Все записи
17:31  /  28.03.19

1362просмотра

Эмиграция? Нет, глобальная мобильность!

+T -
Поделиться:

Рыба ищет где глубже, а человек где лучше

Русская пословица

О мобильности

Принято считать, что современные люди появились на Земле примерно 40 тыс. лет назад. Древнейшие из найденных постоянных поселений имеют возраст около 10 тыс. лет, и лишь 5 тыс. лет назад в долинах Нила, Инда и других крупных рек появились первые государства. Получается, что на протяжении большей части своей истории человечество вело кочевой образ жизни. Не с этой ли «генетической памятью» связаны стремление человека к перемене мест, тяга к путешествиям и новым впечатлениям?

 

В мифах и сказках самых разных народов мира один из самых распространенных сюжетов – путешествие героя, когда тот отправляется за тридевять земель в поисках счастья. Не менее распространенный мотив, встречающийся в мифах о происхождении каких-либо народов, — истории о том, как их предки когда-то пришли на эту землю из каких-то далеких краев. Именно здесь можно искать первые истоки международной миграции, ведь целые народы, по сути, ведут свою историю от переселенцев.

 

Гордые римляне считали, что их народ происходит от троянского героя Энея, бежавшего из завоеванной греками Трои; современная Европа сформировалась в процессе Великого переселения народов; благодаря мигрантам возникли страны Нового Света – США, Канада, Мексика, Австралия, Новая Зеландия. Да и Россия сегодня занимает ⅛ часть суши, в первую очередь, благодаря миграции, благодаря тем людям, которые искали для себя новые возможности в других краях. Именно людям такого типа — героям, первооткрывателям, переселенцам — мы обязаны прогрессом человеческой цивилизации.

 

Великий российский ученый, основатель Московского университета, Михаил Ломоносов родился в 1711 году в деревне Мишанинская Архангелогородской губернии. Чтобы получить образование ему пришлось сбежать из дому в 19 лет и отправиться с рыбным караваном пешком из Холмогор в Москву. Это заняло у юноши три недели. Сегодня он смог бы за это время несколько раз облететь вокруг земного шара.

 

В 1606 году, когда первые английские колонисты отправились по морю в Новый Свет, путь занял у них почти пять месяцев. В начале XIX века парусные суда тратили от 30 до 60 дней, чтобы преодолеть морской путь от Ливерпуля до Бостона. Даже через сто лет ситуация оставалась по-прежнему плачевной. Так, билет в каюту третьего класса на «Титаник» стоил 32 доллара, или 1300 долларов в пересчете на современные деньги. Сегодня добраться из Лондона до Нью-Йорка на самолете занимает всего 8 часов, и самый дешевый билет обойдется вам примерно в 250 долларов.

 

Именно развитие транспорта является основным драйвером современной глобализации, превращающим наш мир в одну большую «деревню». Причем это не только касается международной миграции и путешествий между странами, но полностью меняет «деловой ландшафт» и внутри страны.

 

В России усиливается внутренняя миграция — рост миграционных потоков из малых и средних в крупные города. Сегодня вы можете жить в Санкт-Петербурге или обосноваться в Нижнем Новгороде, а работать в Москве. Федор Овчинников, основатель федеральной сети пиццерий ДоДо, поставил перед собой задачу построить глобальную компанию из Сыктывкара.

 

По данным исследования института McKinsey Global Institute «Urban world: Mapping the economic power of cities», к 2025 году 60 % мирового богатства и 2 млрд. человек ‒ почти четверть населения планеты, будут сконцентрированы в 600 самых больших городах мира. Самыми богатыми городами планеты станут Нью-Йорк, Шанхай, Лондон, Пекин. Москва в этом списке — в первой двадцатке.

Мантра нового мира – Global Mobility. Сегодня в первую очередь от личной мобильности зависят шансы на успех в глобальной экономике. Россия находится в самом центре этого тренда и ничем не отличается от других стран. Возможно только, что ей придется чуть больше времени затратить на избавление от одной извечной проблемы – плохих дорог. Самое время задаться вопросом – где стоит оказаться завтра?

 

Global Mobility

Понятие Global Mobility стало популярным благодаря отделам работы с персоналом (HR) крупных международных компаний. Они уже много лет всех призывают к охоте за талантами, обращают внимание на специфику работы с иностранными сотрудниками, занимаются помощью в релокации и переезде, а также регулярно обсуждают эти и другие проблемы на международных форумах и конференциях.

 Global Mobility сегодня также является точкой отсчета в обсуждении мировых миграционных потоков и трендов, современных транспортных услуг, развитии международного туризма.

Я сам даю следующее определение:

Global Mobility – это моя личная стратегия развития, выбора места для жизни, работы и ведения бизнеса в эру глобализации, отсутствия границ и возможности свободно перемещаться по миру и между странами.

 

Принципы глобальной мобильности

Осознанный подход к жизни

Мир глобализуется, потому что это дает ему мощный импульс к развитию. Это объективный и неизбежный процесс, который порождает как возможности, так и риски. Попытки игнорировать его, затормозить или изолироваться от его последствий обречены на провал и приводят к печальным последствиям целые страны. Чтобы не оказаться на обочине, необходим осознанный подход к своей жизненной стратегии. Регулярно задавайте себе вопросы: «Чего я хочу добиться в течение ближайших 5, 10, 15 лет?», «Где для этого больше возможностей?», «Что мне надо делать, чтобы попасть туда?»

Постоянный поиск возможностей

Ресурсы и возможности распределены в мире неравномерно. Многие страны и регионы прикладывают огромные усилия к тому, чтобы максимизировать отдачу от имеющихся у них преимуществ и создать новые: развивают технологии, привлекают предпринимателей, высококвалифицированных специалистов, состоятельных людей. Ищите, где ваши таланты и способности наиболее востребованы и, что не менее важно, где вы можете их развить или дополнить новыми.

Цели как точки на карте

На карте мира появляются и исчезают «точки роста» — места, где сложилась политическая, социально-экономическая и культурная среда, особенно благоприятствующая развитию и самореализации в определенных сферах человеческой деятельности: учеба, карьера, бизнес, творчество, семья.

Оказавшись в нужном месте в нужное время, вы получите колоссальное преимущество в реализации своих жизненных планов. Поэтому ваши жизненные цели должны иметь географическую привязку.

Свобода как личный выбор

Гражданство и место жительства более не заданы жестко и раз и навсегда — несмотря на сохраняющиеся барьеры, сегодня переехать в другую страну и устроиться на новом месте проще, чем когда-либо в истории.

Ваша национальная и культурная идентичность, не говоря уже о гражданстве и месте жительства, — это вопрос вашего выбора. Будьте тем, кем хочется, и там, где хочется.

Глобальный успех

Сегодня весь мир является для вас полем деятельности, предоставляет вам возможности для роста и самореализации. Но здесь есть и обратная сторона — конкурировать также приходится со всем миром. В этих условиях локальный успех не может являться устойчивой основой для жизненной стратегии: в стремительно меняющемся мире подлинный успех и признание могут быть только глобальными. В эпоху глобализации стремитесь к глобальному успеху.

В мире возможностей

Если вы сегодня задаетесь вопросом, где стоит искать новые возможности для развития бизнеса, то самое время вспомнить, что в мире насчитывается около 500 городов с населением более миллиона человек. Самые крупные из них — Токио, Дели, Шанхай, Пекин и Мумбай.

 

В России насчитывается 15 крупных городов-миллионников, в Европейском союзе 34, в США – 45, в Индии – 58, в Латинской Америке – 67 таких мегаполисов. В материковом Китае сейчас 105 городов с населением более миллиона, а к 2030 году их количество увеличится до 148, а в мире до 663 городов.

 

Жалуетесь на сложности ведения бизнеса? Самое время обратить внимание на рейтинг простоты ведения бизнеса, разработанный Всемирным банком. В первой десятке стран Новая Зеландия, Сингапур, Дания, Южная Корея, Гонконг, США, Великобритания, Норвегия, Грузия, Швеция.

 

Хотели бы платить меньше налогов? Вот только навскидку рейтинг из десяти европейских стран, которые с готовностью предоставят вам такую возможность: Андорра, Грузия, Болгария, Мальта, Монако, Черногория, Кипр, Португалия, Швейцария, Великобритания.

 

Думаете о том, где больше всего сосредоточено капитала? По данным Международного валютного фонда (МВФ), десять крупнейших экономик мира — это США, Китай, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Индия, Италия, Бразилия и Канада.

 

Вы хотели бы выбрать город для комфортной жизни с семьей? Юбилейный, 20-й отчет компании Mercer’s, посвященный качеству жизни (Quality of Living survey), определяет десять лучших городов в мире для жизни: Вена, Цюрих, Мюнхен, Окланд, Ванкувер, Дюссельдорф, Франкфурт, Женева, Копенгаген, Сидней.

 

Если вы задумываетесь над тем, как прожить долгую и здоровую жизнь, то Мировой экономический форум рекомендует обратить внимание на десятку стран ‒ лидеров по ожидаемой продолжительности жизни: Гонконг — 84,3 года, Япония — 83,8, Италия — 83,5, Испания — 83,4, Швейцария — 83,2, Исландия — 82,9, Франция — 82,7, Швеция — 82,6, Сингапур — 82,6, Австралия — 82,5 года. Россия, к сожалению, занимает в этом списке 93 место со средней продолжительностью жизни 70,9 лет.

 

Вы хотели бы получить лучшее в мире образование? К вашим услугам рейтинг ведущих университетов мира. В первой десятке университеты США, Великобритании и Швейцарии. В сфере бизнес-образования конкуренция еще выше. За попадание в первую десятку борются лучшие бизнес-школы Испании, США, Великобритании, Сингапура, Швейцарии, ЮАР, Франции, Италии и ОАЭ.

***

Мечтаешь о новой жизни? Попробуй!

«Раз в год бывайте там, где вы никогда не были»

Далай Лама

 

Как же воспользоваться этой возможностью? Здесь следует сделать небольшое отступление и рассказать об еще одном тренде глобальной экономики — постепенной трансформации понятия собственности.

 

На протяжении многих столетий и тысячелетий жизнь человека была борьбой за выживание. Со времен первых цивилизаций и до наших дней основным стержнем традиционный экономики является собственность. Это самый древний институт, сделавший возможным накопление, защиту имущества и передачу его следующим поколениям.

 

Именно благодаря институту собственности мы обязаны многочисленным стереотипам, благополучно дожившим до наших дней. Богатство на протяжении тысячелетий ассоциировалось с землей и недвижимостью, поэтому все стремились приобрести большие дома или квартиры, найти работу на всю жизнь, купить вещи с пожизненной гарантией.

 

Но сегодня на смену традиционной экономике собственности постепенно приходит шеринговая экономика – экономика совместного потребления, где товар из материального объекта постепенно превращается в сервис.

 

Сегодня во многих странах жилье выгоднее арендовать, а не покупать. Уходят в прошлое традиционные представления об образовании и профессии как о чем-то заданном раз и навсегда: за жизнь можно попробовать себя в разных профессиональных областях и построить несколько бизнесов. Многие европейцы отказываются от владения собственным автомобилем, предпочитая передвигаться при помощи сервисов типа Uber (который среди прочего дал еще одно неформальное название этого нового тренда — «уберизация экономики») или многочисленных каршерингов, которые в последнее время широко распространились и в Москве. Даже у потребительских товаров личного пользования постоянно сокращается срок службы: мы уже приучились обновлять гардероб каждый год, привыкли воспринимать смартфоны и компьютеры, выпущенные всего пару лет назад, как устаревшие, и даже производители автомобилей теперь каждые год-два обновляют модельный ряд. В результате понятие собственности становится все более и более размытым.

 

Экономика совместного потребления (Sharing Economy, Collaborative Economy, Collaborative Consumption or Peer-to-Peer Economy), или, как ее еще называют, новая цифровая экономика, уже не является чем-то новым, она прочно вошла в нашу жизнь. Ее основа – замена владения моделью заимствования, аренды, временного использования. Самые известные примеры в мире – Uber, Lyft, AirB’n’B.

Эксперты McKinsey предвещают, что к 2025 году половина мировой экономики перейдет на модель совместного потребления. А по оценке PwC, объем экономики потребления составит $335 млрд. В одной только Великобритании объем индустрии шеринга оценивается в £7 млрд. и к 2025 вырастет до £140 млрд. Более чем в 20 раз!

 

 Постепенно шеринг меняет и будет менять не только наши привычки в потреблении, но и менталитет, наше отношение к жизни. Зачем приобретать дом, если вы можете его снять и жить в нем сколько захочется, а потом, переехав в другое место, пожить в другом доме или квартире? Зачем приобретать автомобиль, когда вы можете взять в прокат любую модель или заказать машину с водителем?

 

Экономика совместного потребления – это в том числе и возможность поменять за свою жизнь бесконечное количество вещей, мест, получить множество впечатлений. Искать, экспериментировать, извлекая максимум из имеющихся возможностей и гибко реагируя на меняющиеся условия. При этом вы всегда можете вернуться к прежней модели. Осесть, приобрести недвижимость, собрать коллекцию любимых автомобилей или драгоценностей. Если, конечно, вам захочется. Как пел Владимир Высоцкий: «Лучше гор могут быть только горы, // На которых еще не бывал».

 

Особую популярность эти идеи получили в бизнесе. У этой концепции есть масса модных названий – «trial», «гипотеза», «traction», «валидация идей», «тест-драйв», «HADI». Суть у них одна – это проверка любой идеи на прочность при столкновении с реальностью или проверка реального положения вещей в противовес стереотипам.

 

Редактор американского Esquire Арнольд Джейкобс-мл. (A. J. Jacobs) получил всемирную известность благодаря своим долгосрочным экспериментам. В 2007 году вышла одна из его самых известных книг «The Year of Living Biblically: One Man's Humble Quest to Follow the Bible as Literally as Possible». В ней он рассказывает о своем опыте на протяжении года следовать неукоснительно библейским заповедям. И хотя у него это не получилось, он приобрел невероятный опыт и популярность.

 

Традиционные товары и сервисы превращаются в «shared products and services» — то, что можно одолжить на время, взять на пробу. На смену собственности приходит временное владение, на смену монотонной деятельности — череда экспериментов. На смену эмиграции приходит многополярный мир с открытыми границами: знакомство с новыми странами, культурами, новые возможности, мировое гражданство.

 

И вы можете попробовать на вкус их все ‒ в мире глобальной мобильности больше нет «билетов в один конец».

 

-----------------

Материал из книги Сергея Сандера  "Паспорт 2.0. Весь мир в кармане. Практическое руководство по жизни, работе и бизнесу в эру глобальной мобильности.", глава 2.

Global mobility - масштабный медиа-проект, который включает в себя серию книг о глобальной мобильности, медиа-ресурс и партнерскую программу. Его цель формирование сообщества “граждан мира”, т.е. активных, амбициозных людей, которые свободно путешествуют по миру, сосредотачиваясь в “точках роста” - в местах, где в текущий момент происходит что-то важное в глобальном масштабе.

Проект 

Facebook 

Instagram