Все записи
14:48  /  24.07.19

16511просмотров

Можно ли заниматься без учителя?

Биохимия нашего мозга заставляет нас учиться и лениться одновременно. Почему эволюционно это не противоречит друг другу и как извлекать из этого пользу?

+T -
Поделиться:
 Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

Баланс любопытства и прокрастинации

Обучение — невероятно энергозатратный процесс. Треть всей нашей энергии идет на питание мозга. И прокрастинация, на которую мы постоянно жалуемся и с которой безуспешно боремся, — всего лишь логичное следствие того, что мозг не хочет тратить лишние силы. Энергия нужна нам для выживания, и мы запрограммированы на ее сбережение.

При этом в нас заложена такая вещь, как любопытство. Любая интересная задачка или шанс исследовать что-то вызывает у нас выброс дофамина, гормона удовольствия. В нас встроен этот механизм обучения, поэтому мы любим узнавать новое. 

То есть мозг одновременно подталкивает нас к обучению и подбивает лениться. Почему так происходит и какое значение это имеет для обучения?

Наш мозг состоит из огромного количества нейросетей, которые обрабатывают полученную информацию. У нас есть внешние датчики — органы чувств, с которых мозг непрерывно снимает данные. На их основе мозг пытается предсказать, что произойдет в следующую секунду. Все вычислительные способности нашего мозга работают на то, чтобы предсказать будущее — что именно будет происходить в ближайшие моменты. Чем ближе будущее к текущему моменту, тем оно для нас важнее. 

Например, человек сидит, а его мозг собирает данные со всего тела и предполагает, что он и через пару секунд будет точно так же сидеть. Если же под человеком внезапно треснет стул, он резко дернется — потому что мозг ошибся. Мозгу очень нравится, когда его предсказания совпадают с реальностью, и очень не нравится, когда не совпадают. Поэтому он стимулирует нас улучшать свою предсказательную функцию. И образование как раз и занимается тем, что помогает мозгу уточнять будущее, улучшает эту модель.

Давайте еще раз и медленнее проговорим эту мысль. В нас эволюционно заложено, что учиться нужно тому, что мозг расценивает как применимое полезное знание, помогающее прогнозировать будущее. И когда образовательная услуга работает не по этому сценарию, начинается потеря мотивации.

Что такое актуализация и зачем она нужна?

Биохимия мозга позволяет нам быть учителем самому себе, так что образование без наставника в принципе возможно. Люди никогда не ленятся искать информацию о том, что им реально интересно и важно. Мы называем это актуализацией.  

Информация, помогающая мозгу совершенствовать предсказания, расценивается им как полезная. И, воспринимая ее, мозг практически никогда не подбивает нас прокрастинировать. Например, если пообещать подростку научить его знакомиться на английском в Tinder, ничего не помешает ему внимательно изучить этот урок. Ему даже мешать можно — все равно дойдет до конца.

Самообразование хорошо работает тогда, когда мы точно знаем, зачем нам нужна эта информация, и уверены, что сможем применить ее очень скоро — не через 20 лет, а сегодня или завтра. Проблема в том, что мы не всегда можем правильно решить, что именно нам надо.

Значит, нам нужен кто-то, кто поможет нам поставить цель. Детям это требуется вообще постоянно: пятилетний малыш не понимает, зачем ему уметь считать и читать. Кто-то должен ему расписать всю пользу таких умений. Например, рассказать, что он сможет пойти в магазин и обменять там деньги на какую-то классную штуку, и никто его не обманет. Такая актуализация для ребенка вполне доступна.

Поэтому в начальных классах, пока речь идет о прикладных знаниях – чтение, письмо, счёт, — дети учатся замечательно. Знания у них моментально актуализируются. Им понятно, зачем нужно уметь читать и писать. А вот дальше начинаются проблемы с целеполаганием, потому что, зачем решать дискриминант квадратного уравнения или раскладывать многочлен, ребенок не знает совсем. Большинство взрослых, впрочем, тоже. 

И множество людей не учат то, что может сильно улучшить им жизнь, просто потому, что они не знают, что именно улучшит их жизнь. Нам нужен тот, кто сможет правильно актуализировать цели — порефлексировать с нами, представить, какие задачи жизнь может поставить, и выдать готовый план обучения. Это и есть главная функция учителя.

Роль наставника возникла именно потому, что нам нужна помощь в постановке целей — в бизнесе, учебе, работе, личных отношениях. И в обучении нам тоже нужен такой  человек, как бы мы его ни назвали: тренер, учитель, коуч. Он понимает, какие кусочки из всего массива информации приблизят нас к цели уже сегодня. Вот в чем задача современного учителя. Мы у себя в Skyeng, например, тренируем их именно на это — выявлять цели ученика и поддерживать интерес к учебе. Найти объяснения каких-то правил можно и самостоятельно. А вот объяснить, в правильном ли направлении ты идешь, какая информация тебе на данном этапе нужнее всего, — это под силу только преподавателю.

Это единственный способ заставить наш мозг получать удовольствие от учебы — выводить информацию на практический уровень. Выучил — применил — сработало. Вот оно, счастье, вот гормоны, мозг вознаграждает нас за то, что знания пригодились. 

Знание о том, как выглядит биссектриса, ничего не поменяет в жизни. А когда ты с помощью биссектрисы что-то сделал — вот тогда возникает восторг и понимание того, что все было не зря. Поэтому задача учителя сегодня — не читать вслух учебник, а научить человека выводить знание в действие.

Если бы я мог научить всех учителей страны чему-то одному, я бы научил именно этому. Выводить. Знания. В действия.