Все записи
МОЙ ВЫБОР 15:27  /  14.03.21

792просмотра

Мое предисловие к книге Карстэна Граффа: Непобежденная" - Ты забрал мою невинность и свободу, но я всегда была сильнее тебя

+T -
Поделиться:

Уже буквально на днях у издательства БОМБОРА выходит книга Карстэна Граффа «Непобежденная», написанная при участии Кати Мартыновой. Задолго до выхода книги меня попросили написать к ней предисловие, отрывок которого был включён в книгу. Здесь у вас есть возможность прочитать его полностью. История, рассказанная в книге страшная и пугающая, от неё стынет кровь в жилах, но в то же время история удивительная. Читая, начинаешь восхищаться невероятной стойкостью и возможностями человеческой психики на примере героини книги, во время описанных событий, юной, молодой девочки, не успевшей еще пройти важных этапов развития человека, но уже столкнувшейся с труднейшим жизненным испытанием. Я читала и чувствовала, насколько сильно её психика готова была быть сломленной, что её компенсаторные механизмы не оставили в ней места для понимания, сострадания, милосердия, заполнив пространство души болью и обидой, недоверием к миру и людям. Главное, вспомнить, что только с помощью веры и любови, можно вернуть надежду на лучшее.

Прочитав эту книгу уж точно невозможно остаться равнодушным и безучастным ко всем героям. Можно было бы все это предотвратить? Что заставило девочек сесть в машину к незнакомому человеку? На каком этапе становления личности произошла поломка в психике маньяка?

Для меня не понятно, как может главная героиня этой истории, полной боли и отчаянья, отнестись к моим комментариям, поэтому заранее приношу извинения за свой взгляд на эту ситуацию.

Мне больно за неё, от осознания того, что, придя к психотерапевту, она вместо поддержки нашла снова лишь разочарование и, наверное, понимаю почему так произошло. Виной тому явились стандарты и клише в психотерапии, неспособность выйти за рамки и начать разговор не с фразы, которой пользовался много лет; а также неумение сказать о своей недостаточной компетенции, посоветовав найти другого специалиста. Ставить оценки психотерапевту, к которому она обратилась очень сложно, ведь героиня этой истории еще была не готова обратиться за помощью и шла к специалисту с большим недоверием.

Катя. Жертва.

В книге она много говорит о том, что очень долго оставалась ребенком, поэтому ответственность за происходящее она на себя не взяла, и именно это стало для неё спасением дав тот самый ресурс, помогающий переноситься в другую реальность. Ей важно поделиться своей историей, и я благодарна ей за это, за то, что появилась возможность прочитать эту историю особенно подросткам и их родителям, чтобы вовремя понять, что может отвести себя и своих близких от встречи с такими людьми. У неё есть опыт выживания, и она им делится, ей в целом важно донести свою позицию до мира. Надеюсь, что эта книга станет переломным этапом в её личной психотерапии. Она найдет для себя все недостающие детали для понимания поступков Виктора и Алексея (Елена Бадукина).

Виктор. Маньяк.

Самооценка. О ней не писал только ленивый. Сложно судить о том, что двигало этим человеком, но исходя из описания его воспоминаний и его коротких сообщений, я думаю, что этот человек болен. Но тогда почему его не признали больным и не отправили на принудительное лечение? К сожалению, сейчас очень много пациентов, имеющих пограничные расстройства личности, когда до диагноза немного не хватает в наличии симптомов. Вероятнее всего у Виктора и есть пограничное расстройство личности, и оно приближено к параноидному расстройству, которое само по себе спорное и его достаточно сложно отделить от шизофрении. В психиатрии паранойя – это расстройство психики, характеризующееся систематическим бредом, манией величия и преследования, переоценкой собственных суждений, склонностью к подозрительности и разоблачительности, конфликтности и сутяжной борьбе, интерпретационной деятельности и конструированию спекулятивных схем. Так написано про паранойю в словаре справочника по психоанализу. Виктор целеустремленный, энергичный, уверенный в своей правоте, он не обращает внимание на мелочи, и в первую очередь, на людей. Он плохо ладит с чувствами.

Параноик – это особый тип личности. Эти люди закрытые и подозрительные, у них зачастую нет чувства юмора, они очень раздражительные, склоны к застреванию, имеют обычно узкий кругозор. В юности параноиков отличает обилие односторонних интересов, но когда человек не проходит этапы взросления, то односторонние интересы остаются и дальше в жизни. В случае с Виктором этим интересом стал и навсегда остался только секс, и все, что с ним связано, стало иметь особую важность, а все остальное безразлично. Всё происходящее в своей жизни этот человек оценивал с точки зрения подтверждения его «сверхценной» идеи обладать и подчинить себе женщину. Что этому противоречило он просто игнорировал. В развитии параноидной акцентуации характера специалисты отмечают всегда высокий уровень внутренней агрессии.

В формировании и становлении Виктора произошло много событий, которые сделали из него такого человека. Требовательная и жестокая мама, пьющий и агрессивный отец, неуверенность, страх перед неудачами, неумение брать ответственность. В детстве Виктора не научили справляться с состоянием агрессии, показывать свои агрессивные эмоции и свою раздражительность. За демонстрацией эмоций следовало наказание. Ему невозможно было этому научиться, его взрослое окружение сами не умели адекватно, приемлемо обществом, проявлять свои агрессивные импульсы. Отец мог проявлять свою агрессию только изрядно выпив, а без выпивки демонстрировал совсем иное поведение. И мальчик Виктор хорошо перенял у отца такой способ поведения, подкорректировав его для себя. На людях это тихий и ответственный человек, готовый прийти на помощь, работящий… а когда нет свидетелей – совсем другая личность. Живя в постоянной борьбе с собственным гневом и не умением его проявлять, формируется некое ожидание наказания, а оно, в свою очередь, формирует страх. Получается своего рода замкнутый круг: чувствую гнев, но не знаю, как его выразить, становится страшно и от этого еще больше на себя гневаюсь, растет внутренняя агрессия к себе и на себя, и единственный способ справится с этим состоянием – это выплеснуть его через самое доступное, в его случае это физическая работа в саду. Но он мечтает о сексе, его мысли все направленны на удовлетворение своих агрессивных импульсов таким образом. Первое время его удовлетворяли женщины древнейшей профессии, но ими обладать сложно и им нужно платить.

Чувства стыда и вины таким личностям как Виктор не знакомы, так как основными способами психологической защиты у них являются отрицание и проекция. И они в полной мере присутствуют в данном случае, причем без положительных сторон. Когда реальная действительность для человека неприятна, он отрицает существование этих неприятностей или старается снизить серьезность угрозы. Невыполнимые желания, побуждения и намерения, а также факты и действия не признаются, отвергаются путём бессознательного отрицания их существования. Проще говоря, при отрицании реальное явление считается несуществующим. Для него не существовало боли и отчаянья родителей его пленниц, его матери в какой-то степени, тоже не существовало. Как и у любой психологической защиты у отрицания есть свои положительные стороны, но не в случае Виктора. Он не признавал даже возможности существования факта, что удерживать, насиловать, травить газом, издеваться над людьми – неприемлемо. И эта защита позволяла ему даже не допускать болезненных, с его точки зрения, мыслей о содеянном. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они у себя признают с неохотой, а иногда и совсем не признают. Именно механизм проекции проявляется в том, что собственные отрицательные качества, влечения и отношения человек бессознательно приписывает другому лицу, то есть проецирует на него. У Виктора этот механизм сработал с книгами о рабовладельце, наполнив его чужими, но подходящими мыслями и установками, мол, он-то хороший, он-то «баловал» своих пленниц и заботился о них. Некой трансформацией проекции становится ситуация, когда агрессивные намерения и импульсы человека полностью приписываются другим людям, а себе же остаётся роль жертвы. В качестве дальнейшей защиты от тревоги Виктор стал реагировать враждебным и агрессивным поведением на пленниц, которые и стали объектами его проекции. Это они плохие, это они не оправдывали его ожиданий.

Важно проследить развитие реакции проекции как механизма психологической защиты у своего ребёнка. С самого прихода в этот мир малыш очень сильно интегрирован со своим ближайшим окружением, так, что он не дифференцирует себя и окружающих. Это значит, что не делает различия между собой и окружающими. Далее в процессе развития и становления себя, как личности собственное поведение ребёнка становится всё более независимым. Одновременно с этим появляется представление, что окружающие – такие же, как и он, и потому на поведение окружающих тоже начинает обращать внимание. Обычно ребёнок наделяет всеми атрибутами своего поведения свою любимую плюшевую игрушку или куклу. Этот приём часто используют психотерапевты: они дают куклы ребёнку, который рассматривает их как копии родителей или других близких людей, косвенно перенося на кукол своё отношение к родителям. Анализ такого поведения ребёнка может многое дать для выявления особенностей взаимоотношений ребёнка с родителями и для диагностики в целом. Проекция, с одной стороны упрощает поведение, исключая необходимость в повседневной жизни всякий раз оценивать свои поступки, но с другой стороны, может стать и механизмом не позволяющем брать ответственность. И это случай Виктора.

Параноики бояться посягательств на свою собственность, а его собственностью стали две беззащитные девочки, поэтому он их не выпускал и держал в заточении. Его сверхидеей стало желание обладать женщинами, иметь неограниченный секс в любое время, когда он захочет, вопреки желанию партнера, и эта идея подчинила себе всю его личность и начала им управлять. Кстати, из последних наблюдений его сверхидеей, похоже стало желание заработать денег на своем поступке, и эта идея позволяет ему не сойти с ума, не думать о содеянном, ни о чувствах, ни о боли и страданиях, которые он нанес.

Была ли у него низкая самооценка? Не думаю. Ведь тогда он вряд ли построил бы бункер, вряд ли бы его интересовала так тема молодости, продления рода, таким чудовищным способом, вряд ли интересовали другие женщины и желание заменить Лену. Безусловно, все эти обстоятельства можно рассматривать и с точки зрения низкой самооценки и неуверенности в себе, желание мстить матери, через других женщин, но все же моё мнение о его поступке сводится к характеру его болезни. Она не становится оправданием его действий, она лишь может стать некоторым объяснением.

Алексей. Елена Бадукина.

Женщина или мужчина? Сложно судить, как в ней уживаются мужское и женское начало и на каком этапе произошла поломка в психике. Какие в её жизни случились обстоятельства, что она стала так ненавидеть всё женское в себе и в других. Идентичность женщины и мужчины развивается на протяжении всей жизни, хотя основа гендерной идентичности формируется в глубоком детстве. Чем слабее мы ощущаем свою идентичность, тем больше мы стараемся её защитить, с одной стороны. Но, с другой стороны, когда приходит осознание своего бессилия – формируется ненависть. Ненависть и агрессия, в жестокой форме стали проявлениями защиты личного опыта у Алексея-Елены. Неконтролируемая ненависть свидетельствует о слабости психологической структуры её личности и указывает на остановку психического развития. Повлиять на остановку развития способно множество факторов. Ответственность за то, что она сделала лежит на ней. Часто в своей работе я вижу женщин, которые стараются эмансипироваться, становясь "крутым парнем", используя другие маскулинные способы под давлением окружения, либо из-за слабости и неприятия своей собственной идентичности, но это никак не делает их более жестокими или равнодушными. Бессознательно или вполне осознанно ей стало важным мстить молодости и невинности. Можно лишь гадать и строить предположительные ответы на все эти вопросы. Вероятно, что этот человек, будучи девушкой сам подвергся насилию, но чувство сострадания впоследствии не появилось, а сработал другой механизм: если я страдала, то пусть все пройдут через это страдание. Она не хочет видеть очевидных вещей, она просто спряталась за маску мужчины, тем самым убегая от женского начала и ответственности. Для её психики мужчина стал неким спасительным кругом от женской боли и судьбы. Опыт родительских отношений и роль матери в этих отношениях тоже могли оказать большое влияние. Но все же недопустимо быть настолько равнодушным и жестоким человеком. Для меня большой вопрос, как Виктор, без помощи этого человека смог бы осуществить свою идею. Вероятней всего он так и жил бы дальше с идеей обладать женщиной, подчиняя все больше свой разум ей, но не более того.

 

Прочитав эту книгу, я думаю, что у многих возникнет вопрос откуда берутся маньяки и их помощники и, второе, как объяснить ребенку, что есть злые люди. Интересно, но психологический портрет маньяка отличается для разных наций. Для Русских и ближайших к ним по менталитету – это обычно человек с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью, с желанием самоутверждения за счет других людей. В детстве эти люди подвергались эмоциональному отвержению родителями, либо жили в неполной семье, где мама была очень жесткой и подавляла ребенка психологически, применяла физическое насилие. Специалисты, занимающиеся изучением этого вопроса, заметили, что первые тревожные звоночки начинают появляться еще в возрасте пяти лет. Проявляются они в поведении ребенка и довольно активно. Этот малыш проявляет неконтролируемую агрессию, но обычно вне дома, старается причинить боль, постоянно дерется и может кусаться, но желательно, чтобы никто из взрослых не видел его агрессивного поведения. Если же оно становится заметным, то он всячески пытается избежать ответственности за содеянное. Дальше такие детки не умеют расценивать эмоционального переживания, они совершенно безучастны к боли близкого или любого другого человека. А братьев наших меньших они обычно подвергают насильственным действиям. Виной тому – психотравмы, растянутые во времени, против которых в несформированной психике еще нет достаточного количества компенсаторных механизмов.

Безусловно, что иногда в благополучной и счастливой семье может появиться ребенок- психопат и от этого никто не застрахован, ведь в этом случае, включился наследственный фактор, некий ген, с психопатологической отягощенностью. А могут повлиять ранние поражения центральной нервной системы, внутриутробные инфекции, родовые травмы, различного вида черепно-мозговые травмы, приобретенные уже в течении жизни. Но в этом случае, тоже можно увидеть, что с ребенком что-то не так. Маленькие психопаты проявляют удивительное бездушие ко всему, что их окружает. Социальная среда тоже вносит немалую лепту во все это. Поэтому очень важно понимать своего ребенка, важно на всех этапах его развития быть рядом, но не просто бездушным и безучастным родителем, а человеком близким, которому доверяют, к которому могут прийти в горе и радости, и в ответ получить не оценочное суждение или клише неудачника, а выслушание и предложение помощи.

Девочки после того, как с ними случилась эта чудовищная история, проходили непростой период в своей жизни, он называется кризисом идентификации. Родителям совсем непросто в этот период со своими детьми, но детям еще тяжелее. Подростка раздирают внутренние конфликты, которые особенно обостряются, если не находят поддержки. Первое – это бунт против контроля родителей, и в тоже время потребность в руководстве. Хочется быть взрослым, а это начинает проявляться в основном там, где нельзя. Пить алкоголь плохо, он под запретом, но хочется попробовать, поэтому предложенная водка была пригублена. Когда нет доверия, но есть страх наказания за позднее возвращение домой, то начинает превалировать именно этот страх, а не страх сесть в чужую машину... Неужели родители не говорили, что садится в малознакомую машину нельзя, но маму огорчить поздним возвращением в этой ситуации, стало страшней. Опять же испытание на прочность внешних границ своего я, и тут же забота со стороны взрослых, когда бессознательно хочется показать свою самостоятельность. Мысли о будущем, но ориентация на настоящее, поэтому шоколадка здесь и сейчас. Желание близости и страх интимности, есть желание заигрывать, поэтому машина, непринужденные разговоры, большего не нужно пока, но нужно здесь и сейчас. Опять же, чтобы пройти кризис идентичности подросток проходит ряд этапов. С одной стороны, нежелание становиться взрослыми, смутное состояние тревоги, связанное с социальной незрелостью, страх перед общением с противоположным полом, ожидание чуда, которое внезапно изменит жизнь, враждебность и презрение к нормам и запретам. Понимаете, теперь, что всё чему вы учили когда-то ребенка:

нельзя разговаривать с незнакомцами и впускать их в квартиру;

нельзя заходить с незнакомцем в лифт и подъезд;

нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам;

нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти с ними;

нельзя задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты;

- теряется в подростковый период и сохранить это можно только доверием, а через него можно читать вместе книги и рассказывать истории и только, когда ваш подросток вам будет доверять, только тогда он будет готов воспринимать и слышать вас. Уважайте своего ребенка, любите его, сумейте стать ему старшим товарищем и лучшим другом на земле. Станьте для своего ребенка таким родителем, в котором он видит и чувствует опору. Тем человеком, к которому он сможет прийти в любой момент, не боясь осуждения и наказания, тем, кому он может позвонить и сказать, что я выпил и мне очень плохо, я задержался на вечеринке и не знаю, как добраться домой, заберите меня. Если же не знаете или не можете справиться сами, то поищите специалиста. Поверьте, они все разные и практикуют в различных техниках, важно найти своего, с которым вам захочется поделиться и вы почувствуете к нему доверие. И он вас почувствует и спросит не: «Что ты хочешь рассказать?», а: «Я смогу чем-то помочь?»