Все записи
10:29  /  1.04.20

213просмотров

Истинный символ веры. Ко дню рождения Дягилева

+T -
Поделиться:

А ведь недалеко ушло время, когда о нём забыли…

Словно его и не было. Но вдруг фигура Сергея Павловича Дягилева стала вырисовываться всё ярче и ярче, выросла до необыкновенных размеров:

«Дягилев сыграл огромную роль в истории русского и мирового искусства», — считал хореограф М. Фокин.

«С. П. Дягилев был живым воплощением даровитости нашего народа», — утверждал художник М. Нестеров.

«Заслуги Дягилева в области истории русского искусства поистине огромны», — писал искусствовед И. Грабарь.

В юности Дягилев увлёкся творчеством художников-передвижников, собирал картины Перова, Крамского, Шишкина. Верил, что от них идёт ярко выраженное национальное течение в русском изобразительном искусстве, которое нам завоюет место «среди европейского искусства».

С. П. Дягилев первым из отечественных критиков поддержал Бакста, Бенуа, Малютина, Малявина, Остроумову-Лебедеву, Юона и других; основал и возглавил художественный журнал «Мир искусства», учредил творческое содружество «Мир искусства».

Это он, Дягилев, познакомит европейскую публику с лучшими российскими композиторами, артистами, художниками, проведя в Париже цикл Русских исторических концертов — Русские сезоны.

Самозабвенно верил в наш народ, в наше великое предназначение.

Был убеждён, что ещё не раз сослужит службу Родине:

— Мы для всего света теперь нужны, — говорил С.П., — и до слёз обидно, что свои, русские, не видят той работы, которая производится тут же, у них под боком!

Чрезвычайно много ездил по стране, знал всё самое ценное в национальном художественном, балетном и оркестровом искусстве, был знаком с лучшими, гениальными представителями родной земли, интересовался ими, пропагандировал их.

Так было с Чайковским, Шаляпиным, Рыловым, братьями Васнецовыми.

«Близким, милым поэтом, самым нам близким во всём русском музыкальном творчестве, — называл Дягилев П. И. Чайковского: — Любовь к нему стала ещё дороже, как воспоминание чего-то прошлого, пережитого». — В дягилевских концертах часто звучали оперные и симфонические партитуры великолепного, блестящего русского композитора.

Восхищался Дягилев искусством Ф. И. Шаляпина — приглашал его участвовать в Русских сезонах в Париже. Певец должен был выступать в концертах, операх Мусоргского, Бородина, Серова.

Спустя многие годы Дягилев припомнил такой эпизод:

«Накануне представления «Бориса Годунова» ко мне в номер гостиницы пришёл Шаляпин.

— Сергей Павлович, — сказал он, — где бы я мог у вас лечь? Я не могу один оставаться у себя в номере в преддверии такого дня.

У меня стоял маленький диван. Огромный Шаляпин свернулся на нём клубком и уснул.

На следующий день после представления мы безостановочно ходили с ним по бульварам, и Фёдор без конца восклицал:

— Я не знал, что мы сделаем, но сегодня вечером нам кое-что удалось.

«Успех концерта был солиден», — скромно писал впоследствии Шаляпин.

На самом деле успех был фееричен, триумфален! Шаляпин привёл всех в восторг, его называли выдающимся, гениальным артистом, величайшим трагиком современности».

«Он был прекрасен во всех концертах и спектаклях, поставленных Дягилевым», — вторя Сергею Павловичу, восторгался Шаляпиным А. Н. Бенуа, один из основателей художественного объединения «Мир искусства». 

«…Был такой случай, — рассказывает художник А. А. Рылов: — Работал я дома в своём любимом крестьянском азяме, на ногах белые валенки. Вдруг входит шикарный Дягилев с цилиндром в руках, просит дать что-нибудь для выставки. Ничего подходящего для «Мира искусства», казалось, не было у меня. Но он и слышать не хотел и выпросил небольшую картину «Финляндский поток» и два пастельных пейзажа; затем сам стал рыться в пыльном складе со всяким хламом, в моём чулане, и вытащил грязный эскиз к «Зелёному шуму». Мы буквально вырывали его друг у друга. Пришлось согласиться…

…Летом, в деревне, близ Вятки, я получил заграничный пакет с извещением об избрании меня действительным членом выставки Осенний сезон в Париже: Дягилев устроил отдел русской живописи и отправил туда “Зелёный шум”».

И вот выставка открылась. А. А. Рылов идёт к «Пассажу», встречает С. П. Дягилева, и тот с радостью сообщает, что «Реку Вятку» купила Третьяковская галерея!

В одном из номеров журнала «Мир искусства» А. Бенуа отмечал «серьёзность» в работах Рылова, писал, что у него настоящая душа художника: «это человек, имеющий личное, своеобразное, вдумчивое и сосредоточенное отношение к природе». — Думаю, С. П. Дягилев был с этим полностью согласен.

А. А. Рылов заключает свои воспоминания о Дягилеве такими словами: «Дягилев был замечательным пропагандистом русского искусства за границей. В Париже он устроил настоящий праздник, грандиозное торжество русского искусства, организовав при Осеннем салоне русский отдел живописи, показав Парижу русскую оперу с Шаляпиным, декорации Головина, Рериха и русский балет с Карсавиной, Павловой и Нижинским, с декорациями Бенуа, Бакста. Прямо, можно сказать, ошеломил французов постановками и музыкой наших композиторов — Бородина, Мусоргского, Стравинского. А как Дягилев умел оформлять выставки! Сергей Павлович умел подать произведения художникам так, как этого не мог сделать сам автор». 

С. П. Дягилев внимательно следил за творческой эволюцией А. М. Васнецова. Вот как он оценивает картины Аполлинария Михайловича на передвижной выставке 1897 года:

«А. Васнецов в этом году особенно хорош. Он вообще очень неровен, и, наряду с прекрасными вещами, у него встречаются полотна очень скучные. Так и на выставке — «Последний луч» и «Пасмурное утро» прекрасны, очень интересно задуманы и новы по настроению — другие вещи значительно слабее. Главный недостаток этого мастера, что он однообразен в тонах».

В 1900 году Дягилев решил устроить экспозицию в музее Штиглица в Петербурге; приглашает к участию в ней Врубеля, Малявина, Бакста, Бенуа, Нестерова и других художников.

Ему очень хочется поместить в экспозиции произведения А. М. Васнецова.

Дягилев пишет художнику: «Добрейший Аполлинарий Михайлович! Ещё раз я убедительно упрашиваю Вас выставить «Москву». Я видел панно («Сказка о рыбаке и рыбке») и нахожу его очень интересным, но не скрою, что весьма предпочитаю «Москву». Нынешняя выставка выходит особенно «русской». Ваш триптих был бы особенно ценен именно на этой выставке. Поддержите и помогите. Ваш Сергей Дягилев».

Выставка имела немалый успех. «Какой-то светлый праздник искусства! — вспоминала Остроумова-Лебедева. — Дягилев с присущим ему организаторским талантом и, как всегда, с большим вкусом устроил её».

А. Васнецов был членом общества «Мир искусства». Журнал не раз репродуцировал его работы, писал о художнике. Васнецов участвовал в его выставках. Конечно, не со всеми установками мирискусников, тяготеющих к модерну и символизму, Аполлинарий Михайлович соглашался: всё-таки внутренне он ближе реалистам — передвижникам: Репину, Поленову, Саврасову.

А. М. Васнецов был убеждён, что живопись будущего не станет продолжением того рода искусства, которое принято называть декадентским. Этот элегантный и заманчивый цветок не несёт в себе плодотворных семян для родного искусства. Он отцветёт, не успев раскрыться. Будущее — за реалистическим искусством. Оно станет достоянием общества, могучим рычагом умственного и нравственного развития народа. Оно унаследует вечные основы — традиции, завещанные великими художниками предшествующих эпох — Веласкесом, Рубенсом, Рембрандтом, Левитаном, А. Ивановым.

Комментировать Всего 1 комментарий

Дягилев! Я сомневаюсь, что ему есть памятник где-нибудь в России сегодняшней. Но с каким почтением к нему на Западе относятся. Как ценят в Париже, в той же Америке. Простите Христа ради, Игорь, что я упоминаю тут свою книгу "Дерзкие параллели" - но как умолчать, если герой её, князь Лобанов-Ростовский, собиратель русской театральной живописи, князь Никита Дмитриевич в буквальном смысле прожужжал мне все уши, рассказывая о Дягилеве. Я столько знаю о нём. Распирает:). Дягилев был посредником между Россией и Западом. Только в 1972-м году в 18 музеях США и двух в Канаде прошла  выставка "Дягилев и русские театральные художники"...И ещё много чего. Великий Дягилев! Истинный русский патриот. Какое своевременное эссе. Как же  хочется повернуть в эту сторону гордость русского человека за свою страну...

Эту реплику поддерживают: Игорь Попов