Все записи
МОЙ ВЫБОР 12:09  /  9.03.21

2277просмотров

Статья про фитнес-будущее наших детей. Зумеры и ЗОЖ

+T -
Поделиться:

Исследования показывают: в семьях, где у одного или обоих родителей есть лишний вес – ребенок с большой вероятностью тоже будет страдать от лишнего веса. Именно в семье дети учатся пищевым привычкам и по образу и подобию хватают как вредное так и полезное.

Конечно, есть и очень редкие врождённые заболевания, меняющие весь обмен веществ. В таких ситуациях сложно даже с помощью диет и активности сохранить фигуру. Но это бывает крайне-крайне редко. А вот под фразой «во всём виновата генетика» обычно скрывается потребность снять с себя ответственность. Типа я вроде здесь и не при чём, с меня взятки гладки. 

Я бы хотела остановиться подробнее на нескольких моментах, которые оставляют след на здоровье и дальнейшем качестве жизни наших детей. Я убеждена, что уделить внимание этим моментам – личная ответственность родителей:

Низкая базовая активность в течение дня

У меня две дочки, и я нахожусь в регулярном поиске оптимальной нагрузки для них. Для детей в возрасте от 3-х лет важно пребывать в культуре движения: получать кинестетический и двигательный опыт отовсюду, а не только в бассейне или на боксе.

Если вы хотите вырастить здорового человека – ребенка стоит предложить ему разные виды активности. Пусть прыгает на скакалке, катается на велосипеде, висит на турниках, пробует себя и в танцах, и в боксе, и в борьбе. 

Детей легко приобщать к спорту, так как они за все берутся с интересом и органично вписываются в любую среду. Не понравилась акробатика — пошли в бальные танцы. Только пока вы им говорите про ЗОЖ – не сидите сами на диване, залипая в Инстаграме. Начните с себя!

Упражнение для детей №1 – тренируем мозжечок и вестибулярный аппарат

Что происходит со зрением?

Отдельным пунктом я хотела бы выделить зрение. Оно является главным навыком в иерархии нервной системы, поэтому оно главным образом влияет на то, как мы двигаемся. Если человек сидит по 8 часов, уткнувшись в монитор или телефон, это называется конвергенцией глаз (когда глаза сведены к центру), а она в свою очередь активирует симпатическую нервную систему (прим. симпатический отдел отвечает за активный ответ на внешние раздражители).

Любое проявление жестокости, нервозности, неуправляемость и плохое усвоение материала в школе – вина не просто компьютера, игр и планшета. Это нехватка знаний о собственном организме и методах работы со зрением, которое падает не с возрастом, а из-за неумения его тренировать. Плюс мозжечок имеет прямое отношение к зрительному навыку. Мозжечок регулирует и осанку (разгибательная цепь сзади). Плохое зрение – ужасная осанка. Никакие крики «сядь ровно и не сутулься» не помогут, потому что проблема в нервной системе.

Упражнение для детей №2 – для зрения:

Помните о стопах!

Детям младше 1 года, да и старше тоже, по моему глубокому убеждению, обувь вообще не нужна. Если у вас есть возможность, то позвольте детям как можно больше бегать босиком. Конечно, если дома слишком холодно, то можно надеть теплые свободные носки, но только не тапки, не сандалии и ни в коем случае не ортопедическую обувь, купленную в магазине.

Всем без исключения детям нужна разнообразная неровная поверхность, через которую и происходит формирование арки, свода, нормальных ног.

Тренировка детской стопы – это пороги, детальки лего, мячики, разбросанные игрушки, ортопедические коврики. Чем больше контакта с разной поверхностью босиком, тем здоровее формируется стопа. 

Пока мы создаем своим детям анти условия для правильного развития стопы (ровный пол, тапки, жесткие ботинки), так у всех и будет поголовно плоскостопие во взрослом возрасте.  После 20 лет подстройка стопы сформировывается под текущий образ жизни. 

Пищевые привычки

И дело вовсе не в генетике! Весь корень зла детского ожирения в пищевых привычках:

Вот мама выгружает на стол колбасы вперемешку с конфетами и пирожками. Вот папа включает телевизор, щедро намазывает на толстый ломоть хлеба сливочное масло, сдабривая сверху внушительным слоем майонеза. Вот бабушка собирает тебе в школу блинчики со сгущёнкой и сахарные крендельки с вишнёвым сахарным соком.

В доме, где на кухонном столе прописались газировка и чипсы, беляши и пельмени, а не мясо, рыба, крупы, фрукты и овощи, скорее вырастет полный ребёнок. 

Запреты и насилие

Не заставляйте детей доедать все, что лежит на тарелке! Вспомните, как в свое время заставляли нас. Так вот, это вредно. Умение заканчивать трапезу именно тогда, когда человек чувствует себя сытым, чувствовать эту сытость и правильно на нее реагировать — очень полезный навык, и его нужно поощрять, а не подавлять.

Есть и другая крайность. Жесткое "нельзя" и ограничения тоже ни к чему хорошему не приводят. Получая относительную свободу в школе, универе, ребёнок все равно нагоняет упущенное.

Проблемная осанка

Осанку формирует нервная система, а не родительские окрики и понукания. Если какой-то отдел головного мозга работает неоптимально, нарушения будут проявляться каким-либо специфическим образом у вас или ваших детей. Пока вы, как внимательные родители, не начнете интересоваться влиянием зрения, сидячего образа жизни, телесных наказаний на психику и физиологию ребенка, он так и будет раздражать вас своей сутулостью или неумением концентрироваться на уроках.

Воспитательный метод в виде побоев (особенно мальчиков) также в долгосрочной перспективе влияет на осанку, биомеханику и работу мышц. Мы фактически поджимаем копчик, как собака поджимает хвост, когда ей страшно. Вам это кажется смешным - тогда почитайте Александра Лоуэна “Психология тела”. Вероятно, вы узнаете и себя. Тело и фасция как жесткий диск хранят все наши психоэмоциональные переживания. Было бы глупо отрицать влияние эмоций на тело, особенно если они длятся годами. Проблема с тазом, суставами, боль в пояснице и между лопатками, плоские ягодицы - это не выдумка, а последствия телесных зажимов в том числе из-за проблем с воспитанием.

Информационный шум

Информационный шум оказывает колоссальное влияние на здоровье ребенка. На советы блогеров миллионников ведутся даже самые умные взрослые женщины, которые имеют за плечами багаж знаний и опыта. Что и говорить о чувствительных подростках, которые итак постоянно находятся на эмоциональных качелях. Даже для самого прогрессивного тинейджера такое обилие разношерстной информации – это же просто взрыв мозга! Уровень кортизола увеличивается,  критическое мышление не всегда срабатывает б а в итоге , посмотрев на YouTube 10 роликов подряд - человек просто не может заснуть и пребывает в состоянии тревоги.

Так надо ли соблюдать информационную диету? Надо ли контролировать источники информации для себя и своих детей? На мой взгляд, да!  Я не считаю, что Интернет – вселенское зло, но если вы чувствуете, что ваш ребенок находится в состоянии тревоги, то я бы рекомендовала переключить его внимание в офлайн. Не заставлять, а именно помочь отвлечься от этого информационного хаоса.

Упражнение для детей №3 – на концентрацию внимания:

Сладкое

Я, пожалуй, не встречала детей, которые бы не любили сладкое. Да и мы, взрослые, совсем не против порой порадовать себя шоколадом. 

Кто знаком с моей системой питания – знает, что я совсем не против вкусняшек. Но в контролируемом количестве! Однако, очень часто именно сладости становятся лучшим другом и единственным средством избавления от стресса – это беда. Ребенок учится заедать свое горе или хвалить себя вкусняшками.

Родители сами участвуют в формировании сладкого культа.  И не только с помощью собственного примера! Нередко мы используем вкусняшки, чтобы добиться послушания, утешить или проявить свою любовь и гордость за успехи ребёнка. Сладкое приобретает роль награды, притягательного запретного плода, к которому ребенок начинает стремиться. 

Съел суп, принёс из школы пятерку - вот тебе мармеладки! Упал и ударился - держи конфетку, только не плачь! Разрисовала фломастерами любимое мамино платье - останешься без сладкого! Скучно ехать в машине – держи чупа-чупс!

Вот и выходит, что сласти становятся для детей и успокаивающей пилюлей, и символом любви, гордости родителей, и тем, что так хочется заслужить. Конечно, у кого-то эта установка со временем разрушается, а у кого-то, наоборот, закрепляется.

Как избежать этих проблем:

● использовать методы поощрения ребёнка, не связанные с едой.

● никогда не наказывать, лишая сладкого.

● не давать полный запрет - "ничего и никогда". Пусть для ребёнка вкусняшки будут просто частью питания. Но сохраняется ограничение в количестве. Одно печенье, а не коробка, кусочек торта, а не весь торт, объяснив ребёнку, что остальное он может съесть позже.

● детские психологи рекомендуют раз в неделю устраивать читмил (сладкое «без ограничения»), чтобы избежать эффекта «запретного плода». Выбрать день когда вы можешь поставить на обеденный целую плитку шоколада или домашний пирог и снять все ограничения. 

Конечно, благодаря таким рекомендациям ребёнок не перестанет любить вкусняшки. Однако, это поможет избежать психологической зависимости от сладостей и стрессовых заеданий.

Не манипулируйте десертом! Установка: «пока не доешь суп – сладкого не получишь» — одна из причин того, что во взрослом возрасте мы заедаем стресс, депрессию и плохое настроение. Именно она учит воспринимать еду как вознаграждение, как компенсацию за что-то неприятное. Все мы знаем, сколько вреда приносит эта установка и каких усилий стоит от нее избавиться. Не обрекайте на это собственных детей

Дыхание и открытый рот во сне

Ствол головного мозга контролирует постоянное дыхание и реагирует на углекислый газ. Есть центр вдоха и центр выдоха. Кроме этого, ствол осуществляет различные функции регуляции осанки. Тем, кто плохо дышит, вряд ли можно гордиться хорошей осанкой. Те, кто плохо дышит (а мы знаем, что это значит – это дыхание через рот, активное сопение и движение грудной клетки), вряд ли могут сказать, что они круто двигаются. Трудно себе представить спортсмена, который через какое-то время начинает сопеть, как паровоз. А если заставить бежать человека, который плохо двигается, у него через какое-то время появится одышка и ухудшится самочувствие. Ствол мозга тесно связан с движением. Дыхание – это всегда первое, с чем нужно работать, как с простым способом регуляции нервной деятельности и регуляции других различных систем организма. Это позволит начать лучше двигаться. Мозгу важно выживание. Если есть угроза внутри, а наше дыхание – это угроза, то о каких спортивных достижениях может идти речь? Какие могут быть движения, какие приседания, какая ходьба по дорожке? Мозг не понимает, что от него хотят, ему нужно просто выжить.

Изменения при дыхании ртом вызывают нарушения в мускулатуре. Например, это вызывает смещение головы вперёд, то есть напряжение мышц шеи, трапеций, грудных мышц и другие аспекты. Эти нарушения в мускулатуре, естественно, вносят свой вклад в работу диафрагмы. Получается замкнутый круг, потому что эти изменения приводят к возрастанию активности вспомогательной мускулатуры, что может сопровождаться болевыми ощущениями, перенапряжением мышц шеи и т.д.

Упражнение для детей №4 – дыхание с мячиками для грудного отдела 

Авторитеты и личный пример

Дети не внемлют вашим ЗОЖ советам, если вы сами не будете им следовать. Близкие – главные ролевые модели, примеры и герои ваших детей.

Правильное питание напрямую зависит от образа жизни в целом. Добавьте в жизнь ребенка (и в свою) физической активности, уменьшайте экранное время. Вместе с этим автоматически уменьшатся и бесконечные перекусы, особенно под фон телевизора. 

 Виктория Боровская, эксперт по движению, фитнес-терапевт, основатель Школы здорового фитнеса Newyorkfitspo. Отвечу на ваши вопросы в своем инстаграме @newyorkfitspo.