Все записи
15:51  /  11.09.19

501просмотр

Управляй изменениями, пока они не стали управлять тобой

+T -
Поделиться:

Ритм времени и прогресс ускоряются, что сказывается на обществе и на отдельных отраслях рынка. По данным исследования McKinsey, E&Y, KPMG, 41% руководителей крупнейших мировых компаний подтверждают существенную трансформацию бизнеса в ближайшие три года. Динамично меняющаяся среда и вызванный этим рост конкуренции вынуждает бизнес преобразовывать системы управления и находить новые решения, чтобы не утратить существующие позиции и добиться максимальной эффективности.

Поговорили на тему изменений бизнеса и среды с деканом факультета школы MACS «Управление трансформацией бизнеса» Эдуардом Жучковым.

Под массивом перемен

Сегодня можно увидеть, как компании, которые существовали десятилетиями и были лидерами своей отрасли, покидают рынок, не успев подстроиться под новый темп. Nokia, созданная еще в 1865 году, оказалась в списке аутсайдеров, не сумев ответить на запросы клиентов и проиграв конкуренцию продвинутому и высокотехнологичному Apple. Компания Kodak не смогла пережить цифровую революцию, и подобных историй множество в разных отраслях.  

Условно можно выделить несколько маркеров, которые четко сигнализируют о том, что бизнесу необходима трансформация. Срочно меняться нужно, когда:

  • меняется поведение потребителей и трансформируется понимание ценности;

  •  появляются новые игроки (disruptor'ы), которые быстро захватывают/отъедают рынок у текущих лидеров.

Однако лучше все же ориентироваться не на эти пункты. Дело в том, что если вы уже заметили что-то из перечисленного, скорее всего, с переменами вы уже опоздали. 

На Западе широко известна концепция continuous improvement, или постоянное совершенствование. Данное понятие пришло из Японии и позднее перекочевало в менеджмент в США и в Европе. Так вот сегодня continuous improvement сменился на continuous transformation - постоянный стабильный процесс трансформации. Это не то, что должно применяться как кризис-менеджмент в определенные моменты. Постоянная трансформация становится нормальным бизнес-процессом. 

Теоретикам здесь не место

Больше всего возможностей для инновационного развития и одновременно с этим больше всего угроз для «классического» бизнеса представляется в сферах, где появляются новые бизнес-модели, которые вытесняют консервативные компании. В отраслях, где еще нет такого инновационного бума, «поймать волну» и стать лидером куда проще.   

Тем не менее, внедрение инноваций и желание что-то поменять не приведет ни к чему хорошему, если нет четкого понимания, какова цель этих изменений. Инновационные технологии, новые бизнес-модели и методы управления выступают лишь инструментами для достижения поставленных целей, а не являются самоцелью. Очень  важно уметь разбираться в инструментах, и не пытаться забивать гвоздь лопатой, что при особом желании, конечно же, можно сделать. Однако без практики научиться этому невозможно. По аналогии с тем, как нельзя сесть за рояль и сыграть симфонию, изучая ноты лишь на бумаге. 

«Наиболее результативным является практическое изучение бизнес-подходов и инструментов, разбор реальных кейсов, по итогам которых можно получить четкий и измеримый результат», - рассказал декан факультета“Трансформация и коммуникация изменений” школы MACS Эдуард Жучков. 

В ходе прохождения программы студенты учатся диагностировать проблемы и выявлять точки роста компании, подбирать необходимые механизмы и инструменты для трансформации, грамотно планировать ресурсную базу для осуществления изменений и многому другому. Но самое важное, что все soft и hard skills, приобретенные во время обучения, будут универсальными и могут быть применены в любой компании даже спустя время.

Личная точка роста

В иностранных вузах change-менеджмент входит в обязательную программу бизнес-курсов университетов. В России управлению изменениями в высших учебных заведениях пока уделяют слишком мало времени. В результате сегодня на отечественном рынке  наблюдается дефицит специалистов, умеющих работать с изменениями — на всю страну их не более двух сотен.

Люди, которые занимаются изменениями или чей род деятельности связан с ними, чаще всего вышли из совершенно разных сфер – IT, marketing, HR, business development & corporate strategy. Специалистов, которые обладают необходимым набором hard skills и soft skills и имеющий реальный практический опыт, а также реализованные кейсы, успешные и нет, (что немаловажно) — не более трех десятков. 

Специалист в сфере управления изменениями отличается от обычного менеджера стремлением к постоянному движению, желанием регулярно применять в работе новые инструменты и стараться делать это максимально эффективно. Помимо прочего, профессионал в сфере инноваций и трансформаций должен быть сильным коммуникатором. Правильная коммуникация - это ключевой элемент, от которого зависит успешность трансформации в целом.

Новый этап изменений

Умение профессионально управлять изменениями позволяет сильно продвинуться в карьере и перейти в высшие эшелоны бизнеса. Сейчас департаменты инноваций, как правило,  состоят из нескольких человек, поскольку один специалист не имеет всего набора необходимых компетенций. Обученный профессионал в сфере изменений способен заменить нескольких сотрудников. 

Сегодня существует лишь два способа стать специалистом в сфере трансформаций и инноваций: получить опыт управления изменениями на практике, набивая шишки и “собирая” грабли самостоятельно, будучи на топ-позиции, либо попробовать это в рамках практической обучающей программы. После прокачки навыков на разных кейсах, формируется новое видение бизнеса — как технически, так и ментально. Такой специалист учится видеть компанию глазами собственника или руководителя, стремится к постоянному совершенствованию и не боится изменений как в личном, так и в профессиональном плане. 

Чем больше развиваются технологии и меняется рынок, тем выше спрос на профессионалов в управлении изменениями. Владение навыками внедрения инноваций и трансформаций уже давно вошло в категорию must have для руководителей компаний любых масштабов и направлений на Западе. В России эта тенденция только начинает формироваться, однако у нас нет достаточного количества профессионалов, готовых справляться с ней на должном уровне. 

Однако таким специалистом можно стать: в школе коммуникаций MACS открыт набор на программу «Трансформация и коммуникация изменений». Записывайся на собеседование 26 октября и пройди профессиональную подготовку в области управления трансформацией, изменениями и корпоративными инновациями.