Все записи
МОЙ ВЫБОР 15:22  /  8.07.21

76просмотров

«В любом успешном IPO в России сейчас половина привлеченных средств приходится на зарубежные рынки»

+T -
Поделиться:

Вице-президент по финансам АФК «Система» Владимира Травков в рамках дискуссии «IPO в России: от надежд к реальности» на Международном финансовом конгрессе, организованном Банком России, поделился взглядом инвестора на развитие рынков капитала в стране.

 

Почему мы видим так мало IPO российских компаний?

Когда мы размышляем о том, делать ли IPO, встает вопрос о стоимости этого IPO и сравнении стоимости долгового финансирования против акционерного финансирования. Часто водораздел проходит на уровне мультипликаторов, по которым можно разместить компании. На сегодняшний день в России относительно низкие мультипликаторы в отличие от других рынков – и развивающихся, и развитых.

Можно назвать много разных причин. Одна из них: чем меньше мультипликаторы, тем меньше становится привлекательность для публичного размещения. Поэтому я думаю, что ответ на то, почему мало публичных размещений, заключается в том, что спрос, который предлагают инвесторы на нашем рынке, недостаточен для того, чтобы обеспечить хорошие мультипликаторы. На текущий момент главная проблема в том, что в портфелях иностранных портфельных инвесторов выделяется небольшой процент на Россию в отличие от других рынков, что приводит к ограниченному спросу.

Что необходимо предпринять всем заинтересованным сторонам, от государства до инвестиционных консультантов, для появления новых публичных компаний?

 

Во-первых, в любом успешном IPO в России сейчас половина привлеченных средств приходится на зарубежные рынки, поэтому работа с иностранными инвесторами, увеличение возможности их аллокации на Россию и роста показателя точно приведет к увеличению объема размещений, потому что мультипликаторы там больше.

Во-вторых, это институциональные инвесторы в России. Тот объем средств, который они готовы разместить не на долговом рынке, а на рынке капитала, становится больше, объем растет постепенно, эволюционно. Я думаю, что, если мы хотим получить больший объем размещения, больший мультипликатор, то здесь нужно вести речь о более активном выходе пенсионных денег на рынок акционерного капитала, потому что, по сути, сейчас большая часть этих денег заперта внутри долгового рынка, и этот рынок в России очень хорошо развит. Он обеспечивает достаточно комфортные условия для привлечения средств. У нас и облигационный, и банковский рынок кредитования очень хорошо развиты. Запертость, которую создает законодательство для выхода денег, в том числе пенсионных, на рынок капитала приводит к тому, что здесь спрос оказывается недостаточным.

Опыт развивающихся рынков в других странах, где пенсионным деньгам дают доступ на рынок капитала, приводит к тому, что растут мультипликаторы, и это обеспечивает стабильность и меньшую волатильность таких рынков, независимость от иностранных денег. Этот процесс у нас, безусловно, идет, но скачок может быть благодаря таким изменениям.

В-третьих, я бы обратил внимание на то, что розничные инвесторы сейчас выходят на рынки акционерных капиталов, уходят от долгового рынка, депозитов, облигаций и их средства более активно размещаются на акционерном рынке. Мы наблюдаем рост и этот тренд будет продолжаться.

Необходимо фокусироваться на образовании и развитии розничных инвесторов, потому что они часто приходят, не осознавая, что акционерный капитал предполагает длинные горизонты планирования, хорошую диверсификацию, чтобы они не ожидали быстрых денег от IPO. Важно создание позитивного опыта у тех новых розничных инвесторов, которые только пришли, потому что, если они получат негативный опыт, это может повредить развитию всего рынка.

Важно регулирование в части того, чтобы предлагать новым инвесторам не очень рискованные продукты и уже более подготовленной стороне предлагать более продвинутые продукты, чтобы формировать позитивную повестку у начинающих инвесторов с небольшими капиталами.

Доля в размещениях розничных инвесторов постоянно растет, поэтому постепенное образование людей позволит со временем увеличивать емкость рынка акционерного капитала, что, в свою очередь, приведет к росту мультипликаторов. 

Стоимость размещения для эмитента можно компенсировать через налоговые льготы, субсидии. Это точно перевесит чашу весов, когда компания решает идти или не идти на IPO. И это, безусловно, поспособствует развитию рынка, если будет экономический дополнительный стимул для компании делать IPO. 

И в-четвертых, с точки зрения самого рынка, я бы подумал о том, чтобы создавать возможности для компаний с небольшой капитализацией, технологических компаний, потому что сейчас выдвигается много требований для того, чтобы выйти на биржу. Нужно думать об отдельных регуляторных послаблениях для них. 

Публичное размещение частной компании – это «стратегия выхода» для собственника или стратегия получения капитала на развитие бизнеса?

Публичное размещение – это инструмент привлечения капитала. Для чего эти средства будут использованы, зависит от самого собственника. Если мы говорим о размещении для целей финансирования инвестиционных программ, то таких достаточно много. Мы за последний год сделали два таких IPO: вывели Segezha Groupна Московскую биржу и Ozon. И целью было именно финансирование инвестиционной программы самой компании. АФК «Система»практически не монетизировала свою долю и не продавала свой пакет. Мы верим в развитие компании. У Ozon была основная стратегия и тактика в том, чтобы привлечь капитал на развитие. 

Второй целью для собственника может быть выход или частичный выход из компании для того, чтобы реализовать те инвестиционные проекты, которые у него есть в собственной воронке развития. Такие IPO у нас тоже были. К примеру, «Детский мир», где мы постепенно уменьшали наши доли и сейчас полностью вышли из этого актива. 

Как правило, собственник выходит не из-за того, что он не верит в актив, а из-за того, что есть альтернативные инвестиции, в которые ему хотелось бы войти, для которых требуется капитал.

Наконец, для собственника диверсификация портфеля, уменьшение своей доли в бизнесе может быть экономическим обоснованием для выхода из актива. Все три направления используются, и мы как компания, когда принимаем решение, в каждом конкретном случае смотрим, для чего мы это делаем. В соответствии со стратегией компании нужно решать вопрос с IPO. Главное, чтобы собственники понимали, как это работает, плюсы-минусы, стоимость этого мероприятия. 

Влияет ли отношение инвесторов к России сегодня на успех IPO?

Отношение к России влияет на результаты и те мультипликаторы, которые получает компания. Но то, что публичные размещения АФК «Система»имеют стабильный спрос иностранных инвесторов, показывает, что все компании могут размещаться. 

Смотрите полную запись дискуссии на YouTube.