такое может быть у строителя коммунизма? Слово «тенденция» вошло в обиход, но под ним подразумевался «устойчивый, генетически обусловленный фактор, который пронизывает все уровни личности и определяет стиль жизни и формирование ценностей человека». Ради бога, можно и так, но надо было правильно посчитать эти факторы и как-то распределить между болезнями, профессиями и судьбами людей.

— Спасибо. Учту. Было очень познавательно. Сам Сонди бы позавидовал. Теперь попробую и я назвать свои тенденции, системы, болезни и пороки. Начну, как большевики, с лозунгов, они более понятны. А уж потом перейду к более сложным вещам.

Например: Шизоидная тенденция — Шизоидная система выживания — Симптом "расщепление реальности" — Мышление как "манипулирование абстрактными образами" — Болезнь «шизофрения" (болезнь это тоже способ выживания, но более примитивный).

— Ваш уровень растёт не по дням, а по часам, вы талант! Можете ещё ознакомиться с работами Уильяма Джеймса, Генри Мюррея, Сальваторе Мадди. Это тоже психологи, экзистенциалисты, исследователи личности, а не «говорящей машины». Ведь только личность важна в обретении «стойкости к жизни» (англ. — hardiness). Они первые начали заниматься проективными тестами и психодиагностикой, пытаясь, по словам Мюррея, «определить уровень тенденций, которые пациент скрывает или не может осознать». Так что не я первый начал это делать, и все претензии — к моим предшественникам.

— Ведь это же абсолютно то же самое, что делаем мы?!

— Похоже по постановке задач. В основе поставленных целей у Мюррея тоже лежат потребности, то есть, силы, которые организовывают деятельность всего организма, от органов чувств до мыслительных процессов и поступков. Первичные потребности принадлежат телу, вторичные — все душе.  Есть ощущаемые в сознании и латентные (вытесняемые из сознания).

У Мадди универсальные характеристики личности делятся на «глубинные потенциалы» (у нас это тоже тенденции, зачем изобретать ещё одно слово), инстинкты и врождённые потребности, врождённые стремления к самореализации и тенденции к внутренней гармонии.

На этом вся похожесть заканчивается, ибо никакой стройной теории из работ наших предшественников создать нельзя. И их различные апперцептивные тесты (основанные на воображении) никаких результатов дать не могут, ведь выясняют они такие смутные вещи, как скрытые сексуальные конфликты, тревогу и страх, чувство вины, гомосексуальные наклонности, отношения к отцу, матери, смерти и тому подобное. Иногда они пользуются терминами, похожими на наши, когда определяют типы характеров по типу синдромов. Но это и всё.

Не волнуйтесь, подобная таблица есть и у меня, моя задача в том, чтобы вы сами её создали, я вижу, что с этим вы вполне справитесь!

.................................

НУ всё, пора сделать паузу. Этой главы, надеюсь, хватит на все каникулы.

Поздравляю моих читателей с Новым годом!

С уважением, АЗЪ