Все записи
МОЙ ВЫБОР 12:09  /  30.04.20

406просмотров

О вирусе и людях

+T -
Поделиться:

Все устали о новостях о коронавирусе. Не вызывают интереса ежедневные сводки о количествах заболевших, выздоровевших. Какие регионы закрылись, какие ограничения появились. Жутко слышать голоса из рупоров, оповещающих население о мерах безопасности, но потихоньку к этому привыкаешь.

От информации по теме не укрыться. Популярные приложения и сайты говорят прямым текстом: «оставайтесь дома». Хорошо, когда ты врач и учил микробиологию и вирусологию, ты можешь разобраться в природе этого явления. Тебе легче принять и понять некоторые правила и ограничения. А вот как быть тем людям чья деятельность связана с публичностью, выступлениями? Людям, которые привыкли жить на пике эмоций, которыми они психологически подпитываются. Все бытовые проблемы, которые были на втором и третьем, а может, и десятом месте и не воспринимались всерьез, теперь встали на первое место, и стали главными и основополагающими в этом периоде.

Пауль Клее. Колючая проволока с мышами. 1923. Бумага на картоне, акварель, гуашь. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. © 2019 Artists Rights Society (ARS), New York

Пролистывая посты в инстаграм, все чаще натыкаешься на боль и отчаянье в связи с ограничениями. Конечно, есть и те, кто может шутить по этому поводу. Молодцы те, кто придумывает и объявляет новые флешмобы, а кто-то их очень активно и с большим воодушевлением поддерживает.

Но, наверняка многие уже устали от всего происходящего и стали замечать, то, что у них появилось некое ощущение безысходности.

В предыдущей статье я рассматривала эту ситуацию с точки зрения работы гормонов. Сегодня хочу предлагаю обсудить эту проблему с точки зрения одного интересного явления, такого, как выученная беспомощность, которое открыл и описал Мартин Селигман еще в 1967 году.

Многие исследователи продолжали изучали это явления после и поняли, что закладывается выученная беспомощность у ребенка к восьмилетнему возрасту. Критерии явления были определены благодаря многолетним наблюдениям.Самое интересное, что, будучи взрослым человеком вы можете попасть в ситуацию, в которой вы станете совсем беспомощными. Именно, это явление сейчас происходит со многими людьми.

История этого клиента началась задолго, как вы понимаете, от этой самоизоляции. На момент обращения ему было двадцать семь лет, он был худощавого телосложения и очень гармонично сложен, если бы набрать немного мышечной массы для проявления некоторых очертаний, то его фигура была бы на зависть многим. Абсолютно правильные черты лица, просто точенный профиль, темные слегка вьющиеся волосы, огромные карие глаза и пухлые, почти алого цвета губы.

На прием его привела мама и это, судя по всему, было для них нормой. Мама человек, который очень активно принимает участие в его жизни. Это стало понятным, после некоторого прояснения ситуации. Мама говорила о том, что сына невозможно вытащить из дома, что он ничего не хочет, он играет в компьютер, читает бесконечно какие-то книги и даже забывает покушать, он поздно ложится спать. Он совсем не выходит из дома. Вытащить его из дома и уговорить прийти на приём к психотерапевту маме удалось только дав обещание купить сыну новый компьютер.

Вот такие удивительные вещи иногда происходят в жизни, чтобы ты, двадцатисемилетний мужчина, вышел из дома и поговорил с какой-то теткой, тебе предлагают, как маленькому ребенку подарочек, награду за твои действия. Спросите, как и где он учился? Школьную программу он осваивал на домашнем обучении. Институт пытался «победить» несколько раз, но лишь после того, когда мама подсчитала сколько уже заплатила за обучение своего сына за первый семестр, она оставила эту затею. И он продолжил сидеть дома на радость своей маме. Ей всегда было страшно, что он пойдет на улицу гулять, попадет в плохую компанию, станет наркозависимым. И вот здесь ей пришла в голову «замечательная идея» создавать все условия сыну дома, чтобы ему совершенно не хотелось никуда идти. Компьютеры, приставки, книги, заказ всевозможной еды из любых доступных ресторанов, в общем, максимально изолировать его от пагубного влияния улицы и как следствие всей его жизни.

В один из дней, маме стало страшно, что он нигде не работает, в жизни никак не устроился, как же он сможет после её смерти самостоятельно жить? Эта мысль и стала поводом обращения к психотерапевту.

Когда человеку ограничивают выбор, в голове может поселиться мысль, что ситуацию невозможно исправить. Можно сопротивляться, но, когда все попытки встречают негативизм близких и приводят к еще большим запретам, со временем человек начинает занимать позицию жертвы обстоятельств, в этом случае, жертвы относительно психоэмоционального состояния своей мамы. Человек становится замкнутым, эмоционально неустойчивым, легко возбудимым, его притязания со временем стираются и притупляются. В нём растут равнодушие и пассивность.

Опасность этой ситуации в том, что дефицит наблюдается в трех плоскостях: в мотивационной плоскости, когда действовать не нужно, все и так за тебя сделают; в эмоциональной — на фоне подавленных эмоций, пессимистичности, сниженной самооценки может развиться депрессивное состояние; в когнитивной плоскости — нет желания обучаться чему-то новому, а потом нежелание становиться невозможностью.

В результате терапии молодой человек научился принимать решения, смог выйти из своей скорлупы и поднять свой уровень притязаний. Он научился общаться с мамой, а она с ним. Он избавился от чувства вины и многое что еще научился делать и самостоятельно принимать решения в своей жизни.

Задумайтесь, разве сейчас нет выбора совсем? Разве вы не выбираете самим готовить или заказать что-то на ужин? Постарайтесь то, что вас совсем раздражает разложить по полочкам, задав себе самый простой вопрос: «Почему меня эта ситуация так бесит, и какую выгоду я могу из неё извлечь?».

Выбор есть всегда. Важно его видеть и не учиться беспомощности. Ее суть, в отсутствии выбора и смирении с тем, что его нет.

И помните, что бы не случилось:

— существует счастье;

— счастье имеет причину;

— существует достижение счастья;

— существует путь к достижению счастья.