Все записи
13:45  /  19.08.19

234просмотра

Возможно ли, что современное искусство — способ заработка для жадных капиталистов?

+T -
Поделиться:

«Я хочу уравновешенного, чистого искусства, которое не беспокоит и не смущает. Я хочу, чтобы перед моей живописью усталый, надорванный, изнурённый человек вкусил отдых и покой».

 Анри Матисс

Во времена политических и экономических репрессий творческие активисты стояли в первых рядах революций. Несмотря на это, арт-объекты — инструменты манипуляции власти. Через произведения искусства транслируются идеи, установки, выгодные в определённые отрезки времени. Что происходит в странах на макро и микроуровнях видно через зеркало искусства.

Капиталисты, как и власть, пользуется творческим рупором. Легко управлять массами, когда смысл идентифицируется публикой как положительный. Искусство современных художников связано напрямую с идеологией финансового капитализма. Капиталисты сотрудничают с маркетологами, которые указывают на место под солнцем через приобретение арт-объектов. Искусство больше не акт протеста, а ликвидный товар. 

Капиталистический путь современного искусства начался в 60-х. Художники устали от модернизма и стремились отобразить социальные, экономические и политические проблемы. Работы наполнялись символизмом. Грани между стилями стирались, развивался концептуализм и минимализм. В 70-х годах усилилась социальная направленность, в работы вернулся цвет, процветала фигуративность. Параллельно с этим люди с деньгами активно интересовались миром и проблемами искусства. Меценаты и спонсоры выделяли средства на культурные мероприятия. 

В 90-е, публика стала готова инвестировать в искусство.  Люди понимали, что другие виды инвестиций перестают быть высокодоходными или становятся крайне рискованными. Капиталисты нашли выход через долгосрочные финансовые вложения в арт-объекты. Если инвесторы вкладывают в известных актуальных художников, то деньги не пропадут. Художественный капитализм имеет общие черты с неолиберализмом: коллекционеры приобретают работы современного мастера, которые со временем вырастут в цене и инвестиции окупятся. Вложения повышают интерес, рождают спрос. 

Чарльз Саатчи считается одним из важнейших коллекционеров Великобритании в послевоенный период. В 90-е Саатчи активно помогал молодым художникам и благодаря его покровительству, Лондон стал центром постмодернистского искусства. Чарльз до сих пор остаётся одним из богатейших инвесторов в искусство в мире, его состояние оценивают в 192 миллиона долларов.

Не только Англия знаменита коллекционерами. В Катаре живёт самая влиятельная женщина в мире современного искусства — шейх Маясса Аль-Тани. Ежегодно расходы её организации на современное искусство составляют 1 миллиард долларов. Американский инвестор и коллекционер, Леон Блэк в 2012 году заплатил 120 миллионов долларов за «Крик» Эдварда Мунка, а в 2013 году — 48 миллионов долларов за рисунок Рафаэля. Роза де ла Круз — кубинский коллекционер произведений искусства. В 2009 году она и её муж, Карлос де ла Круз, открыли коллекцию современного искусства de la Cruz в Майами. Частный музей площадью 30 000 квадратных футов спроектировал Джоном Маркеттом. Роза и её муж зарабатывают в год 1 миллиард долларов.

Интерес со стороны инвесторов диктует художникам, какие работы создавать. Капитализм — обоюдная политика, все участники увеличивают доход. Дэмиен Хёрст — один из самых цитируемых и признанных художников современности. Его прибыль за последний год составляет около 20 миллионов долларов.

 

Состояние Такаси Мураками —  100 миллионов долларов.

 

Материальное благосостояние Дэвид Чоу — 200 маллионами долларов.

 

14% от общего количества сделок на аукционах по изобразительному искусству по всему миру составляет современное искусство. С точки зрения оборота и транзакций, его доля больше, чем в сегментах произведений искусства старых мастеров и искусства XIX века.

Статистика от Artprice на середину 2018 года:

  • Мировой аукционный оборот вырос на 19% и достиг 1,9 млрд долларов.
  • Объем сделок вырос на 17%, продано 66 850 современных лотов.
  • Мировой непроданный курс остался стабильным на уровне 39%
  • Индекс цен на современное искусство вырос на + 18,5%

Три основных индикатора рынка растут одновременно вверх, что говорит о сбалансированном росте аукционных продаж современного искусства.

Капитализм подвергается критике как враг искусства. Однако в 21 веке жизнь подчиняется прибыли, современный мир искусства на прямую зависит от вложений. Капитализм изменил искусство, арт-объекты интересны тогда, когда становятся предметом инвестиций.