Все записи
12:48  /  28.02.20

427просмотров

Записки психоаналитика

+T -
Поделиться:

Сеанс номер 30.  Теория в сновидении. Тендеции, звуки, язык. На пороге неведомого.

                                                                              "Mercure Galant", 15 Rue des Petits Champs, Paris

  • Ну, как почивали после нашего последнего сеанса?
  • Спал «из рук вон» плохо. Хотя в руки его, любимого, не брал. Я имею в виду купленный вчера кальвадос 1930 года.

И снились вроде безобидные сны, без тревожных мыслей и непонятных картинок. Всё было предельно ясно: обычный советский групповой секс, и то, что с ним обычно связано. Главная сцена: я и женщины, одна из них маленькая (но не девочка), сразу же взгромоздилась на меня, и я почти кончил. Но мне почему-то захотелось другую, и я стал смотреть по сторонам. И тут увидел свою жену, она была абсолютно голая и улыбалась. Кто-то был рядом с ней, но лица я не видел. Я, тоже абсолютно спокойно, улыбнулся ей в ответ и что-то сказал. Вспомнить не могу, что именно. Такое впечатление, что это всё происходило у нас дома, и все участники были знакомы между собой.

Я пробовал анализировать, но ничего в голову не пришло, кроме подсказки Фрейда: «Любой сон — хотя бы частично, это исполнение детского желания». Но у меня сроду таких желаний не было. И в детстве, и сейчас.

  • То, что именно этого желания никогда не было, ничего не значит. Было другое, другие сцены с другими людьми, но суть оставалась та же. Вот вы делаете тест на доминирующие тенденции, а как? Я на сто процентов уверен, что для выхода на базисные бессознательные влечения, в своих вопросах вы наверняка стараетесь воссоздать типичную ситуацию, похожую на ситуацию из сновидений. Например, потерю чего-то важного, угрозу жизни, невозможность принять решение, неловкую и неприятную атмосферу, и так далее, я прав? А расшифровывать ответы вам придётся в четырёх измерениях: чувства, инстинкты, влечения и аффекты, причём одновременно или в разной степени последовательности. Скажем, то, что в конце, должно быть в начале. Это нетрудно, просто нужна практика.
  • Ну, а как надо поступить в данном случае? По виду подобный сон это типичное проявление маниакальности, доминирование и самоутверждение, присвоение чужих объектов. Допустим, таких, или похожих, ответов у меня в моём опроснике будет много, и это значит, что маниакальность у меня зашкаливает. И что тогда, меня ждёт невроз, психоз, органическое заболевание? И как скоро это произойдёт?

А ведь в моём сне есть ещё и параноидальность, защита с помощью проекции вовне: то, что я подозревал у себя, я постоянно нахожу и вижу у других.

  • А кто делал мне таблицу заболеваний и типичных половых извращений для каждой тенденции? Для чего это было нужно? Попробуйте применить.
  • Ну, я. Сам захотел, чтобы можно было проверить теорию. Сейчас вспомню.
  • И что там у вас?
  • В маниакальности, как извращение, промискуитет. Типичный аффект — неприятие реальности, гнев от невозможности любить. В параноидальности — расстройство сна, нервные расстройства, типичное извращение — вуайеризм. Аффект — отрешённость, лень, потеря смысла. Всё идеально подходит. И промискуитет, и вуайеризм. И расстройство ума налицо… Сам сказал.

Спасибо, теперь я понял. Сон даёт подсказку: не ищи проблем с женой и друзьями, все проблемы идут от тебя самого. И никакие оргии или возврат в прошлое тебе не помогут.

Интересно, будучи «внутри» сновидения мне было всё это ясно, только без слов, была даже лёгкая грусть и удовольствие, что всё так просто. А проснувшись, я надолго задумался. Вот только сейчас, после разговора с вами, полегчало. А ведь не хотел вам рассказывать. Потому, что голова была забита другими проблемами.

  • А в чём дело?
  • Хотел сделать таблицу, но ведь звуков в любом языке больше, чем ваших тенденций. И где я возьму божественные звуки, которые сочетаются со всеми гласными и согласными?
  • Эти звуки — гласные! Они служат только для выражения бессознательных эмоций и в древнем письме не использовались. Конечно, в современном языке они участвуют в словообразовании, так что «бык», «бок», «бук» и «бак» не одно и то же, хотя в морфеме БК присутствуют одни и те же звуковые тенденции.
  • Жаль, что я не специалист по фонологии.
  • Я тоже. Учёные договорились, что фонема, — от гр. звук, — это звуковой знак языковой системы, способствующий узнаванию различных значений слов. Но это ещё и психический эквивалент произносимого звука, его представление, возникающее из опыта общения. Первые такие представления похожи на слуховые галлюцинации, например, в случае восприятия иностранного языка. Но в дальнейшем они приобретают довольно устойчивый характер и узнаются, даже если они искажены или вовсе опущены в некоторых словах. Больше того, они насыщаются оттенками субъективного творчества, могут быть глуше, звонче, мягче и так далее. Как в китайской песне, где, из-за разного произношения одних и тех же иероглифов, понять смысл бывает невозможно.

Фонемы, по сути, это все произносимые гласные и согласные, которые находятся между собой в фональной оппозиции, например, открытые и закрытые, ударные и безударные; редуцированные, звонкие и глухие и так далее.

В русском языке их может быть где-то 40 — 46.

  • И что, каждому звуку соответствует одна тенденция?
  • Ну, посудите сами. Понятно, что самостоятельного значение фонема не имеет, но способствует различию слов и морфем (самостоятельных частей слова, в частности, корней). Значит, фонемы связаны со смыслом, но как? Ассоциациями, повторяемостью в близких по смыслу и произношению корнях, вибрациями, похожестью на звуки природных явлений? Вроде так, но каким образом? Никто не берётся разгадать.
  • Я разгадаю. Но мне нужен толчок.
  • Возьмите близкие или "родственные" языки. В чём их близость? А в том, что похожесть звуковых соотношений (звуковых единиц) сходных групп слов, корней и морфем, отражающих базисные понятия человеческой деятельности и среды обитания, нельзя объяснить ни случайным совпадением слов в этих языках, ни заимствованием их из общих третьих языков. Вода, огонь, пять, мама, слабый, море, новый, любовь, — звучат похоже во многих странах, люди которых не общались друг с другом на протяжении тысячелетий.

Соответствие фонемных единиц в них может быть только результатом единства "означающего" и "означаемого", что опровергает незыблемый, казалось, принцип "произвольности языкового знака" языковых систем. Смысл фонемы одной системы рождает похожий звук, знак, сигнал в другой.

В древней поэзии для построения стиха использовали аллитерацию: слог или группа фонем опорного слова, имеющего основную семантическую нагрузку, повторяются неоднократно в середине, начале или заключительных строках стиха, песни, заклинания, образуя внутреннюю, консонантную рифму.

Поэкспериментируйте со звуками. Есть очень интересные, такие как полугласный «Й» (палатальный аппроксимант, элемент дифтонгов и окончаний), звуки «Р» (альвеолярный дрожащий), «Л» (зубной щёлкающий аппроксимант), «Х» (глухой велярный или звонкий спирант).  Что это за звуки? То ли гласные, то ли согласные. Где логика? Как они вписываются в схему тенденций языка и всего мироздания?

Учтите, кто первым найдёт эту пресловутую концептуальную схему языка, или «логический инстинкт», как её обозвал Гегель, тот и приблизится к пониманию процесса формирования объективных понятий, и сможет объяснить весь мир.

  • А всё же, как получается, что одна фонема, или звук, меняет корень и весь смысл?

Например, «дом» и «дым»?

  • Позже я объясню. Сейчас скажу, что, по теории функциональных систем (вы делали такую таблицу) и по моей теории тенденций, каждому звуку должен соответствовать свой бессознательный или частично сознательный защитный механизм.

Так, в вашем примере, «О» относится к ощущению тревоги на бессознательном психическом уровне, «Ы» — к удалению. Они-то и меняют смысл похожих слов. Иногда чуть-чуть, иногда больше.

Звуки «Д» и «М» остаются неизменными для первого и второго слова или понятия. Первый относится к спокойствию и уверенности, а второй — к чувству радости (типичный пример безоговорочной радости: «мама»). «Дом» — место, где решаются проблемы страха и нестабильности. А «дым», — благодаря звуку «О», — уже относится к месту, где всё уходит в небо, как при жертвоприношении. Слова похожи и рождают похожие ассоциации, ведь там, где дом, там и дым. И дым отечества нам сладок и приятен.

  • Я никуда не уйду, пока вы мне не скажете, что означают звуки «л», «я» и «д»!
  • Вы забыли «б»?)
  • Ничего я не забыл, я хотел сам догадаться. Ну, хорошо, возьмём другие слова, например, «жаба» и «жопа». Чем они отличаются друг от друга? Чем они похожи, я понимаю.
  • «А» означает бездушие, материальность. Она есть во всех языках, и имеет как минимум четыре вида произношения: глубокое открытое и закрытое, и безударное закрытое и открытое. Под ударением это сигнал о присутствии лжи, притворства, обмана (не зря «аканье» вызывает у слушателей подозрение в нечестных помыслах). Без ударения А может быть равно старому русскому звуку «Ъ», например, слово "молодца" читается как "МЪЛЪЦА". Означать такой звук может забвение, отрешённость. «О», как я уже говорил, может вызывать тревогу, ибо имеет отношение к ощущению собственной неполноценности на бессознательном уровне.  «Ж» — к энергетической системе в сфере сознательного психического, то есть к чувству порядка, опрятности, бережливости. «Б» относится к чувству реальности, а «П» — к вниманию, любопытству.
  • Значит, «жопа» это тревожное любопытство, связанное с идеей чистоты и собственной слабостью, даже неполноценностью. «Жаба» — непонятная бережливость, с одной стороны реальность, а с другой забвение.  Жопа — не в бровь, а в глаз! А жаба — что-то смутное, дьявольское, может быть даже сказочное. Не зря говорят: жаба душит.
  • Сказки, Зиновий Андреевич, и есть кладезь бессознательного, то есть забытых или вытесненных образов и пророчеств. А там, где гадают, призывают не Бога, а Дьявола, и жабе там самое место.
  • Вы хотите сказать, что жаба противна, ибо напоминает жопу, и прекрасна, ибо напоминает Царевну-лягушку?
  • Вот именно.
  • Так. «Б», как я помню, это от «реальности и познания». Хорошо. А «Д»?
  • При вашем ходе мысли вам следовало спросить про «Дь» или «Ть». «Д» и «Т» это доминирование в ментальном или телесном не дьявольского, а божественного, а наличие мягкого знака — некая примесь Лахоса, то есть судьбы. Примеры для размышления: думать — дам, муд, темя; метить — мат, там; бить — битва, — и сотни других. Глаголы почти все заканчиваются на «ть», ведь любое движение совершается только по воле Божьей. Да, и ещё. Д и Т — это зубные согласные. Так что шизоидность, выражением которой являются звук Д в СП, а звук Т в СС, связана с божественным, то есть, деятельным, активным и «зубастым» разумом, направленным на внешний мир, который пытается его, этот мир, переделать на свой лад.

Беззубые люди глупы и бездеятельны. Поэтому все хотят иметь красивые зубы и полный их набор. Но это так, вспомогательное рассуждение. Вообще тенденция — не руководство к разгадыванию кроссвордов, а научное понятие. Это математически выверенное и статистически доказуемое движение в определённом направлении, несмотря на присутствие различных помех и отклонений. Так, например, на планете идёт потепление, ибо постепенно, на доли градуса, нагревается огромная масса воды в мировом океане, хотя зимы становятся холоднее.

  • Так я и знал, что сегодня что-то ужасное случится, и вот — случилось. Я всё проверил и посчитал. «Б***ь — доминирование в сознании интереса к другим людям! Каково! Но я ещё не сдаюсь, и хочу поспорить. И подумать над другими словами.
  • Так что же вам мешает начать работать?))
  • Я работаю! «Л» — инстинкт жизни, включая веру в человека, «Я» или "Й+А" — влечение Дьявола в чистом виде?
  • Я этого не говорил. Доделывайте до конца вашу таблицу: звуки (фонемы) и тенденции в связи с защитными механизмами и системами «Сознательное — Бессознательное».
  • А мне дадут Нобелевскую премию? Я же первый на планете, кто не побоялся пойти этим путём.
  • Нобелевскую нет. Никто из учёных не признает ваши открытия за оригинальные. Но присвоят с удовольствием. Всем захочется поэкспериментировать со звуками. Тем более дающими доступ к бессознательному.
  • Ну, тогда Йобелевскую. Хотя бы за то, что я разгадал женскую натуру, в теории и практике.
  • Такой премии нет.
  • Нет, но будет. Говорят же, что есть «Шнобелевская», за длину шнобеля.))
  • Жду не дождусь вашу таблицу. Ведь уже почти готова. А с ней уже можно будет и опросники составлять, и имена расшифровывать, и лечить звуками.

……………………………

    Уважаемые друзья! Если по каким-то причинам моё сотрудничество со «Снобом» прервётся, я обещаю записать на видео и выложить в Интернет несколько видео лекций по главным темам, а потом выпустить книгу, где вы найдёте полный и без сокращений текст всех записей моего уважаемого учителя доктора Колесова. И, если поместятся, все таблицы и приложения. И самое длинное ругательство в мире. И многое другое. Необходимое и студентам, и преподавателям, и пациентам.

     Ведь цель моих публикаций не реклама, а возможность помочь людям. Кто-то возьмёт теорию Колесова на вооружение, и не пожалеет об этом. А кому-то легче будет оценивать качество предлагаемых другими психоаналитиками услуг. Ведь психоанализ — это целая планета. На которой, увы, ещё много «белых пятен».  На всякий случай, мой официальный сайт http://aleksandrzayets.ru/ , какие-то публикации продолжу и там.      

До скорых встреч. АЗЪ