Все записи
10:34  /  11.06.19

17230просмотров

Виноват ли учитель? Почему мы недовольны школьным образованием

+T -
Поделиться:
Фото: Jeshoots/Unsplash
Фото: Jeshoots/Unsplash

В чем ответственность школы?

Школа сегодня, скорее, занимается обеспечением безопасности детей в процессе обучения и созданием разнообразных отчетов. Именно поэтому в центре внимания школьной администрации вовремя сданные цифры и абстрактные плановые показатели. Если ребенок получил травму, когда бегал по коридорам, в школе гарантированно найдется ответственный. Но если ученик не усвоил теорему Пифагора или правописание приставок, то это никак не повлияет на формальную оценку работы конкретной школы — а за качество знаний школа фактической ответственности не несет.

Да, дети проходят разнообразные тесты. Но это не столько проверка знаний, сколько проверка умения проходить их. Сколько информации задерживается в детских головах после того, как задание пройдено и забыто? Могут ли они использовать эти знания на практике? Действительно ли ученик все понял или просто зазубрил ответы? Эти вопросы школу уже не интересуют. Не потому, что школа или учитель плохие. Просто так сейчас сложилось.

В чем ответственность учителя?

В теории учитель должен не просто начитывать урок по учебнику, а искать к ребенку подход, стараться сделать каждый урок интересным и увлекательным, следить за тем, чтобы дети понимали и запоминали все, что он им говорит.

Почему школа хочет ограничивать мобильники на уроках? Она понимает, что неконкурентоспособна, не так интересна. А запрещать куда проще, чем конкурировать. 

Конкуренция за внимание требует опыта и времени на развитие учителя.

И у многих учителей есть желание к совершенствованию, однако сама система не оставляет им времени на качественную преподавательскую работу. Чиновники требуют от преподавателей всё больше бумажной работы, которая непонятно зачем нужна. Они загружают их делами, которые не имеют прямого отношения к учебе. Даже самый талантливый учитель, который любит свою работу, просто не может выкроить время на то, чтобы делать ее хорошо. Едва ли не половина рабочих часов уходит на проверку домашних заданий и заполнение отчетов.

Почему учитель всегда крайний?

Учитель ничего не может изменить в этой громоздкой системе, которая не реформировалась десятилетиями. Но именно он –– ее представитель. Недовольные родители обращаются к учителю, а не к Министерству образования, просто потому, что учитель ближе. 

Родители не понимают, что можно требовать от системы, большинство чиновников не очень понимают, что нужно менять, чтобы сократить зазор между тем, как школа работает сейчас, и требованиями современности. Учителя, главный рабочий элемент всей системы, тоже не стремятся к переменам, потому что по их опыту любые изменения означают увеличение нагрузки, и без того запредельной.

Нельзя требовать от учителей реформы системы –– они не могут повлиять на нее. Чтобы что-то поменялось, нужна мотивация. А она возникает исключительно тогда, когда на это появляется спрос.

 Фото: Anita Jankovic/Unsplash
Фото: Anita Jankovic/Unsplash

Вспомните, как в начале 1990-х годов появились первые коммерческие стоматологические кабинеты. Люди увидели, что лечение зубов может быть безболезненным и качественным, а сервис –– вежливым и быстрым. Количество частных клиник росло, и государственным пришлось это учитывать –– возникла серьезная конкуренция.

Сейчас мы в Skyeng формируем совершенно иную среду для учителей, которые с нами сотрудничают. У нас есть сообщества преподавателей, есть курсы повышения квалификации –– мы учим людей работать с мотивацией, рассказываем о современных методах преподавания, проводим конкурсы среди школьных учителей. Мы сняли с преподавателей практически всю административную нагрузку, которая обычно не дает учителю возможности сосредоточиться на своей работе. Например, домашние задания у нас проверяются автоматически. Учителям давно не нужно это делать, компьютерные технологии сами могут отличить правильный ответ от неправильного. И постепенно получилось так, что мы, частный образовательный сервис, стали выразителями чаяний преподавателей, ведь многие наши сотрудники работали когда-то в государственных школах. На конференциях ко мне часто подходят учителя и говорят: «Если вы общаетесь с нашими чиновниками, донесите до них, что так, как раньше, работать уже нельзя». 

Реформа образования невозможна, пока в стране нет сильного заказчика. Кто может сформировать спрос на современное и эффективное образование? Люди, которым это нужно. То есть родители. Когда они начнут предъявлять претензии не к конкретным учителям, а к себе и к общей системе, тогда и начнутся изменения.