Все записи
МОЙ ВЫБОР 13:14  /  13.01.20

4295просмотров

Как менеджеру найти силы на саморазвитие, когда хочется лечь и умереть?

+T -
Поделиться:

Я — менеджер. Что значит быть менеджером? Ты все время между молотом и наковальней, ты всегда крайний, ты всегда между кем-то и кем-то: между исполнителем и заказчиком, начальником и подчиненными, одними партнерами и другими. Ни один проект, ни один бизнес, ни одна стройка не может функционировать без менеджеров. При этом мы постоянно находимся в состоянии раздрая и все время устаём. 

Наша усталость происходит от ответственности и непредсказуемой многозадачности: постоянно приходится переключаться на решение новых проблем, которые непонятно как решать. У любого менеджера есть множество задач, для которых не существует инструкции. Все это вместе создает переутомление.

Почему книжки про делегирование обязанностей не помогают?

В чем проблемы менеджера? Во-первых, как ни банально, в неумении делегировать. Единицы умеют перепоручать дела. Большинство уверено, что лучше все сделать самостоятельно, потому что себе-то ты точно доверяешь. Но если мы начинаем думать о собственной карьере, развитии, то первое, о чем нужно задуматься, — как научиться делегировать задачи. На эту тему написано множество книг, и все они полезные. Почему же мы их читаем, но не можем воспользоваться этими советами?

Много лет назад я интересовался сетевым бизнесом, и мне показали какую-то уборщицу, которая дошла в этом бизнесе до бриллиантового уровня и зарабатывала 10 тысяч долларов в месяц. В 2000 году это были нереальные деньги. Я смотрел на нее и думал: школьная уборщица зарабатывает 10 тысяч долларов, а я такой умный, но бедный, как так? 

Много позже я понял, что за всем этим стоят люди, которые фигачат методики, — очень простые, классические: делай раз, делай два, делай три. Школьная уборщица берет эту инструкцию, и если там написано «делай А», идет и делает А. Написано «делай В» — она, не рассуждая, делает В. А что делают такие ребята, как я? «Так, это не сработает, это прикольно, это бессмысленно, а такое я уже делал, а вот, что-то новенькое и прикольное» — и все, методика не работает. Так что если вы хотите чему-то научиться, самая простая мысль, которая не до всех доходит (до меня доходила много лет!), — нужно выполнять все, что написано в инструкции по делегированию, даже скучные и банальные вещи. 

Как научиться отдыхать, если жизнь вас к этому не готовила?

Вторая проблема — неумение отдыхать. Важно понимать, что это усталость менеджера, — ментальная, а значит и отдыхать надо ментально, а не физически. Тактика «лечь и не вставать» тут не поможет. Нас всех так или иначе учат работать. Начиная с детского сада нас учат чего-то делать по дому, потом в школе учат учиться, потом учат работать на работе. Никто нас не учит отдыхать. И поэтому отпуск нам не помогает — все же помнят древнюю шутку, что никто не нуждается в отпуске так, как человек, который только что из него вернулся.

Почему так важно научиться отдыхать во время рабочего дня. Да все из-за той же непредсказуемости рабочих проблем. Предсказуемые проблемы — это ерунда. А вот внезапные факапы — это реальная боль. В каком состоянии легче решить свалившуюся на голову проблему — в свежем или в усталом? Вот. А задача менеджера — решать проблемы. Поэтому надо быть свежим.

Когда-то я начал учиться отдыхать понемногу. Каждую минуту “шлакового” времени можно использовать, чтобы чуть-чуть себя восстановить. Минуту. Не 10 часов, не вечер, не выходные. Когда вы встали из-за стола и пошли налить себе чая, у вас есть минута. Можно задаться вопросом: «Что я могу для себя сделать, чтобы за эту минуту мне стало лучше?» Анекдот прочитать, домой позвонить, с ребенком поговорить, в окошко посмотреть? 

А если есть 5 минут? Или даже 15? Как я могу эффективно потратить на себя эту роскошь? Нужно искать и находить то, что разгрузит мозг, заставит его выработать немного эндорфинчиков или дофамина. 

Мои приемы у вас не сработают, ищите свои. Понятно, что я не полностью восстанавливаюсь за эти минцуты, но становится чуть-чуть лучше. И таких минут у меня за день накапливается 30–40. Если научиться думать такими категориями, то работоспособность к концу дня поднимается очень сильно. Мозг быстро привыкает к новому. Если его приучить к этим рефлексам, он научится все делать сам, в фоновом режиме. И спустя несколько недель действительно заметите, что жить стало легче.

Когда-то я себе поставил KPI — уходить с работы не менее свежим, чем я на нее пришел. И с тех пор все проблемы решать стало как-то легче.

Важный способ побороть прокрастинацию к учебе

На что направить освободившиеся силы и время? Как ни странно, люди склонны спускать его на довольно примитивные удовольствия, за которые они потом себя еще и укоряют. Телевизор, например. Как часто вы слышали «Не выспался вообще, до ночи смотрел сериал»? Практически никто не тратит это время на саморазвитие, хотя все знают, что оно необходимо. 

Мы недавно проводили опрос среди ребят из банков: спрашивали их, сколько в среднем офисные люди тратят на свое обучение. Оказалось, что меньше, чем на кофе. Почему? Потому что образование не очень привлекательно. Человек думает: «Я и так целыми днями работаю, а тут опять надо думать». К тому же многим не очень понятно, что именно им сейчас нужно и получат ли они что-то существенное, потратив силы на учебу. 

Поэтому мой совет, который я всегда даю себе и всем, кто спрашивает, — попробуйте понять, какая у вас сейчас главная проблема в работе, и найдите того, кто поможет вам ее решить. Это волшебная сила нетворкинга, которой мало кто умеет пользоваться по-настоящему. Ищите эксперта в вашей области и обсуждайте с ним свою боль — вы не один в окопе против всех, вокруг есть люди, которые сталкивались с теми же проблемами и решали их. Учитесь спрашивать совета.

И имейте в виду, что для нашего мозга все, что не актуально на сегодня-завтра, — это не актуально никогда. Поэтому не учитесь ничему про запас и на всякий случай. Учитесь только тому, что вы можете использовать сегодня. Моя подруга мне говорит: «Ой, Саш, хочу к тебе прийти английским заниматься, но у меня не хватает мотивации». Спрашиваю: «А ты собираешься им пользоваться?» «Нет». «Ну тогда не ходи, не надо». 

Делать что-то непонятно зачем — значит впустую тратить время. Сконцентрируйтесь на том, что действительно прямо сегодня даст результат, и тогда мозг вам поможет. Не будет никакой прокрастинации, потому что прокрастинация — это система защиты от перегрузок, нежелание мозга тратить энергию зря. 

Все дети до 3–4 класса — отличники и хорошисты. А после этого начинается резкое расслоение и неожиданно появляется огромное количество двоечников. Почему? Потому что в начальной школе предметы понятные: чтение, письмо, счет. Ребенок отлично это понимает. А потом опа — и у тебя теорема Пифагора, которую непонятно как использовать в жизни. Как только объясняешь ребенку, как эта штука может пригодиться в быту, сразу все хорошо запоминается. 

Когда вы наконец научитесь немного отдыхать и выделять время на себя, вы захотите заниматься и саморазвитием. Делайте то, что будет вам полезно, не тратьте время зря, каждая секунда вашего обучения должна вам что-то давать прямо сегодня.