Все записи
13:07  /  15.12.20

1256просмотров

Новая этика 2020

+T -
Поделиться:

2020-й, хоть и был годом достаточно неприятным, но как период любой пандемии подтолкнул мир к скачку в развитии - и не только по части бизнеса. 2020-й стал годом новых привычек и новых представлений об этике. Негоже прилететь с островов и не сдать ПЦР-тест, нехорошо сопеть рядом с пожилыми людьми без маски, странно мять всем руки широким рукопожатием. Все задались вопросом о необходимости встреч, осознали плюсы (и минусы) удаленной работы и освоили российский туризм. 

Но помимо особенностей, продиктованных годом, явственно выкристовались и привычки, не обусловленные эпидемиологической ситуацией. Почему-то именно в этом году стало возможно говорить про массовое внимание к вопросам экологии, которые в рамках города выразились в готовности жителей сортировать мусор и сдавать вещи во вторичную переработку. Появились операторы, готовые организовать экологичные процессы в доме, в офисе и в бизнесе. У нас на «Хлебозаводе» и «Красной стреле» за эти процессы настраивает компания «Эколайн», отвечающая за вывоз, сортировку и утилизацию отходов.  

В смысле вторичной переработки пионеры российского рынка - H&M, которые несколько лет активно продвигают экологичную линию Conscious и проводят программы по сбору ненужных предметов одежды. И если раньше кассы с контейнерами были пусты, то сейчас каждый второй приносит что-то в переработку. 

Логичным развитием тренда на осознанное потребление стало появление диджитал-одежды - предметов гардероба, представленных только в трехмерном или анимированном виде. По результатам опроса банка Barclays, проведенного в 2018 году, каждый десятый покупатель приобретает вещи исключительно для создания контента, а не потому что ему холодно, или из-за размеры катышек на его свитере пугают людей. 

Чтобы «надеть» цифровой наряд, нужно сфотографироваться и наложить выбранную 3D-модель. «Наложением» занимается магазин диджитал-одежды, которому пользователь отправляет фотографию. На этом микро-рынке мелькает много имен из России - Регина Турбина, Алена Ахмадуллина, Replicant.fashion. Самое дорогое цифровое платье на данный момент — Iridescence — стоит 9 500 долларов и существует в единственном экземпляре. 

Вместе с вниманием к осознанному потреблению отфиксировалась привычка про благотворительность и помощь социальным проектам. Сейчас вы можете выбрать любую сферу, которая кажется близкой или важной, и направить туда пожертвование любых размеров. Это может быть помощь детским хосписам, детям с ДЦП, а может и что-то менее очевидное: есть например проект «Киношкола без границ», который помогает людям с ограниченными возможностями заниматься творчеством, проект «Ночлежка» из Санкт-Петербурга - благотворительная организация, которая кормит, обогревает, помогает с документами, работой, оформлением инвалидностей, пособий, устройством в интернаты, с поиском родственников и отъездом домой, оспариваем незаконных сделок с недвижимостью и защитой права людей без дома и регистрации. 

В этом смысле сознательно начали действовать не только частные персоны, но и большой бизнес. Например, у Сбербанка есть совершенно блестящий образовательный проект «Учитель для России», который дает возможность детям из регионов учиться у молодых специалистов, которых очень мало в профессии из-за размера зарплат. Выпускники и профессионалы из разных сфер в течение двух лет работают учителями в простых школах, обеспечивая равенство образовательных возможностей для детей из регионов России. Фонд обеспечивает доплаты их зарплатам. 

В индустрию социальных проектов приходят новые имена и люди, которые формируют устойчивое развитие проектов и выстраивают диалог с бизнесом и государством. 

В 2020 к Всероссийскому образовательно-спортивному проекту «Самбо в школу» присоединились эксперты по социальным инновациям Туйаара Кычкина и Евгения Гержан и возглавили управляющий фонд, который был создан для устойчивого развития проекта и создания доступной спортивной среды для школьников по всей России. Команда фонда заложила основу для инноваций и масштабирования проекта, которые призваны решить его основные вызовы. 

Изменилась и сама реализаций социальных проектов. Создание фонда под проект — распространенная практика для обеспечения устойчивого развития социальных проектов. Она предполагает, что непосредственная деятельность проекта остается за командой, реализующей его, а управление финансами и инвестициями, маркетинг и стратегическое развитие берет на себя фонд. Каждый сфокусировано занимается своим делом, улучшаются показатели работы, достигается больший социальный эффект. Это не так уж сильно отличается от традиционного бизнеса: вы должны знать, кому вы на самом деле продаете/помогаете, в чем ваш «продукт» и кто конкретно за какую его часть отвечает.