Все записи
МОЙ ВЫБОР 10:25  /  10.10.19

3518просмотров

О воспитании. Гендер

+T -
Поделиться:

Работа психотерапевта удивительна и увлекательна. В одной из прошлых статей про смену пола описывался один из немногих случаев в моей практике, достаточно редкий, поэтому удивительным для меня было то, что после выхода статьи в листе записи на приём появилось много людей, которых затронула аналогичная проблема; писали, звонили, рассказывали, что их дети хотят сменить пол и не хотят быть тем, кем являются. 

 

Почти во всех историях прослеживаются общие тенденции: бегство от запретов, протест родителям, протест обществу, протест самому себе. 

Чтобы начать этот сложный разговор, предлагаю окунуться в понятия, которыми будем оперировать дальше. Понятие «гендер», что сейчас так широко обсуждается, было введено этнографами в контексте различия социальных ролей, при изучении различных народностей. 

Далее установились такие понятия, как социальный пол и биологический пол — эта заслуга философов и социологов, и далее; в шестидесятые годы прошлого столетия произошло окончательное разграничение биологического пола (sex) и социокультурного пола (gender), психолог Роберт Столлер стал рассматривать этот вопрос с точки зрения фемининности и маскулинности; в наше время концепция была расширена дополнениями, представленными в работах Сандры Бум, где она уже делит половые роли на фемининные, маскулинные, андрогинные и неопределенные. Роли, но не биологические полы. 

Только три процента людей не могут соотнести свой биологический пол ни с мужским, ни с женским. Один из самых известных случаев с человеком из этой трехпроцентной группы произошел в Америке в 2016. Неким человеком по имени Джейми Шут, родившимся мужчиной, был совершен переход в сторону женского пола с помощью оперативных вмешательств, гормонотерапии, официального признания себя женщиной через суд, с получением документов, подтверждающих новый пол. Через некоторое время Джейми снова обратилась в судебные органы, чтобы её официально признали «they», т.е. они; объяснение было простым, они не чувствуют себя женщиной…

Мир меняется стремительно и совершенно ясно, что методы воспитания ребенка тоже должны меняться, поэтому взрослому нужно стать для своего ребёнка не только любящим родителем и другом, а также: психологом, педиатром, специалистом по этике, педагогом, помощником, и, конечно же, помочь разобраться в границах биологического пола, гендера, социальных ролях. 

Что многие родители делают не так? Сами того не замечая, они смешивают понятия биологического пола и гендера. Гендерная идентификация маленького человека начинается примерно с двух лет, что отражается в появлении интереса к своим гениталиям и в речи: «я девочка Варя или я мальчик Петя». К четырем годам понятие приобретает некую стабильность и далее постепенно приходит осознание того, что гендер неизменен, несмотря на внешние атрибуты.

Переосмысление своей сексуальности часто происходит в период пубертата, когда любые эмоциональные потрясения имеют амплитуду гораздо выше, чем у любого взрослого человека. Важно, чтобы на пути своего развития ребенок понял и получил поддержку в гендерной социализации, чтобы запреты и страхи взрослых не мешали ему в освоении гендерных ролей и их функций. Это и есть основа гендерно-нейтрального воспитания, о котором сейчас так много пишут и говорят. 

Есть мнения, что гендерно-нейтральное воспитание создает предпосылки для воспитания геев, лесбиянок, бесполых, из-за него девочки становятся мужеподобными, а мальчики женственными, но, во-первых, за последнее время появилось достаточное количество авторитетных исследований о том, что ориентация в редких случаях зависит от воспитания. Во-вторых, воспитание, при условии, что оно нейтрально, призывает к разнообразию и самовыражению вариативно, без рамок и стереотипов, даёт детям выбор, и они его сделают, когда будут готовы. Девочка может играть в футбол, лазить по деревьям, мальчик может плакать и играть в куклы. Родителям важно понять, что в этом нет плохого и суметь поддержать его выбор, но взрослые зачастую своими действиями заставляют ребёнка искать пути выражения индивидуальности по-другому. Случай из моей практики, лишь подтверждение тому.

На прием пришла мама взрослого сына. Она совершенно не понимала и была искренна в своем вопросе: «Почему мой сын не женат и не общается с женщинами, хотя ему уже почти тридцать? Он настоящий мужик, ведь я всегда воспитывала в нем мужика, который не должен размениваться на мелочи, должен заниматься важными вещами.» А вот сейчас, по мнению мамы, сыну настало время строить семью и заводить детей. 

Предыстория. Женщина сама воспитывала своего сына с десяти лет, главными для нее были его учеба и его успех в жизни. Никаких девочек, праздников, дискотек. Когда пришло время поступать в институт, она все бросила и поехала со своим сыном, полагая, что иначе начнутся девочки, женщины, вечеринки и тогда, карьера его прощай. Но друзьям мужского пола общение не было ограничено, можно было гулять, встречаться, приходить и закрываться с ними в комнате, мама никогда не мешала, ведь это мужчины и мужские разговоры — это серьезно. Мама сама подтолкнула своего сына к однополым отношениям, и теперь хочет, чтобы он каким-то магическим способом научился другой роли, которой другие учатся с самого раннего детства: роли быть мужчиной, уметь выбирать, строить свои отношения, делать ошибки на своем пути, исправлять их, получая опыт. Вот к чему приводят запреты и отсутствие выбора.

Навязываемая в воспитании гендерная роль вызывает отторжение, и для укрепления своего мнения в желании осваивать новые социальные роли ребенку зачастую приходит мысль о смене пола. Мнится, что после смены пола придет социальный успех, интересная профессия, желать которую ему запрещали под предлогом того, что она не для мальчика или девочки. 

Поэтому не бойтесь, когда ваш ребенок изменяет социальные отношения, которые приняты в вашей культуре, дайте ему возможность развития. Воспитывая своего ребенка в гендерно-нейтральной концепции, вы формируете позитивную гендерную идентичность, увеличиваете гибкость в овладении разнообразными гендерными ролями, обучаете его толерантности и равноправию. 

Не ставьте жестких запретов, и у ребенка не будет возникать желание делать всё вам наперекор. И помните:

- Существует Счастье

- Счастье имеет причину

 

- Существует достижение Счастья

 

- Существует путь к достижению Счастья.