Все записи
МОЙ ВЫБОР 19:29  /  6.01.21

44просмотра

Заливная рыба с просроком. Почему «Ирония судьбы» тревожит нас как никогда раньше

+T -
Поделиться:

Рязановская комедия (хотя в титрах: трагикомедия) победно прошагала по припорошенным снежком голубым экранам страны рубежа 2020—21-го. В который раз взбудоражив Сети, паблики, ютубные комменты etc.

Что случилось? Что творится с нашим восприятием, ежели «столетняя» пыльная картина вновь и вновь заставляет нас, журналистов, браться за перо — в попытках обрисовать сей странный русско-советский («облико морале») феномен: навроде эффекта «Барбары Стрейнз…» — тьфу ты! — «Барбары Брыльской».

Да, Брыльская — чувиха яркая, породистая, слов нет. Мягков — красауэц. (Типа нашего вездесущего жеребца-Петрова. Как в 2000-х — «братан»-Безруков.)

Но — сколько же можно-то!! Неужели не надоело? 

А вот тут, дорогие товарищи, — придётся поподробней… 

Действительно, нынешний телепраздник отличился особым наплевательством к зрителю.

Древние записи из мезозоя, старые затёртые аншлаговские шутки, неинтересные сюжеты. Всё те же до колик в печёнке надоевшие клоуны-певцы-трусы́.  

[Многие восхищаются ургантовским итальянским «вечером». Я, по правде, его не понял. Очень всё показалось солоно-приторно. Фальшиво-дурно сыграно. Будто коряво содрано с чьего-то чужого плеча: ведь не все певцы хорошие артисты. И наоборот.]

Но не суть… 

Это было всегда — новогодняя тягомотина. Лишь бы дотянуть до конца каникул. Лишь бы заполнить сетку вещания. Антикварные фильмы, истасканные сюжеты. Всё как обычно. Но…

Нынешний пандемийный новогодне-рождественский «отдых» предательски отличается от предыдущих тем, — что все мы невольно заперлись в определённых обстоятельствах: — связанных с самоизоляцией.

И если раньше нам было прям-таки плевать с высоты Эйфелевской башни на все эти гомо-кривлянья под останкинской фальшлуной. То сегодня — волей неволей мы оказались зрителями того, что давным-давно променяли на Инет: Rutube, Амазон, торренты и т.д. Ну, — на то, что посвободней, поживей-поинтересней. Да и почестней: «…воленс-ноленс, в скотину вырождаешься, ибо желаний много, а где исполнить их, где возможно прельститься, возрадоваться и тем скоротать время…» — писал В. Личутин в романе «Скитальцы» (1986 г.).

 [Разве что кроме совсем уж старшего поколения. Для которого «Эта Весёлая планета»-1973 и «Карнавальная ночь»-56 не диковинки, — а реальная часть большой насыщенной социалистической жизни.]

И вот — все мы, взявшись за руки: — утомлённо внимаем под оливье с шампусиком «Иронии». Потом усердно начинаем скидывать эмоции от (в стотысячный раз) просмотренного — в Сеть. И что видим?

А видим мы — дикую разнузданную грызню. Причём — идущую в оба края. И в сторону «проклятого» СССР. И наоборот — в сторону доставшей сегодняшней «либеральной» (в кавычках) капиталистической эРэФ.

То есть прикиньте. Собственно, тихие споры о (непритязательном, в принципе) совковом фильме медленно и непреклонно перетекают в глобальные распри о мироустройстве вообще. И — конститутивной «правильности» нынешней России в частности. Нет?

Да, — скажу я вам.

О чём это говорит?

Отвечу… Куда деваться. Отвечу.

…У меня есть приблудный уличный пёс. Мы с женой спасли его от голодной смерти — приютили-согрели-накормили.

Т.е. полжизни он ошивался по помойкам. Теперь же — живёт себе поживает, ни в чём не нуждается. Набрал жирку, солидно пополнел. Ну, в общем, всё нормально с Ушастиком: остаток дней проведёт «по-человечески». Но…

На каждой прогулке пёс интуитивно не пропускает ни одной мусорки, ни одной урны, — пытаясь непременно заглянуть туда. Урвать кусман какой-нибудь выброшенной, никому не нужной еды. Так же и мы…

Нас, — тех наивно-советских комсомольцев, — вроде как пригрели-приютили непонятные «люди в чёрном». Выдавшие, затем забравшие у нас ваучеры. Обнулившие наши накопления в «чёрные» вторники, четверги, всякие «павловские» реформы. Взявшие последнее в 98-м. Щедро завалив кредитными тачками, хатами, лофтами, LED-TV — в 2000-х. Ласково пообещав огромные зарплаты, пенсии к 2020-му. Незаметно-нежно отодвинув от нас долгожданный пенсионный отдых на 5 лет вперёд — туда, ввысь. В блаженно-рождественскую даль. Для кого-то недостижимую…

И знаете, почему мы так неизбывно яростно вглядываемся в телевизор этим праздничным днём? (Как сытый пёс по привычке рыщет, чего бы урвать съестного.)

Да потому что вся колода карт — предыдущие годы, десятилетия, ожидания-надежды и вера в чудо, и вера в сказку, замешанные на громких ТВ-обещаниях: — по-игровски сошлись вдруг в некий казиношно-кидковый роял-флеш. Шок-постижение того, что всё происходит ровно так, — как происходило тогда. 50 лет назад! В «треклятом» прошлом.

Оливье и заливная рыба, и мамина однушка, и супер-пупер ипполитовская машина «тройка»-ВАЗ — всё это маркеры тривиально-«счастливого» совкового бытия. Маркеры обыденности, — у которой не было в анамнезе трагического финала. Не было ощущения обрушения всего и вся.

Оттого что квартиры — вручались бесплатно. Беспроцентный кооператив — пожалуйста! Медицина — бесплатная — нате. Образование тоже. ВУЗ — тоже. И 150 рэ в проектном институте — будут по любому. Плюс отпуск-Крым-социалка, тринадцатая з/та: с весёлой положняковой пьянкой в Доме культуры.

И мало кто в СССР задумывался (некогда же), что где-то существует другая жизнь.

Богатая. Высокая. С дорогими бриллиантовыми нарядами и «мягкими» загранпоездками в «СВ». Драгоценными подарками. Импортным шмотьём на любой вкус. С забугорными спец-киносеансами для приверед. И т.д. и т.п. Богема, в общем: почти как в недоступной «быдлу» киноленте — «В джазе только девушки».

Всё было прикрыто патриотически-песенной пеленой — бравадой… Точнее даже, неприступной стеной. Куда не подтянуться по-пацански на руках — не заглянуть. Не перепрыгнуть.

Две жизни — там и тут. Две судьбы — за забором и перед ним.

Два мира: мир советской номенклатуры, приближенной к телу, — и, собственно, народ. Готовящий к очередной красной дате первое-второе-жаркое. С трудом, — переплачивая втрое: — достающий из-под полы мебель-бритвы-платья-духи.

И вот — внезапно во вчерашней «Иронии судьбы» мы чувствуем — иронию дня сегодняшнего.

Снова, как в достославном СССР, видим эти удивительно несоприкасаемые круги вселенной. Кремлёвский — и реальный наш. «Чумазый», — как изрекал Павел Петрович из михалковской «Неоконченной пьесы для…».

Видим тщетное «ползание» здесь, на земле. И их полёт там, в небесах обетованных: с лебедями-стерхами. На личных джетах с улыбающимися собачками. Тем более что информацией мы обладаем вдесятеро больше, чем Женя Лукашин с добрыми друзьями-алкашами.

Мы смотрим ютуб-видосы про яхты-самолёты-часы-дворцы. В ответ явственно слышим враньё про «дворцыненашичасыподарены». Притом мы знаем, что все эти богатства-изумруды — не руками добыты. А — лишь близостью к башням. Как тогда.

Только тогда мы объективно не могли знать про брежневские афёры с хлопком, золотом, икрой. Про хитрые коррупционные договорняки с Шеварнадзе-Рашидовым-Набиевым. Не ведали, что абсолютно всем, — по лозунгам-плакатам-учебникам принадлежащим народу: — шла ожесточённая торговля со всем честны́м свободным миром. Жадно набивая партийный карман.

То же самое — сейчас.

Только народ, — в отличие от совковых доисторических предков: — это лицезрит воочию. Сочиняя мемы, демотиваторы, анекдоты-поговорки: типа «Бабка молится — яхта строится». Склеивая разоблачительные ролики, целое кино — короткий метр. Монтажируя шумные аудиоразоблачения. С диким ужасом осознавая, что в действительности проистекает внутри — и вовне страны. Отчизны «оттич и дедич».

Отсюда — взрывной интерес к тому косыгинско-брежневскому застойному «чуду». Пристрастие к простым неглупым лицам с их простыми запоминающимися фразами. Их несложным просчитываемым, незлым поступкам (ну, подумаешь — напился человек, ничего не помнит). Незатейливым песням. К великой Пугачёвой, в конце концов. Дай бог здоровья Примадонне. Переживёт и «это»…

Отсюда — возникшая из ниоткуда дискуссия об «Иронии». Причём иронии в обоих смыслах. Из той забытой жизни. И — наших сегодняшних перипетий — иронии в квадрате. В кубе.

В коей мы смеёмся не над чудаком-Лукашиным, — а над горемычными самими собой. В несчётный раз облапошенными. Как в напёрстки-колпачки на утлой привокзальной дощечке.

Не над потерявшим пассию Ипполитом. А — над потерявшим веру свою за столько бесцельно прожитых лет — русским людом. Уразумевшим, что щедрой рукой брошенная сверху «заливная рыба» — в виде бесчисленных костюмированных телешоу: — фейк, подстава и голимое враньё. Ложь.

Да ещё с нехилым душком нехилого «просрока». С Рождеством.

Эхо Москвы

Комментировать Всего 6 комментариев

А чо подзамОк? Сами или цензура?

Эту реплику поддерживают: Игорь Попов

цензура. тексты признаны матерщинными. в прошлом тексте про Ахматову поставил стих "Вам" Маяковского. (причём с обрезанным "плохим" словом. тем не менее...)

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

прошлом тексте про Ахматову

эх, а я пропустила(( пойду посмотрю))

Текст мощный, жалко что не открыт. Ну ничего, на Эхе лежит спокойненько.

Прекрасная апология бродячих собак)) и это стихотворение во всех энциклопедиях лежит без купюр, вместе с "плохим словом". А Маяковский там - это прям Бабченко из прошлого века, грешно его запикивать. Ну да что поделать.

Эту реплику поддерживают: Игорь Попов

это дикое какое-то бескультурье - запикивать Маяковского. при том что у меня уже было запискано: б...ям. но и этого оказалось мало