Все записи
13:01  /  30.10.19

662просмотра

«Нулевые отходы против одноразового потребления»

+T -
Поделиться:

Как новая концепция может повлиять на окружающую среду

Когда мы, в повседневной жизни, идя в продуктовый магазин используем одноразовые пластиковые пакеты, или выезжая на пикник забиваем машину одноразовой посудой и тарой, то вряд ли задумываемся о том, что прикладываем руку к постепенному уничтожению экологии и, уж тем более, вряд ли задаем себе вопрос – а откуда все это началось?

Начало «пластиковой эпидемии» уходит корнями на 60 лет назад, в начало 50-х годов прошлого века, когда производство пластика приняло промышленные масштабы во всем мире. На Западе об этом стали говорить как о начале нового этапа «беззаботной жизни», о том, что уборка — это пустая трата времени, а появление одноразовых предметов было призвано избавить человека от утомительного занятия. В августе 1955 года журнал Life даже напечатал статью «Одноразовая жизнь», которую целиком посвятил этому вопросу. Пластик кардинально изменил паттерны поведения общества. Если до конца второй мировой войны вещи обихода изготавливались с прицелом на длительное использование, к ним бережно относились и ремонтировали в случае поломки, то начавшееся массовое производство пластмасс «убило» старую концепцию потребления вещей на корню.

Люди быстро научились их выбрасывать, считая одноразовые предметы более удобными, которые не нужно было ни мыть, ни беспокоиться об их поломке. Общество потребления отталкивалось от стимулирования спроса на новые продукты, означавшее что товары должны ломаться, обновляться, постоянно заменяться новыми. Руку к этому приложили как маркетологи, так и крупные корпорации, в частности сети фастфуда с концепцией «ты заслужил отдых – поел и выбросил». Кроме этого, пластик прочно укоренился и в других отраслях производства и сферах деятельности человека, проникнув практически повсеместно.

Ряд исследователей считает, что к 2050 году привычка человечества использовать одноразовые вещи может привести к тому, что пластика в океанах станет больше, чем рыбы. А пристрастие к перепроизводству и сверхпотреблению выльется в увеличение количества отходов на 70%. В нашей стране на каждого жителя в год приходится около 450 кг мусора — это вес коровы, или белого медведя.

К счастью, сегодня, все больше людей начинают сознавать не только вред, который наносится экологии промышленными предприятиями, но и каждым человеком в отдельности, если он не следит за собственным потребительским поведением. На базе такой осознанности и появилась концепция повседневной жизни, называемая «Ноль отходов». Она базируется на так называемых принципах 5R, в которых, кстати нет ничего сложного и следовать им сможет каждый.

Первый принцип Refuse заключается в отказе от использования всего одноразового. Да, с одной стороны, это очень удобно, но когда мы идем в магазин, также совсем не сложно захватить с собой холщовую сумку для покупок, или авоську (как это делали наши бабушки) и тогда пакеты на кассе останутся не у дел, для весовых продуктов отлично подойдут прозрачные экомешки. Обед в рабочее время также можно преобразить и сократить использование одноразовой упаковки. Здесь на помощь придет многоразовый пищевой контейнер, собственная фляга для воды оставит на полках бутилированную в пластик воду, а термокружка для кофе станет отличной альтернативой одноразовым бумажным стаканам.

Перейдем к вещизму. Многие знают на собственном опыте, как жилье из места отдыха постепенно становится складом всевозможного барахла. И, в какой-то момент, оглядывая свою квартиру, или дом мы с удивлением понимаем, что различные бесполезные сувениры, блокноты, вазы, коробки, бытовая техника и многое другое заполонили собой пространство нашего обитания и пылятся по углам. По некоторым подсчетам от 60 до 80% вещей в квартире современного человека на самом деле ему не нужны. Именно здесь на помощь приходит принцип Reduce обозначающий общее сокращение потребления и отказа от приобретения ненужных предметов. Он может быть применен к любой сфере жизнедеятельности человека, начиная от небольших бутылок с шампунями и моющими средствами и заканчивая продуктами в пластиковой упаковке, которые иногда выбрасываются неиспользованными.

Современный маркетинг товаров, в том числе, построен и на таких инструментах, которые стимулируют импульсивные покупки. Я уверен, что многие из нас, после дня, проведенного в торговом центре, разбирая дома покупки с изумлением обнаруживают товары, которые им в принципе не нужны ни сейчас, ни в обозримом будущем и задают себе вопрос, а как они оказались в моей корзине? Это сработали яркие ценники с пометкой «распродажа», выкладка товара на уровне глаз и другие хитрости, отключившие бдительность покупателя и осознание того, что именно и зачем он покупает.

Поэтому третий принцип Reuse, или повторное использование, крайне важен в системе «Ноль отходов» и стимулирует к более осознанному выбору покупок, в частности одежды и материалов, из которых она сделана. Качественная вещь, во-первых, прослужит дольше, а во-вторых, после прихода в негодность может быть переработана в другое полезное сырье, если она сделана из экологически дружественного материала. Таким образом, если этому принципу последуют многие, то производителям придется пересмотреть свою концепцию выпуска одежды, бытовых предметов – чайников, тостеров и т.п, которые сегодня выпускаются с ограниченным сроком эксплуатации с целью мотивировать потребителя на новые покупки.

Следует отметить, что взаимосвязь между ростом покупок и дальнейшим увеличением эффективной переработки материалов, из которых они сделаны, крайне зыбкая и неоднозначная. Переработка не панацея от всех бед. Не стоит полагать, что приобретенные в супермаркетах горы одноразовых вещей и посуды, отправленные затем на пункты раздельного сбора, решают проблему загрязнения окружающей среды и вписываются в систему «Ноль отходов». Часть все равно не удастся переработать в ценное сырье, а жизненный цикл переработанных вещей все равно короток и, рано или поздно, они также окажутся на свалке. Поэтому четвертый принцип Recyle, будет эффективен лишь в случае, если в переработку сдается только то небольшое количество вещей, которым более невозможно найти никакого применения.

Для тех, кто проживает в собственном доме и ведет приусадебное хозяйство наверняка, при желании, станет близким последний принцип Rot – компостирование. Органика, независимо от типа домохозяйства, составляет до трети всех отходов и очень мешает процессам сортировки мусора на заводах. Ей, безусловно можно найти применение, используя в качестве удобрения, получаемого из домашнего компостера, организовать который на своем участке не представляет большого труда. Вам скажут спасибо не только теплицы, в которых вы выращиваете домашний урожай, но и мусороперерабатывающие заводы. Тем же, кто проживает в квартирах поможет небольшое и доступное устройство диспоузер - измельчитель органических отходов, устанавливаемый прямо под раковиной. Такие отходы, поступаемые через канализацию, могут быть эффективно использованы на очистных станциях, где из них вырабатывается биогаз.

В общем и целом, в концепции «Ноль отходов» нет ничего сложного. Можно взять на вооружение все пять принципов, либо несколько, либо один, в любом случае будет польза. Я уверен, что время безрассудного и бездумного потребления уже вышло и продолжение следования ему не принесет нашим детям ничего хорошего.

Я также уверен, что если каждый человек начнет выполнять что-то из вышесказанного, то в масштабах страны это будет уже весомый вклад. Конечно, старые привычки сложно изменить за один день, но каждый раз когда в вашем мусорном ведре оказываются бесчисленные пакеты и пластиковые упаковки, когда вы покупаете синтетическую одежду или очередной гаджет, который устареет за пару лет – подумайте, куда все это «богатство» денется, и на какой очередной свалке будет закопано, отравляя все вокруг.

Поделитесь этой информацией с друзьями и близкими и давайте вместе уже начнем что-то делать для сохранения окружающей нас среды и чистого будущего для наших потомков.

Андрей Шалунов

Общественное движение «За чистое будущее»