Все записи
12:23  /  4.03.20

1238просмотров

Что такое быть взрослым и стать взрослым

+T -
Поделиться:

Детство заканчивается тогда, когда человек начинает ко всему относиться слишком серьезно. Или не может стать на какое-то время беззаботным. Даже позволить не может, а уж стать — вообще проблема. Ну хотя бы на вечерок и без алкоголя. У многих счастливых взрослых детство в душе не заканчивается никогда. А у иных оно заканчивается еще в средней школе. 

Детство внутри человека не означает, что у него детское поведение. Это значит, что он может по желанию разбудить в своей душе ребенка. Искренне удивляться красивому закату. Радоваться неожиданному подарку. Искренне и беззаветно дружить, грустить и увлекаться. Конечно, это состояние должно быть контролируемым, иначе впадение в детство может плохо кончиться. В лучшем случае тогда человек становится для окружающих чудаком, которого все избегают, в худшем — упрячут в психушку. Поэтому нельзя противопоставлять детство и «быть взрослым». Это может быть одновременно. 

А вот становиться взрослым — отдельная трудная задача. Далеко не все взрослые с ней справились. И это не максимализм, а честный взгляд на жизнь. 

Какие критерии отличают взрослого от невзрослого? Я намеренно не говорю «ребенка», знаете, детдомовские в 10 лет уже взрослее многих студентов. Сформулирую свой вариант.

1. Ответственность. Слово замыленное, в основном употребляется как плата за поступок. На самом деле, ответственность — это понимание следствия своих поступков, адекватная оценка этих следствий, готовность их принять и платить цену. Все глаголы тут ключевые: понимание, оценка, готовность принять и платить. Это ответственность. Невзрослый будет жаловаться на жизнь, на несправедливость, на «у меня не получилось», «я так не хотел», «я надеялся на лучшее». Взрослый примет результат как цену своих поступков (или не поступков, если он не сделал что-то). 

Если мне на голову упадет кирпич, то виноват я. Это моя жизнь и моя ответственность. Я не посмотрел, я не подумал. Да, по закону виноват будет другой. А по сути — я.

2. Самостоятельность. Тут надо понимать буквально: это способность человека прожить в одиночку без помощи с чьей-либо стороны: родителей, государства, господа Бога, магических заклинаний и т.д. Зависимый от кого-то человек — это, безусловно, невзрослый. То есть взрослый может с удовольствием принимать помощь и поддержку, но способен без нее обойтись. 

3. Зрелость. Это включает в себя несколько навыков: 

— иметь мнение. Умение самостоятельно приходить к мнению относительно чего-либо и критичность к поступающей информации. Большинство половозрелых людей по этому критерию незрелы, они живут мнением телевидения (ютуб — тоже телевидение). Своего мнения нет — что по ящику сказали, то и правда.

— умение рефлексировать, то есть рассуждать о происходящем, способность формулировать свои мысли как относительно чего-то внешнего, так и своих переживаний. Это важно, рефлексировать надо уметь и о событиях, и об ощущениях, чувствах.

— разнообразие моделей поведения. Нетривиальная, кстати говоря, вещь. У огромного количества людей жизнь идет по одной колее, которую они сами (или кто-то другой им) выкопал. Если жизнь изо дня в день это «проснулся —позавтракал — пошел на работу — поработал — пошел на обед —поработал — пошел домой — сел перед сериальчиком — лег спать, в выходные лежал на диване» — это незрелый человек. У зрелого человека есть большое разнообразие моделей поведения. У него вечера и выходные не под копирку, есть увлечения, он не живет в монотонном ритме, как человек в трансе. Он меняет свое поведение, изобретая новые модели. 

— эмоциональная зрелость, или эмоциональный интеллект. Умение переживать чувства и понимать чужие. В какой-то степени это зависит от наследственности, темперамента, но это приобретаемый навык. Узость/широта диапазона чувств, который способен испытывать конкретный человек, и есть его эмоциональная зрелость. Так, например, равнодушный (не флегматичный — равнодушный) человек — эмоционально незрелый. 

Теперь смотрите. 

Вот человек заканчивает школу. Что дальше? Идет в институт. Какой процент идет туда, куда у него есть склонность? Мизерный. Идут туда, куда скажут взрослые, или куда идут друзья, или куда легче поступить, или где папа-мама помогут учиться. Учатся в институте не знаниям и навыкам, а умению сдавать сессию. Идут работать куда возьмут, а не куда хочется. Или куда вдруг повезет. Нет, конечно, читатели этой статьи не в счет, мы с вами не такие. Но там, за окном, какой процент работает по специальности, какой процент не ждет пятницу и окончания рабочего дня?

Вот пример массовой несамостоятельности. Нет понимания, что любые годы можно использовать, чтобы получить желаемое. Вот что такое невзрослый. 

Я когда-то задумался, почему мне не интересны сплетни из жизни звезд и про знакомых. Потом понял, что мне моя жизнь интереснее. Жизнь близких, жизнь тех, кто мне дорог, — интересные. А какие-то люди с экранов — нет.

Взрослые люди живут своей жизнью. Иногда счастливой, иногда нет. Взрослый принимает ответственность за свою жизнь и понимает что с ним происходит. 

Взрослые обучают свои нейросети тому, что им нужно, а не сливают годы жизни перед сериалами. 

Взрослые умеют ставить себе цели, потому что это их настоящие цели, а не потому, что всем важно иметь свою квартиру и диплом.

Взрослеть — круто. Жить взрослым нереально круто. «Это лучше, чем секс, это почти как обедать».