Все записи
11:30  /  8.04.19

529просмотров

Механика защиты авторских прав на примере

+T -
Поделиться:

Механика защиты авторских прав лучше всего усваивается на практике. Поэтому предлагаю вам разобраться, что к чему на примере реального судебного дела. На первый взгляд все банально: Детский центр получил исключительные права от авторов по договорам авторского заказа на программы для обучения детей. Как обучить чтению, лепке и т.д.  Вдруг Центр узнал, что некий ИП продает их образовательные программы третьим лицам. Медлить они не стали, обратились в суд с требованием о взыскании компенсации и взыскали более 400 тр, помимо расходов на представителей и пошлины.

Интерес в этом деле представляет довод ответчика о том, что Центр размещает свои учебно-методические программы, которые и  явились предметом иска, «в свободном доступе». И даже приобщил в подтверждение нотариальный протокол осмотра доказательств, мол смотрите – все же лежало в сети Интернет, бери не хочу, пользуйся.

Этот довод Ответчика как раз свидетельствует о полнейшем непонимании принципов использования интеллектуальной собственности, откуда, вероятно, и появляются эти мифы о том, что если правообладателем размещен контент в интернете, то значит, его можно использовать всем и вся, как заблагорассудится.

Конечно, законом предусмотрены случаи свободного использования (1274 ГК РФ, доктрина fair use на западе), есть открытые лицензии, есть правила соц. сетей, например, твиттера, легализующие определенный контент на основании соглашения с пользователем его разместившим (например репосты) – важно помнить, что это именно исключения (!). Сейчас же мы хотим разобраться в общих правилах.

Почему центру удалось защитить права?

  1. он доказал, что у него есть исключительные права. В материалы дела представлены договоры авторского заказа, технические задания, акты приема-передачи созданного произведения, "CD-диск», а также оригиналы произведений в качестве вещественных доказательств.
  2. он доказал, что его исключительные права нарушены ответчиком. Контрольная закупка была произведена грамотно: нотариальные протоколы осмотра, фиксирующие ссылки на скачивание, переписка с третьим лицом по электронной почте, письменные объяснения третьего лица (закупщика), договор с обязательством передать образовательные программы, доказательства идентичности программ.

Все очень просто. Наличие произведения в общем доступе не позволяет всем желающим использовать его без разрешения и без выплаты вознаграждения автору и правообладателю. Авторские права сохраняются как в отношении обнародованных, так и необнародованных произведений. Вы же не считаете, что стоящий на парковке автомобиль находится в «свободном доступе», что автоматически дает вам право покататься на нем когда Вам этого захочется? А уж просто продавать чужие программы обучения третьим лицам без согласия правообладателя, как это было в этом деле, тем более.

Что я скажу в заключение? Будьте аккуратны, осмотрительны и делайте выводы.  Творчество – непрерывно и многолико: вы всегда одновременно и творец своего, и обыватель, который вдохновляется творчеством других.