Все записи
13:29  /  2.09.19

388просмотров

Художница Тако Сакварелидзе об it-технологиях в искусстве: «Я верю в антиутопии и были моменты, когда я задумывалась, нормально это или нет»

+T -
Поделиться:

Тако Сакварелидзе, грузинская художница, рассказала о творческом пути, о том, как помогает профессия бизнес-аналитика в искусстве и об арт-проекте с дополненной реальностью. Выставка «Цифровое Око» пройдёт в пространстве галереи DordorGalleryв Москве 6-8 сентября.

С какого момента ты поняла, что будешь художником?

Тяга к рисованию возникла ещё в детстве, но в старшей группе детского сада воспитатели потрудились, чтобы желание отбить. Дело в том, что фигуры женского пола я рисовала с грудью в виде скобок. Через некоторое время я заметила, что воспитатели перестали давать мне листы бумаги, стали обходить стороной (смеётся).

Они не хотели смущать остальных детей?

Да, к такому выводу я пришла спустя время, когда оценила ситуацию как аналитик.

Когда вернулось желание рисовать?

Прямо перед защитой магистерского диплома по it-технологиям у меня что-то щёлкнуло в голове, и я подумала: а не пойти ли мне учиться рисовать. Хотела записаться на курсы по работе с пастелью. Свободных мест не оказалось, предложили интуитивную живопись: перерисовывать картины, как чувствуешь. Меня это не впечатлило. Поступила в Академическую школу дизайна на курс по основе рисунка. Базу я усвоила, но желание реализовывать свои идеи быстро преобладало над желанием рисовать гипсовые головы. Сначала меня поглотила графика, я неравнодушна к ней до сих пор, а уже потом — живопись. Стали появляться тематические серии с философско-социальным подтекстом. До сих пор не знаю, как называть себя: художником или мыслителем.

А что для тебя определение «художник»?

Честно, никогда не пыталась дать определение этому слову. Наверное, это рефлексирующий человек, который способен создавать нечто интересное, необязательно новое, который в принципе способен создавать. Художник для меня — всегда философ, который желает что-то выразить или выговориться, но быть услышанным — не самоцель. Художник не только тот, кто создаёт произведения искусств — я художник и в своей основной профессии. Нужно обладать определённой долей креативности, чтобы придумать софт, оптимизировать процессы или трансформировать существующий бизнес, создать новые бизнес-модели.

Было такое, что зрители твои работы не понимали, то есть ты не была услышана?

Вообще, люди часто задают вопросы по поводу моих картин. У меня сложилось убеждение, что многие зрители боятся высказать своё предположение касательно задумки первыми, предпочитают спросить. Я не стремлюсь, чтобы мои работы воспринимались исключительно так, как вижу их я сама. Все люди разные, этим интересен диалог с публикой.

Часто совпадает видение зрителей с тем, что ты хотела выразить?

Скорее да, чем нет. А ещё бывает так, что сама не могу объяснить словами вложенный смысл, и когда люди озвучивают своё мнение, я понимаю: «Точно-точно! А ведь частичка этого тоже заложена в картину».

Бывают ли моменты, когда тебя покидает вдохновение, теряешь веру в себя?

Нет. Вообще, вдохновение — сомнительная штука. Я в него не верю. Нелепо сидеть и ждать вдохновения, нужно делать, создавать. Возможно, это говорит мой внутренний голос рационалиста. Впрочем, какая разница? Мне приходит в голову идея, дальше я её развиваю, комбинирую образы, размышляю над реализацией и приступаю к делу.

Ты уверена в своём искусстве?

Да. Хотя был момент, когда после первой выставки долго не притрагивалась к холстам. 

Почему?

Не осталось сил. 

Как ты себя пополнила?

Само восстановилось. Возможно, вдохновение (улыбается). Я съездила в Грузию, и в результате появилась новая серия картин «Вдох», наполненная воздухом и свободой.

У тебя есть ментор, наставник?

Да, это преподаватель Академической школы дизайна. Тимофей Смирнов, художник-график, искусствовед. Я рада, что попала именно к нему. Убеждена, что в жизни всё происходит не просто так. Тимофей — неординарный учитель и гениальный художник с интересными взглядами и мироощущением в целом. Он научил меня по-новому воспринимать искусство. 

Что думает он думает о твоём проекте?

Ему понравилось, он отметил, что с проектом «Цифровое ОКО» я на шаг впереди. Мне приятна такая высокая оценка моего наставника.

Как относится семья, что ты бизнес-аналитик и занимаешься искусством?

Исключительно положительно.

Профессия в области IT помогает в искусстве?

Пока только с проектом «Цифровое Око», когда я решила объединить информационные технологии и живопись. 

Что такое «Цифровое Око», расскажи о проекте?

Основная мысль проекта — размывание границ частной жизни по причине внедрения технологий во все сферы и аспекты жизни. Я не претендую на новизну идеи, об этом писали фантасты: Замятин, Оруэлл. В первую очередь, это тревожная тема для меня, как человека из it-сферы. Я верю в антиутопии и были моменты, когда я задумывалась, нормально это или нет. Мне интересно, насколько далеко готовы зайти люди, насколько хватит их извращённого ума, ведь камеры — образ современных технологий, всего лишь верхушка айсберга. И получается, что я принимаю в этом непосредственное участие и будто бы встала на сторону зла. Находясь в контексте построения такого будущего, выбрала эту сторону, чтобы не оказаться тем, кого оно, будущее, «сомнёт».

Что именно зритель увидит на выставке?

На выставке будут полотна с дополненной реальностью. AR-технология позволяет воспринимать смешанную реальность, которая создаётся с использованием «дополненных» элементов действительной реальности, когда объекты монтируются в поле восприятия. Например, Ikea и Nike давно используют дополнительную реальность в работе с клиентами. У Ikea покупатель может подставить мебель в интерьер и посмотреть, как она будет выглядеть в его квартире. У Nike — виртуально примерить кроссовки. 

В моём случае на каждой картине изображены камеры. Зритель с помощью телефона или планшета дополняет картину иной реальностью, которая находится по другую сторону холста. Зритель видит то, что снимают камеры.

Неотъемлемая часть проекта «Цифровое ОКО» — перформативная программа, которая включает иммерсивные элементы и музыкальный концерт, и выступление DJ.

Сколько времени ушло от идеи до реализации?

Около года, с перерывами.

Изменил ли тебя проект в процессе работы над ним: ты раскрылась технологиям больше или, наоборот, заклеила все камеры?

Я не просто заклеила камеру. Одна компания на конференции раздавала специальные самоклеящиеся заслонки со шторками для ноутбуков. Я поняла, что не параноик.

Какие твои дальнейшие планы в сфере современного искусства?

Продолжу тематику влияния технологий на жизнь общества.

Почему ты выбрала именно Dordor Gallery для выставки?

Знакомые рассказали о галерее. Написала Илье, он одобрил. Я почувствовала себя эмоционально комфортно сразу, как переступила порог.