Все записи
22:12  /  10.02.20

457просмотров

Российское образование в русле мировых трендов

+T -
Поделиться:

Образование подрастающего поколения – дело, безусловно, государственное, а не только инициатива коммерческих компаний и энтузиастов школы. Нашим детям придется после вузов включаться в работу всех отраслей экономики, а люди, поверхностно образованные, могут не справиться с управлением страной. Понимая высокую важность качественного преподавания наук и, в частности, математики, развитые страны мира активно работают над повышением эффективности педагогической системы, что отражается в международных рейтингах. Очевидно, что многие современные специальности требуют хорошего знания точных наук, а пробелы в этой области влекут за собой ограничение свободы человека в выборе будущей профессии.

По совокупным результатам международных и отечественных тестов, с 2000 года регулярно сканирующих уровень знаний учащихся наших школ и вузов (в частности, международных тестов TIMSS и PISA, а также всероссийских и региональных исследований качества среднего и высшего образования в РФ), выясняется, что по некоторым позициям Россия лидирует, а по некоторым – отстает. Лидерство проявляется в наших многолетних научных и педагогических наработках, в академической подаче информации, в следовании годами отработанным стандартам. А вот недостатки российской системы преподавания исследователи видят в нежелании отходить от привычных шаблонов, в боязни экспериментировать и соответствовать изменяющимся требованиям социальной среды. Меж тем, сегодня главное качество, необходимое для выживания человека в условиях современного мира – это высокая адаптивность, то есть способность приспособится к новым правилам жизни, новым гаджетам (на бытовом уровне), или к более сложному техническому оборудованию, алгоритмам функционирования (если дело касается профессиональной сферы применения знаний).

В тренде – широкий кругозор и партнерство

Сегодня от молодежи требуется умение отходить от привычных паттернов реагирования и генерировать новые идеи, с опорой на ранее полученные знания и опыт. Поэтому все современные мировые исследования обучаемости школьников и студентов направлены на выявление нестандартности мышления. К примеру, известное тестирование PISA проводится по трём блокам вопросов: чтению, математике и естественнонаучным дисциплинам.Каждые три года в исследовании участвуют примерно 5 000 подростков в возрасте 15 лет из разных регионов России. Когда дело касается привычных, изученных в школе областей, наши дети демонстрируют уверенные ответы. Но как только попадаются нетипичные задачи, они отказываются включать воображение, выходить за рамки привычного. К примеру, тестом PISA школьникам предлагалось обеспечить рентабельность экспериментальному рыбному хозяйству с тремя большими бассейнами, в которые соленая вода закачивается из океана через фильтры. В одном из резервуаров требуется выращивать морского языка, в другом – морских червей для питания моллюсков, в третьем – микроводоросли и траву, поглощающую отходы жизнедеятельности живых организмов. Нужно было понять и рассчитать, какую живность в какой бассейн логичнее посадить. Младшим школьникам несколько лет назад тесты PISA предлагали самостоятельно, интуитивно освоить модель МР3-плеера, когда эти устройства только входили в обиход. В последнее время в тестах появляется все больше интерактивных заданий, направленных на наблюдение за каким-то объектом, и требующих описать функционал непонятного ребенку устройства. Как видим, в решении таких задач невозможно обойтись одними математическими расчетами. Требуются не только алгебраические навыки, но и знания из области географии, биологии, физики, обществознания, медицины, словом – широкий кругозор, современные представления о мире, природе, технологиях. Российские дети удивлены уже самими условиями таких задач, на стыке разных дисциплин, и подчас не знают, как подойти к их решению.

Также, следуя требованиям рынка, с 2015 года исследователи PISA стали все чаще предлагать детям в разных странах коллаборативные задания, требующие командной работы и совместного поиска ответов группой тестируемых. При этом детская команда может обратиться к виртуальным помощникам, помогающим анализировать и решать поставленную задачу. Тут уже от детей требуется выбрать руководителя проекта, правильно распределить функции между членами команды, продемонстрировать слаженное взаимодействие, включить групповое сознание. Чтобы с успехом проходить описанные выше испытания, нужно развивать у детей познавательные навыки, умение действовать без оглядки на привычный опыт, побуждать ребят анализировать, рассуждать и не бояться рисковать в поисках решений сложных задач. Российской образовательной системе требуется уходить от типологий, делать ставку на творчество и получение детьми практический знаний.

Пока что качество преподавания математики в России по-прежнему достаточно высокое. В доказательство данного утверждения приведу отзыв Дмитрия Шноля, заведующего кафедрой математики в школе «Летово»:- отечественная математическая школа остается, слава богу, одной из лучших в мире. Я совсем недавно имел разговор с преподавателем, англичанином по происхождению, который работает сейчас в Высшей школе экономики, и он на все мои вопросы, как он может поучаствовать в нашем проекте, мило улыбался и говорил: «Чему я могу вас научить? Русская школа такая прекрасная! У нее такие потрясающие студенты! Я никогда не видел такой силы студентов в Англии. Вы должны учить весь мир!» В ответе педагога содержался дипломатический комплимент, но объективно стоит признать, что русская математическая школа по-прежнему сильна обучением одаренных и мотивированных детей.

Не стоять на месте

Кратко резюмирую суть: российская система преподавания в целом отвечает вызовам времени, однако кое-что требуется поменять, и побыстрее. Чтобы повысить результативность обучения математике, необходимо минимизировать применение методических подходов, ориентированных на заучивание формул и неосознанное, «на автомате» усвоение знаний. Пора уже сделать ставку на формирование у школьников умений, связанных с повседневной жизнью, использовать более рациональные обучающие алгоритмы.