Все записи
МОЙ ВЫБОР 19:40  /  9.08.19

84просмотра

Самоорганизующиеся галерейные пространства как новый виток в истории современного искусства

+T -
Поделиться:

Музей в классическом понимании изживает себя. Форма организации, как коллекционирование, хранение и обозревание произведений искусств, устарела. Посетителей музеев и галерей все больше привлекает мысль стать частью процесса: от участия в перфомансах до образовательных курсов. Сотрудничество и взаимодействие между художниками, кураторами и непосредственно самими музеями осложняется устоявшимися процессами и условиями. Дорогостоящая аренда выставочного зала, высокий процент с продажи, необходимость наличия солидного портфолио, популярность художника — тормозит развитие российского арт-сообщества.

На арену выходят самоорганизующиеся галерейные пространства, которые являют собой симбиоз работы художников, кураторов, галеристов и арт-критиков.

Что такое самоорганизация в искусстве?

 Рэй Ольденбург в книге «Третье место» утверждал:

 «Люди работают вместе и сотрудничают друг с другом, чтобы сделать то, чего человек не может сделать в одиночку. Хотя многие из такого рода усилий неформальны, они тем не менее требуют общего понимания того, кто что умеет делать; навыков, способностей и взглядов жителей квартала. Третьи места служат для того, чтобы рассортировать людей в соответствии с их потенциальной полезностью в коллективных предприятиях. С этим связана функция третьего места как организационного пункта.»

Самоорганизующаяся художественная галерея — в первую очередь третье пространство, где аккумулируется энергия, время и интересы участников процесса. Между ними происходит непрерывный диалог. Это точка пересечения, в которой мнения сторон будут услышаны на равных условиях.

Художники и кураторы принимают участие в самоорганизации по одной веской причине. Донести беспрепятственно искусство до зрителя. Без напыщенности музейной истории, сложных отношений с системой, получения грантов и ожидания славы, участники работают в одном направлении для достижения единой цели.

Преимущество самоорганизующейся галереи кроется в широкой паутине художников, арт-критиков, галеристов и кураторов. Действующие лица сменяются в постоянном потоке, что гарантирует свежесть взглядов, привнесения новых идей и эстетических предпочтений.

Влияние самоорганизующегося художественного пространства на окружающую среду

Такого рода пространства — кровеносная система культуры, своеобразный срез культурного пласта города, страны. Появление независимых художественных галерей непосредственно влияют на окружающую среду, повышает местный культурный уровень.

Современные пространства, которые не имеют финансовой поддержки со стороны муниципальных учреждений, государства или частных лиц, вынуждены открываться в районах с низкой арендной ставкой. Практически всегда выбор падает на бывшие заводские и промышленные зоны. Развитие художественной деятельности непосредственно влияет на имидж, повышает социально-структурный уровень индустриальных районов. Постепенно неблагоприятными территориями города интересуется большее количество местных жителей и туристов, что провоцирует приток инвестиций.

К самоорганизации в искусстве прибегают в разных странах мира

SIMULTANHALLE

Simultanhalle — выставочное пространство на окраине Кельна в Германии, основанное в 1983 году чешской художницей Евой Яношковой.

В 1979 году архитекторы Busmann + Haberer построили Simultanhalle как макет для Музея Людвига. Основная цель постройки заключалась в тестировании освещения, конструкции потолков и напольных покрытий. После выполненных задач короб подлежал сносу. В 1983 году художникам удалось его предотвратить путем активного использования пространства в качестве выставочного зала.

Цель постоянно меняющейся команды кураторов — объединить работы и взгляды известных художников с работами и взглядами неизвестных художников, которых выбирают специально для этого пространства. Дать возможность заявить о себе в союзе с уже состоявшимися мастерами.

Художники и кураторы, которые хотят попасть в команду самоорганизующегося пространства в Кельне, должны быть зарекомендованы покидающим членом коллектива. Такая текучка кадров влечет за собой разнообразие новых идей и видений на процесс работы галереи.

Dordor Gallery

Dordor Gallery–– художественное пространство в индустриальном районе Москвы, Россия, основанное в 2018 году московским художником Ильей Федоровым.

Это первая площадка в Москве, которая объединила в себе художественную галерею и мастерские по принципу самоорганизации. Галерея предоставляет выставочное пространство для художников, что позволяет им продуктивно работать и реализовываться за счёт проведения персональных или групповых выставок.

Полезным для создания благотворной среды является возможность непосредственной коммуникации между автором и зрителем.  Команда галереи руководствуется принципом: диалог между человеком и искусством зарождает здоровую позицию, основанная на уважении и принятии нового, необходимая для формирования здорового общества.

Будущее искусства за самоорганизующимися художественными пространствами

Самоорганизующиеся пространства — это долгосрочное строительство желаемого будущего для искусства, а не краткосрочное вложение. Возникновение самоорганизующихся художественных пространств — это новый уровень развития искусства и взаимоотношения между участниками арт-сообщества. Самоорганизация уничтожает сложившиеся стереотипы о работе и роле кураторов, художников, критиков и зрителей.

За время работы в сфере галерейного искусства стало очевидно, что сегодня самоорганизующиеся, независимые художественные пространства являются очевидной частью городских художественных пространств. Независимые арт-галереи предлагают новый подход в создании места, где художники и другие члены арт-сообщества обмениваются идеями, перенимать опыт, создавать в коллаборациях друг с другом. 

Галереи, фонды, музеи, проектные и творческие пространства сотрудничают с постоянными художниками-резидентами. Работа институций направлена на получение признания в настоящий отрезок времени. Самоорганизация же опускает момент сиюминутной значимости, акцентирует внимание на диалоге между участниками процесса.