Все записи
16:44  /  28.06.19

878просмотров

Национальный интеллект: какое место занимает Россия в мировых рейтингах образования?

+T -
Поделиться:

Российское образование часто недооценивается — особенно когда Times публикует свой мировой рейтинг вузов, в котором наш великий и могучий МГУ находится на 199-й строчке. Однако помимо этого списка, который у всех на слуху, существуют более глубокие, системные исследования, которые определяют уровень знаний школьников и старшеклассников — и здесь Россия занимает лидирующие позиции по математике и естествознанию. Чтобы качественно сравнивать педагогические системы разных стран, сначала необходимо выяснить, какие результаты дает каждая система и, следовательно, какая из них наиболее эффективна.

TIMSS

TIMSS  — международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования (аббревиатура TIMSS расшифровывается как Trends in Mathematics and Science Study). Исследование изучает, насколько хорошо в начальной и средней школе (4 и 8 классы) знают математику и естественные науки.

Сравним успеваемость российских школьников с Англией и Китаем (Гонконг, Тайвань).

Математика, четвертые классы:

○     Россия — 7 место в мире со средним баллом 564 из 1000.  Качество образования практически непрерывно улучшается. С 2003 года до 2015 средний балл возрос с 532 до 564 (на 32 балла!) 

○     Англия —  10 место со средним по стране баллом 546, что на 18 баллов меньше России. Результаты в Англии стабильно улучшаются, они возросли на 62 пункта с 1995 года.

○     Гонконг —  2 место в мире с 615 баллами в среднем. Гонконг входит в тройку стран, которым единственным удалось показать результат, превышающий 600 баллов (две другие — Сингапур и Южная Корея).

○     Тайвань — 4 место с 597 баллом в среднем

Лидирует же в этом списке Сингапур — первое место в мире со средним баллом 618 из 1000.

Математика, восьмые классы:

○     Россия — 6 место сосредним баллом 538 из 1000. Динамика качества образования положительная. Средний балл восьмиклассников по России за 8 лет возрос на 30 пунктов.

○     Англия — 10 место со средним баллом 518 по стране(что на 20 баллов меньше России). Динамика положительная, показатели выросли на 20 баллов.

○     Китай — 3 место со средним баллом 599 по стране, что на 61 балл больше России и на 81 больше Англии. Показатели колеблются, но в целом динамика положительная.

○     Гонконг — 4 место в мире со средним баллом 594. Показатели колеблются: за период с 2003 по 2007 наблюдалось ухудшение качества образования, но, похоже, проблема устранена, и на данный момент показатели выше, чем изначально в 1995 году. Они выросли на 8 пунктов.

На первом месте снова Сингапур с показателем 621 балл — это страна, в которой результаты улучшаются от класса к классу.

Естествознание, четвертые классы:

○     Россия — 4 место с результатом 557. За 8 лет показатели улучшились на 41 балл.

○     Англия — 15 место, 536 баллов. Этона 33 балла меньше результатов российских школьников. По сравнению с 2003 годом, показатели упали на 4 балла.

○     Гонконг — 5 место с 557 баллами

○     Тайвань — 6 место с 555 баллами

Первое место у Сингапура — средний балл 590.

Естествознание, восьмые классы:

○     Россия на 7 месте с 544 баллами

○     Англияна 8 месте с 537 баллами

○     Гонконг на 6 месте с 546 баллами

○     Тайвань на 3 месте с 569 баллами

Абсолютным лидером вновь стал Сингапур, где дети в среднем набрали 597 баллов.

Есть еще исследование TIMSS Advanced для проверки знаний 11-классников, которые углубленно изучают математику — здесь Россия лидирует.

○     Учащиеся, осваивающие программу на углубленном уровне, написали экзамен на 540 баллов, что вывело страну на первое место.

○     Учащиеся профильного курса набрали в среднем 485 баллов, что соответствует третьему месту среди всех стран.

 Если посмотреть на динамику, то средние баллы 11-классников значительно улучшились с 1995 по 2008 год, но в 2015 существенно снизились: ученики набрали баллов меньше, чем их сверстники в 1995 году. Это, наверное, может означать, что наша система стала менее конкурентоспособной относительно себя самой же, однако это не мешает России оставаться лидером в мире. Из естественных наук TIMISS Advanced исследует только результаты 11-классников, изучающих физику на профильном уровне. Здесь Россия занимает второе место со средним баллом 508. Любопытно, что в актуальном рейтинге Times лучшим вузом назван Оксфорд, а следом — Кембридж, хотя, как видно по данным TIMISS, Россия опережает Англию по уровню подготовки школьников по математике и естественным наукам.

PISA

Еще одним инструментом анализа знаний выступает Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся в средней школе (англ. Programme for International Student Assessment, PISA). PISA проверяет непосредственно уровень знаний, а также то, насколько школьники могут применять их в жизни. Согласно актуальному рейтингу (последнее исследование проводилось в 2015 году), Россия занимает 32 место в мире со средним баллом 487, а средний показатель по странам ОЭСР – 493 балла. Самые высокие результаты вновь продемонстрировали учащиеся Сингапура – 556 баллов, а вслед за ними — Япония, Эстония, Финляндия и Канада.

Результаты российских учащихся статистически значимо не отличаются от семи стран — Швеции, Чехии, Испании, Латвии, Люксембурга, Италии и Аргентины и выше результатов 35 стран. При этом есть и обнадеживающая тенденция: с 2006 года по 2015 год наблюдается повышение среднего балла российских учащихся по естественнонаучной грамотности с 479 до 487 (на 8 баллов). С одной стороны, могло быть и лучше. Но если сравнивать по баллам (средний балл в России 487, в США — 496, а в Италии – 48) — все не так безнадежно, тем более что исследования и проводятся не в последнюю очередь для того, чтобы выявить недочеты образовательной системы.

Результаты тестов позволяют определить дальнейший вектор развития российского образования с учетом сильных и слабых сторон, выявленных исследованиями. Например, сравнение результатов по естествознанию PISA и TIMIS показывает, что в средней школе показатели резко проседают — у четвероклассников успеваемость по этим предметам лучше, чем у восьмиклассников. А вот в области математики Россия удерживает сильные позиции, при этом ученики класс от класса только набирают очки в рейтинге, выводя нашу систему образования на первые строчки исследования. О чем свидетельствуют показатели по естествознанию и можно ли опыт сильной математической традиции перенести и развить на другие школьные дисциплины — вопросы, ответы на которые предстоит искать уже не в рамках международного исследования, а внутри нашей образовательной системы.