Все записи
16:05  /  2.12.19

300просмотров

Секс в современном искусстве через гендерную идентичность, сырое мясо и собственное тело

+T -
Поделиться:

«Секс и искусство — это одно и то же» (с) Пикассо

Секс — часть жизненного уклада человека. Культурные, личные и политические аспекты секса приобрели различные изобразительные формы в искусстве. Секс изображали в качестве символа плодородия в древнем искусстве; с помощью него разжигали фантазию в шунге — японские принты. Секс в современном искусстве используют как инструмент выявления гендерных и социальных неравенств, насилия и травм до отрицания режима и стремления к свободе. 

Роберт Мэпплторп

В 1978 году Мэпплторп опубликовал «Портфолио X» — серия фотографических печатных изданий с ограниченным тиражом. На работах изображены гомоэротика и садомазохизм. После смерти художника в американском конгрессе разгорелись споры: фотографии артиста — искусство или порнография. Особенность практики Мэплторпа — новаторский акцент на альтернативную сексуальность. Артист исследовал сексуальные разнообразия в рамках закона о непристойности.

Художественная практика артиста была разнообразна: от общественных портретов до скульптур в смешанной технике и цветочных натюрмортов. Друзья или общественные деятели заказывали у художника портреты собственных детей. Модели были обнажены или частично одеты. 

Трейси Эмин

Практика Эмин автобиографична, художница исследует и работает с собственной сексуальностью. Секс для Трейси связан с противоречивой самооценкой, и колеблется между положительными и отрицательными ассоциациями. Собственное чувство идентичности остаётся неопределённым, что заметно в монопечатных рисунках Эмин. На портретах художница выглядит обнажённой и наглой, но одновременно уязвимой и хрупкой.

Работа «Все, с кем я когда-либо спала» принесла Эмин знаменитость в 1995 году. Художница нанесла имена всех, с кем она когда-либо делила кровать: буквально или спала рядом. Среди 102-х человек художница указала имена бабушки, брата-близнеца Пола и двух абортированных плода Эмин. Арт-объект представлял собой палатку с открытой дверцей. Внутри горел свет и лежал матрас. Художница передала эмоциональную близость прежде всего ото сна рядом, а не от сексуальных отношений, через миниатюрные размеры палатки. Художественное произведение сгорело в 2004 году, Эмин отказалась его восстанавливать. 

Кэрол Шнейман 

Художница-феминистка 1960-х годов Кэрол Шнейман противостояла табу на тему секса и определяла сексуальность женщины как источник идентичности и власти. В 1964 году Шнеман получила известность благодаря фильму «Мясная радость», в котором танцоры в нижнем белье корчатся вместе с сырым красным мясом и скумбрией. Кэрол — символ экспериментальности и открытости в исследовании секса и сексуальности в 60-х годах: в Eye Body (1963) художница украшала собственное обнажённое тело змеями; в фильме Fuse (1965) Кэрол изобразила секс с партнёром, экспериментальным композитором Джеймсом Тенни; в 1975 году на выступлении Interior Scroll она вытащила из влагалища рулон текста и прочитала вслух публике.

Шнеманн подытожила долгую и радикальную карьеру в интервью с The Guardian в 2015: «Я думаю, что я упрямая. Вначале у меня не было прецедента, чтобы меня ценили. Всё, что происходило из опыта женщины, считалось тривиальным. Я не была уверена, изменит ли моя работа эту парадигму или нет, но я должна была попробовать».

Джессика Ятрофски

Фотограф и режиссёр изобразительного искусства в Бруклине. Артист исследует роль телесности в политике, вопрос гендерного неравенства. Ятрофский сняла видеофильм под названием «Фотография: история мастурбации». На видео рассказывается об андрогинном татуированном молодом человеке — тип внешности, который был бы неуместен в библиях концептуального стиля: «Переиздание» или «Человек о городе». Модель позировала, в то время как рассказчик спрашивал зрителя: «это искусство?», «если бы в The New York Times написали, что это искусство, будет ли это искусством?». В видео рассматриваются темы, которые преобладают в искусстве Джессики: человеческое тело, человеческая сексуальность. Художница исследует вопрос, когда тело и сексуальность становятся прочитанными и/или понимаемыми как изобразительное искусство. 

София Нарретт

Вышивки — китч времён пенсионеров, но работы Софии Нарретт ставят под сомнение стереотип. Художница исследует типы сексуальности и их уместность в произведениях искусства. Изображения на гобеленах Нарретта галлюцинаторные, сбивают с толку и наводят ужас. София создаёт работы под воздействием высоко или низко интеллектуальных ток-шоу или литературы. Например, пьеса «Обнажённая невеста в новом подвале» — прямая отсылка к сериалу «Холостяк». В пьесе изображены две женщины, которые одеты в свадебные платья. Девушки борятся за внимание ленивого мужчины без рубашки. Молодой человек лежит на кушетке и мастурбируют. София заставляет задуматься зрителя над вопросом: «каким образом некоторым мужчинам предоставляется привилегия не делать ничего, а женщины всё равно сражаются за их внимание?».