Юрий Аввакумов, архитектор, художник

Ограничивать возраст участников спортивных соревнований не стоит. В разных видах спорта это разный возраст. Защищать несовершеннолетних спортсменов необходимо. Стоит помнить, что психологическая граница проходит не по возрастным линиям, а по линии презумпции невиновности. Если помнить о недопустимости бездоказательных обвинений, а еще хуже — общественной травли, границы наших возможностей будут только открываться, а не закрываться, как это чаще всего бывает, когда общество уверовало в нулевую толерантность. Людям надо верить, и в людей надо верить.

Лена Де Винне, директор независимого аэрокосмического исследовательского центра

У каждого вида спорта есть свои нюансы в смысле возраста, на который приходится пик достижений. Ограничение участия фигуристок их 18-летием лишь сыграет на руку завистникам российской школы фигурного катания.

Елена Шмидт, журналист-фрилансер, графический дизайнер

Я бы ограничила. Мой сын, ровесник Камилы Валиевой, сейчас у ортопеда. Нога немного болела, поиграл в футбол, теперь болит сильно. Ничего страшного. Немецкие ортопеды считают, что травмы в этом возрасте связаны с интенсивными фазами роста, и прописывают покой. Но в нашем случае он пропустит две игры, попереживает за команду, а профессиональный спорт — это индустрия, и с этой точки зрения выходит, что традиции советского спорта и балета — это эксплуатация детей. Мы с мужем-немцем поспорили. Он сказал: если бы наш сын проявлял такие же таланты спорте, как Камила, стоило бы отправить его на олимпиаду, но с гарантиями, что ребенка не напичкают там какими-нибудь запрещенными медикаментами. Я, как мать, придерживаюсь другого мнения. Вот у него нога болит, и он не будет играть в футбол. А занимайся он профессионально? Забинтовался бы потуже — и вперед. А дальше — как повезет: либо серьезная травма и конец, либо потом уже с возрастом отзовется.

Второму моему сыну уже 18. Они одного роста, спортивные, мускулистые. Но старший физически стабильнее и ментально более зрелый. Он планирует свое будущее и, если ему описать риски, он более осознанно принимает решения. При достижении юридического совершеннолетия молодые люди сами ставят везде свою подпись, и эта ответственность заставляет их взвешивать и анализировать свои поступки. В аналогичной ситуации я бы сказала ему: решай сам, нога твоя, ты лучше представляешь, как сильно она болит и нет ли риска более капитальной поломки. А младшему я просто говорю: сиди дома, выздоравливай.

Другое соображение против молодых спортсменок — это обилие информации о педофилии. Зачем тиражировать образы гибких нимфеток? Вот была пару лет назад ажитация с художественным гимнастом. Все шокированы, все возмущены. А по мне та же пластичность, та же цирковая лихость. Так почему все шумели? Получается, гимнасточка-нимфетка все-таки объект некоторого вожделения, а мужчина в этой роли многим кажется нестандартным решением и даже оскорбляет чувства? Почему? Вот и думаем, этично ли ради патриотизма выпускать детей бегать с лентой?

Anna Bistroff, дизайнер, лектор по истории и философии моды

Профессиональный спорт очень помолодел, и уже давно: этот тренд невозможно отрицать, как невозможно ему противиться. Когда я следила за олимпийскими играми летом 2020-го, меня потрясли следующие факты: среди медалистов оказались, к примеру, сирийка Хенд Заза (настольный теннис, 12 лет), британка Скай Браун (скейтбординг, 13 лет), американка Кэти Граймс (плавание, 15 лет). Трудно сказать, станет ли нормой столь юный возраст чемпионов — время покажет. Скорее всего, эти дети (а они еще дети) все-таки уникумы — обладатели выдающегося спортивного таланта, помноженного на огромный труд и страсть к победе. Смысл в том, что более зрелым спортсменам придется это учитывать: та же Заза в финале обыграла 42-летнюю ливанку Мариану Саакян. 

Что же касается Камилы Валиевой — безусловно, в свои 15 лет она уже великая фигуристка. Очень жаль, что разразился этот скандал, в причинах которого, я полагаю, Камила не виновата: за ее «рационом» должны следить тренеры, врачи и другие специально обученные люди. Техника ее катания буквально лишает дара речи, это просто невозможно — так кататься! А вот артистизма лично мне не хватило — да и откуда ему взяться в должной мере? Юная девочка, незрелая душа... Хочется верить, что все впереди, и ее уникальный талант не погубят. Лишь бы ей, в свою очередь, достало сил справиться с этим колоссальным прессингом.

Светлана Горченко, кандидат социологических наук, доцент

Тема «большой спорт и дети», на мой взгляд, вообще нуждается в коренном пересмотре. Физические перегрузки, изнуряющие диеты, лекарственные препараты, прием которых не всегда оправдан с медицинской точки зрения, серьезный ущерб соматическому здоровью, психике, антипедагогические стрессовые ситуации — ради чего? Почему с этими детьми можно делать то, что запрещено в отношении других? 

Это же как невероятно длинные рабочие дни во вредных, тяжелых условиях, без выходных. Дети на тренировках, на соревнованиях — как в рабстве.

Разумеется, я за то, чтобы ограничить участие несовершеннолетних в крупных соревнованиях. На первом месте должны быть здоровье, развитие, воспитание.

Сергей Мурашов, специалист по международным перевозкам

Я вообще противник профессионального спорта. Да, он играет огромную развлекательную роль, большую пропагандистскую и мотивирует огромное количество молодежи заниматься спортом непрофессионально. Но при этом, на мой взгляд, он калечит и самих спортсменов, и часть их безумных фанатов, способствует перераспределению средств самым нелепым образом (хоть убейте, не понимаю, почему футболисты или там боксеры, пусть даже они умные и прекрасные люди, могут зарабатывать на порядки больше, чем врачи, педагоги, спасатели) и выдвигает во власть людей, не имеющих совершенно никакой соответствующей подготовки (посмотрите на нашу Госдуму).

Понятно, что ничего в профессиональном спорте принципиально не изменится. Но если можно изменить хоть что-то, я бы попытался. Да, я бы ограничил участие несовершеннолетних в профессиональном спорте. Что в этом может быть плохого? Возможно, какие-то особо сложные элементы станут недоступны, если спортсмены станут начинать тренировки позже. Но, положа руку на сердце, какая нам разница? Думаю, что подавляющее большинство зрителей этого или не заметит вовсе, или примет с пониманием.

Что же до самих спортсменов — надеюсь, что они реже станут калечиться и гибнуть на выступлениях и тренировках.

Валерий Печейкин, драматург

Я думал, что в спорте все как в сексе. Есть «возраст согласия» — с 16 лет можно участвовать во взрослых больших соревнованиях. Но Камиле Валиевой всего 15 лет... Я ей, конечно, очень сочувствую. Но, судя по всему, в спорте этот «возраст согласия» отсутствует или очень низкий. Однако я бы предложил посмотреть на ситуацию с другого ракурса. Существуют соревнования, в которых дети участвуют по своему желанию. Во всяком случае, я надеюсь, что Валиеву не принуждали ехать на Олимпиаду. И есть соревнования, в которых дети не хотят участвовать, но должны. Я говорю о простых школах. В них дети проходят через бесконечные контрольные работы. Даже Путин в прошлом году обратил на это внимание и поручил сократить число контрольных. Поверьте, для ребенка каждая контрольная — как пекинская Олимпиада. Семья и школа давят на ребенка не слабее, чем СМИ. Поэтому, родители, пожалуйста, подумайте о том, что по-настоящему нужно вашему ребенку.

Подготовили Никита Павлюк-Павлюченко, Татьяна Санькова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь