Все записи
12:51  /  8.02.20

1015просмотров

Записки психоаналитика

+T -
Поделиться:

Сеанс номер 27.  Люди. Одинаковость и особенности. Стадии развития.

  • Прежде, чем мы начнём сеанс, я хочу пару слов без протокола.))
  • Валяйте.
  • Я всё время думаю о том учёном, забыл его фамилию (он иностранец), который предложил считать человека биороботом, запрограммированным какими-то высшими существами на самосохранение (поддержание гомеостаза, получение удовольствия, бегство от опасности) любой ценой. Даже ценой убийства, предательства и унижения других.

 Так и стоит перед глазами небесная «Школа Богов», вижу бесстрастные лица учителей по биомоделированию и биопрогнозированию, и второгодника, который не справился с контрольной по созданию человечества на отдалённой планете Земля.

 Хотя он был неглуп, и кое-что списывал из учебников и компьютеров, но за ошибки и небрежность получил двойку. А жизнь, по каким-то причинам, на Земле всё же возникла, и продолжается по его сценарию. Так вот, я, кажется, знаю, какие три грубейших несоответствия были в той программе, которую забраковали более опытные наставники.

  • Какие же?
  • Он сделал короче, чем надо, член, женскую память и мужскую продолжительность жизни. Человек должен жить тысячу лет, чтобы понять и осознать свои истинные возможности и потребности.
  • Длину члена я обсуждать не буду. И память тоже.
  • А я и не хочу.
  • Тогда вернёмся к понятиям?
  • Конечно. Я теперь понял, что это такое. Это то, без чего мы никогда ни о чём не договоримся. Если даже Боги не смогли, куда уж нам. Так, только какие-нибудь шаткие компромиссы, не больше. А за базар, как говориться, надо отвечать.
  • И, тем более, мы не создадим теорию, даже за тысячу лет, ибо любые рассуждения должны вестись в рамках чего-то определённого, будь то теория личности, теория бессознательных влечений или тенденций.
  • А как насчёт теории диалектического материализма? Ведь Ленин всерьёз считал, что законы природы, общества и жизни самого человека совпадают. И там, и там царствуют противоречия, которые нужно «разрешать».
  • Разрешать, снимать, смягчать, заменять другими, — согласен, — но не побеждать революционным путём. Никакие идеалы или законы так называемой природы не могут оправдать насилие над личностью, ибо такое насилие ведёт к деградации человечества. Которое построено не на каких-то компьютерных принципах, а именно на уважении к чужой личности, национальности, исторической судьбы, к чужим традициям и культурным особенностям. Тот, кто нас создал, этого не потерпит.
  • А если человек запрограммирован на эгоизм и сохранение себя даже в ущерб другим, даже ценой жизни других?
  • В экстремальных ситуациях у любого живого существа есть два выхода: эволюция или революция. То есть, отказ от части своих потребностей и способностей с целью медленной их трансформация, или устранение, вплоть до убийства, любого, кто мешает эти потребности удовлетворять или развивать.

И не надо путать мой экзистенциальный психоанализ с математикой. Любые формулы, состоящие из чисел, не имеют аналогов в природе. Пи эр в квадрате существуют только в нашем воображении, а вот тенденции и вытесненные желания — на каждом шагу в окружающей нас жизни. И они далеко не идеальны. Ведь не могут быть идеальными ни наша свобода, ни право выбора, ни общественное устройство с системой изоляции, наказаний и экономических принуждений, ни качество жизни и её продолжительность. Ни, тем более, поиск и обретение смысла существования.

Я противник любых революций. Человек, несмотря ни на что, всё ещё способен понять мир, его логику, его, пусть и жестокие, закономерности,  его совершенство, красоту и гармонию. Зачем убивать непохожих на себя, включая и тех, кто выше, лучше, талантливее? Ведь мир станет беднее и беззащитнее.

  • А если у кого член больше? А жена «забывчивее»? А у кого-то личность даже не примитивная, а просто нищая и убогая? А претендует на все блага мира?
  • Не отвлекайтесь. Это не имеет отношения к миропорядку.
  • Хорошо, подвожу некий итог. Мир выстраивается, согласно единому порядку. Как сказал Рене Декарт, порядок высвобождает мысли. Не знаю, читал ли эту фразу Гитлер. То есть, порядок высвобождает всё наше мышление, а вместе с ним — нас самих и человечество в целом. Всё, что есть у нас в голове и в природе, имеет некоторые признаки, которые можно объединить в категории. Благодаря этому, категории в природе и в нашем сознании одни и те же. Не удивлюсь, если Земля, Солнце и Вселенная мыслят этими категориями или их наборами, вроде тенденций.
  • Но понимание, понятия, у нас и у «них» разные. Природа чувствует и понимает себя непосредственно через Бога, поэтому она никогда не ошибается. Хотя существует выражение «ошибка природы». Человек же делает это путём мышления, давая определения сначала внешним предметам, потом их внутренним, невидимым сущностям, их связям между собой, потом и законам, которым они подчиняются. На этом пути человека подстерегают много ошибок и заблуждений. Ведь понимание сути вещей зависит от того, как мы их назвали, а название человек даёт обычно так, как субъективно ощущает, или хочет, чтобы называемая вещь была именно такой, а не такой, какой она есть на самом деле.
  • Например?
  • Мы с благоговением говорим: царь, император, президент. Есть ещё мессии, владыки, святейшие, основоположники, фюреры, начальники, и так до бесконечности. Никто не хочет быть рабом Божьим, тварью без рода и племени, классом или прослойкой, то есть, просто человеком, суть которого невежество, страдания и преждевременная смерть от дряхлости и болезней. Все хотят быть «кем-то таким»

Вот сейчас все ударились в генеалогию, а почему? Ищут среди своих предков хоть какого-нибудь захудалого дворянина, мол, мы тоже не лыком шиты. И наплевать, что до получения дворянского звания он был конюхом или охранником, а ещё раньше — просто человеком, даже без имени и фамилии. Слово человек уже не звучит гордо, а значит придётся забыть о равенстве и справедливости ещё на несколько веков.

Со временем, конечно, люди начинают понимать практическую ничтожность изобретённых ими понятий, и начинают тосковать об идеалах. Чтобы ошибок было меньше, они придумали логику, которая упорядочивает понимание понимания самого бытия и населяющих Землю существ, сущностей, структур собственного мышления и способов их взаимодействия: от абстрактного к конкретному, от простого к сложному, от зарождения до завершения, от отрицания до повторения и так далее. Но никакой ясности достичь всё ещё не удаётся. Иначе мы бы с вами сидели в другом месте и говорили о других вещах.

  • Опять Бытие?
  • Опять. Ведь только Бытие включает в себя всё, что есть и имеет меру. Есть специфика и у меры, это сам человек, который определяет границы сущности, пределы понятия, тенденции и порядка вещей. Например, придумывает законы стоимости и выражает её деньгами. Все предметы на Земле становится возможным измерить и сравнить. Люди приходят в восторг от своего ума и изобретательности, но вдруг оказывается, что душу деньгами измерить невозможно.

В природе, как известно, денег нет, там платят или рассчитываются либо жизнью, либо смертью. Либо болезнью. Вот, например, есть истерия: попытки решить телесным путём проблемы психики. Человек может кричать, биться в припадке, сучить ногами, у него отнимаются конечности. И что, решит он проблему? Нет, ему только станет хуже. Или, наоборот, например, при обсессивно-компульсивном расстройстве: проблема в теле, а её пытаются устранить с помощью навязчивых мыслей. При неврозах органов, у одних «оргазм» желудка, у других — «фригидность» почек, печени или даже сердца. Да, именно так, когда-то ставили и такой диагноз, как «невроз сердца».

— Тогда почему мудрая Природа это допускает? Если так мыслить, так всё называть, так думать, — бесполезно и даже вредно?

— Мы уже это проходили. Любое понятие, даже архаичное, содержит в себе, хотя бы частично, выполнение бессознательного желания. Понять какого — и есть задача психоанализа. А как Природа это допускает и почему — не наше дело. Вам же обязательно хочется вмешаться именно в Природу, в Божьи дела и промыслы.

  • А общественно необходимое для производства товара время? Как его посчитать?
  • Оно тоже измеряется жизнью.
  • А любовь? Это что, оргазм души?
  • Та же жизнь, просто жизнь мы ещё плохо изучили, нас больше интересовала смерть, сексуальность, богатство. А ведь нам нужны не либидо и не мортидо, а жизнь в самом ярком её проявлении. Может быть, не вся, всю её не понять, а только лучшая, духовная её часть. Осознание своей силы, свободы, индивидуальности, способности на бескорыстие, дружбу, счастье. Умение и желание сражаться до самого конца. И умирать красиво.
  • Вот Сталин отказался платить американцам за поставки по ленд-лизу во время войны. Сказал так: «Советские люди за всё уже заплатили своей кровью». Имелось в виду — жизнью.
  • Он прав. Только кто заплатит нам за наши утерянные советские социалистические жизни до, во время и после войны? И чем? Ведь целых три поколения страдали и работали напрасно, Россия не стала великой страной и сейчас скатывается в пропасть. Да, в домах ещё тепло, и в магазинах полно картошки, водки и колбасы, но что-то резко изменилось. Женщины не хотят больше рожать нищих, бесталанных и бессловесных тварей (они прекрасно понимают, что настоящего, здорового ребёнка, с любящей душой, развитым умом и совестью, им уже не удастся воспитать, а производить на свет ублюдков и бандитов им Бог не велит).
  • Хорошо. Попробуем с другого конца. Вот я появился на свет. Как я могу получить знание о нём? Через себя самого?
  • Ещё в утробе матери человек уже чувствует силу тяжести, ток крови, биение сердца, слышит голоса, делает движения и пытается освободиться от несвободы. Вы же сами утверждаете, что понимали значение звуков, будучи в утробе матери?

Итог: даже в утробе происходит понимание того непреложного факта, что человек есть сам, и есть нечто, от которого он зависит. Что это означает «быть», ему не понятно и дать ему определение он не может. Но пытается. И это будет составлять основу его будущего процесса познания.

  • Для этого он так долго там сидит, чтобы составить себе первое понятие о мире и собственной несвободе? Об «экзистенциальном времени и пространстве»?
  • Да. И потом очень долго лежит в колыбели, долго учится ходить, говорить, долго привыкает к горшку, культуре, знаниям и общественным обязанностям. И часто способен понять своё истинное предназначение только в самом конце жизни.
  • Дорогое удовольствие. Ведь такое обучение занимает всю жизнь, все силы и разум. А в награду только разочарование и предсмертный вопль: «Эх, если б я мог знать раньше!»
  • Кто же спорит. Но начать сразу же учить младенца понятиям невозможно. Нет таких учителей. Хотя порядок в языке, музыке, человеческих отношениях многие дети понимают очень быстро. И даже умудряются извлекать из этого свою выгоду.

Между прочим, тело наше тоже учится понимать окружающий мир, и не только с помощью органов чувств. Со временем, оно понимает и некоторые слова, яркие внутренние образы, рождаемые нашим сознанием, а то и мысли, внушения, просьбы. Йоги давно это поняли. Они могут общаться с телом без всяких слов и звуков, просто представляют красивый цветок лотоса или серебряный дождь, который омывает какой-либо страждущий орган, и любая болезнь проходит. Никакой психоаналитик не сможет сделать лучше.

Так вот, только отделив себя от мира с помощью утробы матери, человек делает первый шаг на пути его познания. Он может строить любые гипотезы о том, каков этот мир, но он точно знает, что мир объективен. То есть, не зависит от него самого и любых других авторитетов, например, отца и общества. Но этот мир в нас, и мы в нём, он наш творец и руководитель. По нашей теории, это должна быть «шизоидная» стадия познания, она и идёт у нас первой. Первичная реальность расщепляется. Есть то, с чем человек себя ассоциирует, пусть это грудь или лицо матери, или диссоциирует — чужие люди, звуки, неудобства, боль и тому подобное. И с этим ничего поделать нельзя. Уже потом он всё плохое будет интроецировать и приспосабливать для своих нужд.

Конечно, на этой стадии происходит и «окончательное» отделение человека от Бога. Но «инстинкт Бога» и «чувство веры» остаются, вы это уже знаете.

……………………………

— А всё-таки, почему шизоидность так близка Богу? Неужели, человек, замыкаясь в своём нарциссизме, и впрямь готов отождествлять себя с Богом, а других, хоть и тоже божественных «тварей», не ценить и в грош? И ведь получается, хотя не у всех. Неужели Бог не возражает против такой «однобокости» в познании Самого Себя?!

— Когда-то давно "Нечто" (жизнь) обособилась от остального мира с помощью прочной Оболочки. Или "Кто-то" её обособил. Не без соучастия "среды", ибо оставшаяся Вселенная также почувствовала опасность от независимого существования этого "Нечто", имеющего те же наборы тенденций, что и Единое Сущее, да, вдобавок, свободу действовать по своему велению и хотению.

— То есть, Вселенная тоже защищается от Жизни (Тимоса) и способствует созданию разных плёнок, покровов, кожи, чешуи, шипов и наростов?

— Да. Кожа, клеточные мембраны, оболочка мускулов, черепа и костей, — не препятствуют, хотя и обособленным, но "безобидным" для Вселенной действиям, таким как движение, секс, добыча и переваривание пищи. Но запрещают с помощью всяких покровов и защит этому живому нечто прямое воздействие на Природу и себе подобных (обмен мыслями, уничтожение и изменение чужого тела, материи, её Духа и так далее).

Речь — единственное разрешённое волновое воздействие — стала возможной в виде сделанного самим Богом исключения, может быть, временного. Ведь волны — это самый ранний этап возникновения Вселенной и любые произвольные волновые колебания могут представлять опасность как для неё самой, так и для носителей этих модуляций. Конечно, они могут и лечить, но кого? И имеем ли мы на это право? Я уже не беру левитацию, телепатию и телекинез. Если они и были когда-то, Бог их давно запретил.

О тех, кто лечит волновыми воздействиями (типа меня самого): нет никакой статистики о продолжительности жизни успешных и малоуспешных психотерапевтов, о причинах их смерти, болезнях, потомстве. Фрейда настиг рак, Ференци и Гроддек умерли преждевременно от тяжких недугов. Кого-то судили и сажали в тюрьмы, кто-то страдал от деменции, кто-то не смог оставить и воспитать потомство.

А защиты, защитные механизмы, — это слишком универсальный термин. Всё, что существует, имеет защиты. Даже в шахматной игре, у набора деревянных фигурок, они есть. Защищается и Природа. Не просто болеет извержениями, потопами и сменой климата, а именно защищается. Вот, например, давно прекратился естественный отбор. Почему? Люди стали изобретать всё новые виды оружия, и тут же появились новые и неизлечимые болезни, кто-нибудь знает, чем это кончится? А количество новых экологических проблем?

Идём дальше. Расщепление — только первая стадия из восьми. Когда мы рождаемся, происходит сразу несколько событий. Мы начинаем дышать, осязать, наше тело начинает реагировать на холод, мы вдруг чувствуем голод и желание его немедленно удовлетворить. Это уже так называемая «параноидальная» стадия, суть её — проекция во внешний мир собственных желаний и ощущений.

  • А что потом?
  • Мы зовём на помощь, какими бы «гордыми» мы ни были, и она обязательно приходит. Сразу или с задержкой, вкусное материнское молоко или искусственная смесь, любящие люди вокруг или чужие, — неизбежно появляются, всё это заставляет будущего человека пройти следующую стадию в познании мира — стадию депрессивности, или стадию отношений с объектом — интроекцию. Можете назвать её эмоциональной стадией, стадией равновесия между удовольствием и неудовольствием, стадией скорби, от того, что в мире всё не так, как нам бы хотелось, — смысл от этого не изменится.
  • Дальше я знаю. Обращение в противоположность и анальная стадия; зубы, когти и конечности — отрицание и фобическая стадия; конверсия и истерическая стадия; пенис, идентификация и маниакальная стадия; половая зрелость, сублимация и генитальная стадия. Но зачем нам брать фрейдовские понятия и логику защитных механизмов, ведь всё это давно раскритиковали и выбросили на свалку истории. Зачем нам пресловутая «биология разума»?
  • Любое понятие должно быть понятно всем. Поэтому я беру то, что уже было, и стараюсь его логически дополнить, раскрыть новые грани, привести к общему знаменателю, классифицировать. Почему это не сделали до меня, не знаю. Видимо, и я не шучу, не хотели создавать психологическое оружие, которое можно было бы использовать для манипулирования людьми. Но это было в эпоху всеобщей ненависти и мировых войн. Сейчас ситуация другая: рост национализма, национального эгоизма и гедонизма, религиозный фанатизм с одной стороны, и оружие массового уничтожения с другой. Человечеству не до игр в мировую гегемонию, пора объединяться. Ведь никакие защиты от самих себя уже не помогут. А если так уж нужно соперничество, то конкурировать можно и с помощью разума.

Но для этого надо думать одинаково и понимать друг друга, как никогда ясно и чётко. Давно уже объединились учёные, чтобы выйти из тупиков понимания материи; заблуждений, ошибок и парадоксов, связанных с экономикой, историей, биологией, генетикой. Человек теперь не единственная загадка. Даже ваши любимые эукариоты кажутся непознаваемыми.

Возьмите нейропептиды (эндорфины). То они ведут себя, как гормоны, то, как нейропередатчики. Нейроны, как и люди, не терпят принуждения, а любят свободу выбора и творчество, образуя новые «тропинки» и сети взаимных связей по принципу "мне нравится". Двадцать первый век будет веком трансценденции — придётся преодолевать то, что кажется непреодолимым. Если экология нас не погубит раньше.

  • Нужны новые понятия?
  • Новых понятий производят в день десятки, если не сотни. Но они ещё больше дробят мир на части, а не соединяют его воедино. Те, кто это делает — враги народов. Даже если они имеют учёные степени. Но если вы это скажете открыто, над вами будут смеяться, потом посадят в дурдом или уничтожат. Просто ваш автомобиль не справится с управлением. Этот кабинет — пока единственное безопасное место на Земле, где можно об этом говорить. До лучших времён. Поэтому я и старался работать «по-Фрейду». Вы же сами делали таблицу, там всё называется лишь чуть иначе, чем у него. Допустим, не анальная стадия, а стадия превращения в противоположность. Ребёнок, или человек, учится замещать влечения на противоположные, любовь к грязи и фекалиям обращает в чистый носовой платок и тетрадки без клякс. Можно было бы её и назвать стадией обсессивности.

Потом стадия отрицания из-за страха неминуемого наказания, вплоть до травмы, увечья или потери органа (виновного в совершении преступления). Обычно её называю фобической.

Потом стадия регресса на детские способы защиты от сексуальности. Путём конверсии её с помощью собственного тела и подручных средств. Бантики в косичках, туфли на высоком каблуке, умение строить глазки и краснеть, вплоть до истерических припадков, больного горла и температуры. Можно назвать её стадией подачи и конверсии сигналов. Или истерической. Дальше вы помните: маниакальная (стадия идентификации с объектом) и конструктивная — сублимация и отреагирование в угоду не самому себе, а роду и виду. С какого возраста начинается и каким заканчивается каждая стадия — для меня не так важно, как для Фрейда. Я не собираюсь воспитывать каких-то «особых» детей. Для этого есть педагоги, которые опираются на опыт поколений. Хотя социальный заказ у них — не музыканты, философы и прочие вундеркинды, а обычные инженеры, бухгалтеры, солдаты и фермеры.

  • А мне нравятся ваши названия. Ш, П, Д, О, потом Ф, И, М, К. Как будто идёшь по тёмному парку культуры и отдыха и держишь в кармане финку. Так у меня когда-то было. Я вам принесу фотографии тех мест, где я рос. Поэтому и вырос циником.
  • Зря вы на себя наговариваете. Между прочим, Фрейд и многие другие аналитики считали себя "бедными грешниками" и не отрицали наличия у них криминальных наклонностей (как и у всех людей). А циников считали стыдливыми моралистами, часто одержимыми сновидениями о наказании. Ведь вопрос не в силе наклонностей, а силе совести (в других языках это звучит как "моральное чувство — consciencemorale"), то есть, в способности тяжко трудиться, чтобы сохранить всю предыдущую работу инстинктов жизни и не умереть самому.

 А оставшиеся без разрядки деструктивные инстинкты (мы с вами называем их влечениями и аффектами) вовремя направлять в каналы сублимации и творчества, чтобы они не взяли вверх и не привели к саморазрушению, садизму и криминалу. И помогает в этом воля, которая тоже сидит как в сознательном психическом (чувства), так и где-то в бессознательном.  По поводу фотографий: буду вам весьма признателен. Это ведь часть вашей жизни, а её-то мы и пытаемся понять.

Кстати, давно я вас не спрашивал о ваших трудностях с алкоголем. Как идёт лечение?

— Слава Богу, не пью.

— Как часто?))

— Да вообще отказался. Кроме совсем уже безвыходных ситуаций. Вот, не брал в рот семь месяцев, потом вынужден был выпить пива с друзьями. Тут Фрейд прав, говоря о двух случаях невозможности совладать с собой: «психология толпы" и "удовольствие от коллективного эстетического чувства". Всё сделали, как раньше: бутылка "Столичной", пиво, полупрозрачная тарань с икрой, ялтинский красный лук с проступившим молочком, килька, чёрный хлеб, баклажанная икра. Разложили на газете "Правда" гранёные стаканы и моршанскую "Приму", ругали правительство, рассказывали анекдоты, даже немножко пели.

Но я теперь всё понимаю, и пить мне стало противно. Не верите? Жизнь — это не театр или попойка с бабами.  Это судьба. Даже революции и войны неизбежны из-за наличия вытесненных криминальных и прочих дурных наклонностей у всех без исключения членов общества. И с этим надо что-то делать, нельзя же всё бесконечно сублимировать. Кто-то должен разрешать «по чуть-чуть», и учить, как это делать красиво и без вреда. Или вовремя анализировать нас, дурачков.

Так что ваш метод действует. Когда известны причины, со следствием легче совладать. Тем более, Фрейд говорил, что надо брать ответственность за свои поступки, чтобы потом за нас не решали чужие люди, их воспитание, родная улица, ошибочная наследственность, дурной пример, бессознательное и филогенез.

— Фрейд, если быть честным, говорил немного по-другому, а именно: "Но как мы можем поступить иначе"?

Ну что ж, дорогой мой Зиновий Андреевич, как мы только что выяснили, никакого невроза у вас больше нет. И плохие наклонности постепенно должны сойти на нет. А то, что мы делаем, похоже на дидактический анализ и реконструкцию психогенеза вашего характера. Хотя, вместо криминала и извращений, у вас появился стойкий синдром "веры в абсолютные истины". А ведь это фантазм. То, чего нет в природе, а есть только в человеке. По-русски — тщеславие.

— Стойким, по моему убеждению, может быть только хронический недо*б. Что поделаешь, виновато тяжёлое сталинское детство. Вера в непогрешимость и желание подражать. Вечный страх проговориться в присутствии стукача или доброжелателя, и угодить за решётку. Вот и не хватает «витамина Ю». И ни коим образом я не выздоровел, ибо до сих пор ничего не знаю о себе. А значит, нет гарантии, что завтра захочется выпить. И даже ваш авторитет здесь будет бессилен.

— Вот-вот. Самый твёрдый характер как раз у тех, кто хорошо компенсировал (даже сверхкомпенсировал) свои детские комплексы и обиды, идущие от силы бессознательных влечений. А Сверх-Я, как мы проходили, в таких случаях обладает изрядной долей садизма.

—  Ладно, пить не буду, садист я проклятый.

— Ошибка русских людей заключается в том, что мы не умеем пить. Ведь, по-хорошему, пить надо только в случае радости и веселья. Тоска и уныние, ошибки и наказания требуют совсем другой стратегии.

— Как ни крути, всё равно окажешься дураком и пьяницей, и на тебя покажут пальцем. Это как детская считалочка: на золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой...

— А немецкие считалочки вы знаете? Вот одна, вам должна понравиться. Её Ференци рассказал пациент, который лечился у него от гомосексуализма.

Ich und du, Mullers Kuh, Mullers Esel, Das bist du! Корова (ку) у немцев также означает "матка, самка", а осёл (эзе) - как и у нас, это "дурак, олух".

— Запомню. Когда трудно будет, буду считать! Что-то всё-таки у нас с немцами общее есть…

.................................. Примечание автора: прошу прощения у читателей, несколько сеансов не могут быть опубликованы по техническим причинам (обилие таблиц с мелким шрифтом).