Все записи
10:08  /  17.10.19

724просмотра

Тайм-менеджмент: о внутренней осознанности

+T -
Поделиться:

О тайм-менеджменте написаны десятки книг, сотни статей и тысячи постов в соцсетях. Казалось бы, что ещё добавить? Читайте, пользуйтесь современными приложениями и техниками  — и всё получится. Однако я бы хотела взглянуть на тайм-менеджмент под другим углом.

Недостаточно просто установить на телефон умные приложения и завести список дел. Учёные выяснили, что неправильно организованный тайм-менеджмент не только не поможет вам эффективно справляться с делами, но и увеличит уровень стресса, негативно повлияет на финансы и ухудшит отношения.

Начинать нужно, как и всегда, с осознанности: грамотно расставить приоритеты, разобраться со своей самооценкой и снизить уровень тревожности и стресса. Весьма вероятно, что после такой работы над собой стандартные инструменты тайм-менеджмента — трекеры привычек, списки задач и так далее — вам и не понадобятся.

Приоритеты

Для начала разберитесь со своими приоритетами. Человек, который понимает, что именно в его жизни первостепенно, уже не пытается втиснуть в один день бесконечное количество задач. К примеру, если в вашей системе ценностей на первом месте стоит семья, вы не будете раздумывать, брать ли на выходной дополнительную работу. И список задач не понадобится: вы на уровне подсознания будете делать все дела так, чтобы уложиться в рабочее время. 

Как расставить приоритеты? Отличным инструментом является колесо жизненного баланса. Выделите важные для вас сферы — работа, здоровье, обучение, семья и так далее — и оцените текущую удовлетворённость их состоянием по десятибалльной шкале. Колесо можно нарисовать на бумаге или скачать специальное приложение, например, LifeWheel. На схеме вы увидите, где именно у вас перекос, и сможете понять, чему стоит уделять больше времени.

Ещё один инструмент в помощь — матрица Эйзенхауэра. Нарисуйте две пересекающиеся оси. По горизонтали с одной стороны укажите «Важно», с другой «Неважно», по вертикали — «Срочно» и «Несрочно». Распределите все текущие задачи по получившимся квадратам. Задачи из раздела «Срочное и важное» стоит либо сразу же решить, либо внести в ежедневник со сроком выполнения и напоминаниями. «Срочное и неважное» делегируйте. А вот все несрочные и неважные дела нужно проверить на значимость. Действительно ли их нужно выполнять? Или можно вычеркнуть, освободив время для отдыха?

И небольшая проверка: если большинство ваших задач оказались в квадрате «Важные и несрочные», значит, вы правильно расставили приоритеты и грамотно управляете своим временем. 

Самооценка

Работа с самооценкой критически важна для грамотного тайм-менеджмента. Почему? Как только вы становитесь достаточно уверены в себе, понимаете цену своего времени и чётко осознаёте свои компетенции и сильные стороны, вы легко решаетесь на делегирование. Весь мир перестаёт держаться на ваших плечах, вы больше не думаете «Кто, если не я» — и смело передаёте рутинные или неинтересные задачи другим людям, освобождая себе время для более приоритетных и приятных дел. При этом серьёзно улучшается уровень и качество жизни.

Тревожность и стресс

Бороться с тревожностью и стрессом поможет список дел. Эксперты советуют выписать все свои задачи, мысли и желания и разделить их по проектам и областям. Так вы перестанете постоянно прокручивать их в своей голове, тревожась, что что-то забыли. Просто введите привычку сразу фиксировать все мысли. А для упорядочивания списка дел отлично подойдет Google Календарь, приложения TickTick или Fantastical 2.

Ещё один способ снизить уровень стресса — составить квадрат Декарта. Он помогает понять последствия каждого решения и снять страх ошибки. Разделите лист бумаги на четыре части, и, двигаясь слева направо и сверху вниз, каждый квадрат озаглавьте вопросом: «Что будет, если это произойдет?», «Что будет, если этого не произойдет?», «Чего не будет, если это произойдет?», «Чего не будет, если этого не произойдет?». А дальше пройдитесь по задачам, которые вас тревожат или пугают. Чаще всего оказывается, что, если вы решите не выполнять задачу или в процессе что-то пойдёт не так, ничего смертельного не случится, и стресс отступает.

А уже после, с грамотно расставленными приоритетами, поднятой самооценкой и сниженным уровнем тревожности, стоит думать, так ли вам на самом деле нужно управлять своим временем — или всё и так хорошо.