Все записи
01:31  /  11.12.19

3844просмотра

Почему российское математическое образование по-прежнему занимает передовые позиции в мире?

+T -
Поделиться:

Чтобы определить место российского школьного математического образования в современной мировой системе, необходимо сложить несколько показателей. Во-первых, изучить результаты международных тестов TIMSS и PISA. Во-вторых, принять во внимание историческую базу, на которой строится современное обучение математике в российских школах. В-третьих, учесть мнения практикующих учителей и экспертов. 

 

Результаты исследований обнадеживают и впечатляют

 Исследование TIMSS (англ. Trends in Mathematics and Science Study) проводится каждые пять лет с целью мониторинга качества школьного математического и естественнонаучного образования в разных странах мира. 

Тест PISA (англ. Programme for International Student Assessment), ориентированный на школьников до 15 лет, раз в три года оценивает уровень грамотности учащихся, то есть владение теоретическими знаниями, и умение применять эти знания на практике. 

 Средний балл школьников России по предметам STEM составил 14.5 по данным 2015 года, что весьма неплохо (аббревиатура STEM расшифровывается, как science, technology, engineering, and mathematics, и означает изучение и внедрение инновационных технологий, наряду с широким применением знаний в области естествознания). 

 Абсолютное лидерство в рейтингах TIMSS последние годы удерживает Сингапур.  Далее 4-5 места в среднем делят Тайвань и Гонконг (Китай). Россия входит в первую десятку, обойдя по качеству обучения в своих школах, например, Англию.

 Судите сами: по результатам среди учащихся начальной школы Россия занимает 7 место в мире, со средним баллом 564 из 1000 возможных. 59% наших четвероклассников достигли высокого и высшего уровня математической подготовки. И еще международные тесты свидетельствуют о том, что качество образования школьников в России непрерывно улучшается: с 534 баллов в 2003 году до 564 балла в 2015 году. Для сравнения, четвероклассники Англии заняли 10-е место в рейтингах, набрав 546 баллов; у сингапурцев 618 баллов (1 место в мире); у школьников из Гонконга в среднем 615 баллов; тайваньские дети заняли 4-ое место с 597 баллами. 

 По результатам трехлетнего исследования PISA китайские школьники из четырех, самых экономически развитых регионов страны (Пекин, Шанхай, Цзянсу и Чжэцзян) вышли в мировые лидеры по знанию математики и естественных наук, получив, соответственно 555 и 590 баллов. У российских школьников 479 и 478 баллов, это 27 место в рейтинге. 

 По результатам среди восьмиклассников Россия в 2015 году заняла шестое место в мировом рейтинге, набрав 538 баллов из 1000 возможных. Этим вполне можно гордиться, несмотря на то, что к восьмому классу результаты тестов у российских детей в обычных, среднеобразовательных школах ухудшаются относительно результатов российских младшеклассников (тот же тренд прослеживается и в Великобритании). Сделаем поправку на сложный возраст…

 Знания учеников старшей школы с помощью исследования TIMSS проверяются только среди учащихся специализированных физико-математических школ. В России ученики старших классов могут изучать математику на базовом, профильном и углублённом уровне (уровни расположены в порядке возрастания сложности). Исследование TIMSS Advanced показало, что российские ученики 11-х классов, углубленно изучающие математику (от 6 часов в неделю и больше), в 2015 году вышли на первое место в рейтинге, сдав экзамены на 540 баллов. Учащиеся профильных математических классов в РФ набрали в среднем 485 баллов, что соответствует третьему месту среди всех стран мира. 

 В целом же учащиеся российских спецклассов имеют впечатляющее преимущество перед «профильниками»: разрыв составляет 55 (!) баллов в пользу первых.

 Итак, согласно независимым международным исследованиям, российское математическое образование достаточно качественное. И на то есть веские исторические причины.

 

Откуда ноги растут?

 Чтобы понять уровень современного обучения математике в российских школах, имеет смысл сделать небольшой экскурс в прошлое.

 В 2004 году российский математик и педагог, профессор МГУ, автор учебников и пособий для школьников Игорь Федорович Шарыгин провел глубокое аналитическое исследование по формированию математического обучения в нашей стране. 

 Согласно мнению ученого, математическое образование в России эволюционировало постоянно, однако важнейшей чертой всегда был и остался принцип доказательности: в отечественных учебниках нет ни одной формулы без вывода. И этим российское математическое образование в корне отличается от американского. «Главным вопросом математической науки в РФ является «Почему?» – подытожил в своем труде профессор Шарыгин, а американского: «Как?» Отсюда и знаменитое «know how» (знаю как)». Школьников в России учат мыслить структурно, находить взаимосвязи между явлениями. 

 

Этапы образовательной эволюции 

 Профессор И.Ф. Шарыгин утверждает, что если индустриализацию в молодом СССР проводили люди, получившие образование еще до Октябрьской революции, то выход в космос, создание ядерного оружия и победа в Великой Отечественной войне были в чистом виде достижением науки и образования СССР. Все годы существования советской системы математика и физика развивались в отдалении от требований господствовавшей идеологии. Показателен следующий факт: советские школьники в 40-годах прошлого века изучали математику по учебникам А.П.Киселева, написанным еще при царе.

 С начала 20-го века в царской России сложилась жесткая по форме и высокая по уровню требований система конкурсных вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, и тогда же выстроились особенные правила подготовки к сдаче этих экзаменов. Появились подготовительные курсы при вузах и частные репетиторы, стала издаваться методическая литература. Эти принципы были переняты и Советским Союзом. В СССР система мат.образования была дополнена сетью специализированных математических школ и спецклассов.

 В 1960-1970-е годы хрущевская оттепель позволила сделать образование в нашей стране более практически ориентированным. Без математиков научно-технический прогресс и развитие промышленности, освоение северных земель, строительство сложной инфраструктуры ГЭС, железных дорог, электростанций, развитие сельского хозяйства и иных отраслей были невозможны. 

 Период с 1970 по 1985 годы заслуженно считается расцветом внешкольного образования в Советском Союзе. С учетом требования момента, педагогические работники в эти годы получили, наконец, возможность экспериментировать, разрабатывать авторские методики обучения и смело внедрять их в жизнь.

 Также в СССР была сильна практика внеклассной математической работы с одаренными детьми, созданная учеными-новаторами и педагогами-энтузиастами. Различные кружки, математические олимпиады, научные вечера, конференции, специализированные школы, летние учебные лагеря готовили детей к поступлению в лучшие математические вузы страны.

 

Математика может развиваться только в свободной голове

 В этом ракурсе любопытно также исследование российско-американского научного историка, доктора философии В.А. Геровича. В одной из своих работ автор утверждает, что советские специализированные физико-математические школы были разрешены правительством СССР с целью поднятия экономики, а стали «рассадником» диссидентства (инакомыслия), творчества и свободы духа. В этих школах культивировалась привычка критического мышления, глубокого анализа ситуаций. А ведь эти принципы шли в разрез с философией тоталитарного государства, навязывающего людям готовые формулы и решения. 

 Гонка за реформирование образования СССР началась в начале 60-х, когда вслед за президентом США Д.Эйзенхауэром, подписавшим закон об улучшении образования в ракурсе повышения национальной обороны, генеральный секретарь СССР Никита Хрущев тоже выпустил аналогичное распоряжение «об укреплении связей между школой и жизнью». Реформируя советскую среднюю школу, советские политики хотели решить проблему нехватки квалифицированной рабочей силы, поднять промышленность за счет повышения образования трудящихся, а вместо этого вырастили критически мыслящую элиту, усомнившуюся в верности правящей партии.

 Известные математики и интеллектуалы Андрей Колмогоров и Алексей Ляпунов представили чиновникам математические спецшколы, как испытательный полигон для новых школьных программ и безусловный двигатель прогресса. Острая нехватка специалистов по электронике и программированию заставила власти дать свободу новаторским идеям. И летом 1959 года Министерство образования СССР официально разрешило создание экспериментальных классов средней школы, специализирующихся на математике, физике и компьютерном программировании. 

 Феномен советских математических школ, по утверждению Геровича, заключался в том, что внутри жестко зарегламентированной системы образовался оазис нестандартно мыслящих личностей, обладающих внутренним чувством независимости. Эти «острова утопии» действовали по внутренним правилам, шедшим вразрез с советским обществом, вне официального дискурса. «Нельзя быть настоящим математиком, используя готовые шаблоны. Поиск истины подразумевает открытые границы восприятия и свободу мысли» - утверждает В.Герович. Еще более удивительно вот что: театральные и краеведческие кружки, движение бардовской песни и турпоходы тоже выросли из физмат школ. Оказывается, так называемые «лирики» были порождением игры воображения «физиков», что еще раз доказывает неделимость творческого и конструктивного начала человеческой природы.

 И хотя, с развалом СССР, Россия вступила в эпоху активных социальных трансформаций, системе образования удалось выстоять до сего времени. Вплоть до 2000 года в нашей стране выпускалось большое количество учебной, развивающей и научно-популярной литературы по математике для школьников. Огромная масса этих учебников и пособий используются педагогами и в наши дни. Распад Советского Союза в 90-х годах привел к реструктуризации индустрии дополнительного образования, что неожиданно дало импульс разнообразию преподавательских методик, постановке амбициозных целей и личностному росту учеников (Упс! Математика не убиваема сменой режима!)

 Многие гениальные программы российских математических школ, будучи переведенными на разные языки мира, нашли активное применение в странах Европы, в Америке и Канаде, во многом благодаря активности наших преподавателей-эмигрантов. Об этом мало говорят в прессе и на официальном уровне, поскольку «утечка» технологий образования и адаптация их на новой почве не подразумевают широких рекламных кампаний. Однако факт неоспорим: лучшие достижения российской системы математического образования сегодня  активно востребованы во всем мире.

 

Математика в условиях рынка

 В наши дни образовательные услуги в России предоставляются как государственным, так и неправительственным секторами. Количество детских учебных центров сокращается в рамках реформы по слиянию образовательных учреждений. В то же время, строятся новые государственные детские центры с современной инфраструктурой, например, детские технопарки «Кванториум». 

Негосударственный сектор в РФ сегодня развивается очень активно. Его рыночная доля увеличилась с 1,3% в 2015 году до 2,6% в 2017 году. Он предлагает платежеспособным клиентам такие услуги, которые недоступны в государственных учебных организациях. Кем финансируется внешкольное образование? – Родителями учеников, бюджетными и внебюджетными фондами. 

 Частные компании применяют для обучения детей собственные прогрессивные методики, объединяющие лучшие достижения как российской, так и зарубежных математических школ. Возросшие требования к поступлению в вузы и высокая конкуренция среди абитуриентов заставляет школьников не ограничиваться сугубо школьным курсом математики, находя креативных педагогов и новые, эффективные способы подачи материалов.

Итого: школьники в России имеют отличную возможность подготовиться к поступлению в отечественные и иностранные вузы на высоком уровне, учась в специализированных физмат школах, поскольку математическое образование не только не уступает зарубежному, но и превосходит его по целому ряду параметров.