Все записи
17:49  /  29.05.19

298просмотров

«Административные барьеры не идут на снижение»

+T -
Поделиться:

Общественная палата разработала рекомендации в Правительство по регулированию рынка оценки соответствия

В последнее время, одной из наиболее актуальных тем, которую транслируют СМИ является снижение административного давления, в частности, на малый и средний бизнес. Причем эта тема вполне себе четкий и ясный посыл от высшего руководства страны. Однако, к сожалению, на практике происходит обратное. Но, обо всем по порядку.

В конце прошлого года Федеральная служба по аккредитации (ФСА) обнародовала свои намерения по кардинальному изменению положения дел на рынке сертификации. На сайте, предназначенном для общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов был размещен Проект постановления Правительства Российской Федерации. Данным нормативным актом предлагается утвердить «Порядок и основание принятия национальным органом по аккредитации решения о включении аккредитованных лиц в национальную часть единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и об их исключении из него».

Этот «шедевр» вызвал неоднозначную реакцию со стороны профессионального сообщества, поскольку многие его положения не только противоречат нормам международного и российского права, но и создают дополнительный административный барьер в дополнение к многоступенчатой, сложной и апробированной процедуре аккредитации органов по сертификации. Кстати, на сайте обсуждения Постановления есть возможность голосовать за документ, который на данный момент набрал 151 отрицательный голос и только два положительных.

Проанализировав документ и оценив массу негативных последствий для участников рынка по оценке соответствия, в марте текущего года я инициировал проведение общественных слушаний в Общественной Палате Российской Федерации совместно с Комиссией по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий. Круглый стол собрал как специалистов отрасли, так и представителей Федеральной антимонопольной службы, Министерства экономического развития, Федеральной службы по аккредитации. По итогам мероприятия Общественной палатой была сформирована рабочая группа, в которой я также принял участие, направившая в текущем месяце в Министерство экономического развития разработанные рекомендации.

Итак, о чем же они. Во-первых, мы против планируемого создания Межведомственного совета национальной инфраструктуры качества - совершенно непонятного органа при ФСА с неопределённым статусом и неограниченными полномочиями, при этом с фактически полностью отсутствующей ответственностью за правильность и обоснованность своих действий. Если вы занимаетесь сертификацией и создаете свой орган по оценке соответствия, помимо огромного количества требований со стороны ФСА, вы должны получить положительное заключение Совета. При этом Постановление не содержит положений, предусматривающих возможность обжалования заявителем отрицательного решения Межведомственного совета, что является нарушением законных прав и интересов заявителей, учитывая, что такое заключение может стать основанием для отказа во включении аккредитованного лица в Единый реестр.

Во-вторых, если вы хотите получить аккредитацию своего органа, то практически весь ключевой персонал по оценке соответствия должен обладать не менее чем 5-ти летним опытом работы в данной сфере. А это противоречит уже действующим критериям аккредитации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 года № 326, которые определяют такой опыт в размере не менее трех лет. Таким образом, мы предвидим угрозу искусственной дисквалификации экспертов из профессии на восемь лет, что является чрезмерным и явно неоправданным наказанием, а также создает угрозу «вымирания» профессии эксперта в сфере оценки соответствия. Кроме того, предлагаемые в проектируемом документе условия приведут к исключению с рынка сертификации молодых специалистов с опытом работы от 3 до 5 лет, что также недопустимо.

Как мы знаем, малый и средний бизнес не обладает безграничными финансовыми ресурсами в отличие от монстров сырьевого сектора. Но данная аксиома почему-то не берется в расчет авторами Постановления, в котором предлагается определить размер уставного фонда в 10 млн. рублей для хозяйственных товариществ и обществ и 2 млн. рублей для государственных и муниципальных унитарных предприятий. Как вам такой вариант добросовестной конкуренции? Это прямое противоречие Указу Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», где определены основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции, а также сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, ведущих деятельность на товарных рынках.

Отмечу, что в рекомендациях Общественной палаты мы прямо говорим о едином мнении участников мероприятия относительно того, что принятие проекта Постановления в представленной на обсуждение редакции создаст дополнительные административные барьеры на рынке сертификации, которые могут привести к снижению количества участников рынка, что является важнейшим фактором ограничения конкуренции. Следствием ухудшения состояния конкуренции на рынке услуг сертификации может стать рост цен сертифицированной продукции. Кроме того, представляется сомнительным достижение цели по повышению качества предоставления услуг в области сертификации путем ужесточения законодательства в данной сфере.

Я очень надеюсь на победу здравого смысла и на то, что Правительство в лице Министерства экономического развития услышит мнение участников рынка, а рекомендации Общественной палаты будут учтены и приняты в работу при формировании финальной версии Постановления Правительства РФ.

Андрей Шалунов

Эксперт сферы оценки соответствия,

Председатель профсоюза работников сферы оценки соответствия