Все записи
16:45  /  19.11.19

167просмотров

Почему детям не хватает школы

+T -
Поделиться:

В масштабах Вселенной наша жизнь коротка, однако мы пытаемся успеть если не все, то многое. Мы все живем сегодня, и основные требования здесь и сейчас – это скорость и результаты. Много, очень много результатов, хороших и разных.

Чтобы добиться результатов, мы учимся и работаем. Чтобы добились результатов наши дети, мы их учим. Чему же мы хотим научить наших детей? Что мы им желаем? Всего лишь здоровья, успешности, счастья, благополучия, перспектив, любви и еще того, чего не смогли добиться мы сами. Современные родители стараются использовать все существующие в мире возможности для обучения и становления личности ребенка.

Когда-то давно система обучения была индивидуальной, однако, с конца XIX века в России постепенно внедрялось всеобщее системное обучение, при этом длительность общего образования постепенно и неуклонно росла. Если в начале XX века это были обязательные 4 класса, в конце – 8 классов, то сейчас это уже 9 классов с текущим расширением до 11 лет школьного обучения.

Сегодняшняя школа меняется, и меняется постоянно. Отследить родителям все изменения в школьном образовании крайне сложно. Существует множество программ и учебников, при этом родителю не предоставляется возможность совершить выбор программы обучения по тому или иному предмету.

Если сравнивать систему образования в советский период и сейчас, то она отличается прежде всего количеством стратегических задач, которые система образования ставит перед собой в разные периоды. Так, в советский период равный вес имели задачи как образовательная, так и воспитательная. Именно поэтому так много трудов советских педагогов посвящены становлению личности в рамках советской школы. Яркий пример тому – это «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко.

В настоящее время к особенностям образования можно отнести повышение требований к уровню учащихся. Меняются как правила и законы обучения, так и контекст изучения предметов.

Современная школа имеет вектор цифровизации. Верификация результатов призвана обеспечить объективный подход к получению знаний и аттестации.  С ранних лет в детях необходимо воспитывать позицию готовности к изменениям, творческий подход и постоянную работу над собой.

При всех плюсах и перспективах цифровизации обучения часто происходит значительное упущение: получение знаний и требования к аттестации часто бывают некомплементарны, что приводит детей к выбору в сторону приобретения навыков просто сдачи экзаменов, отказываясь от получения глубоких и широких знаний.

Конечно же, чаще всего это приводит к зачислению в вуз, но в высшей школе планка для студентов иная. Вузы нацелены именно на знания, так как только специалисты со знаниями, с отличными предложениями и перспективами позволяют поддерживать высокую репутацию учебного заведения.

И здесь у многих студентов наступает, как говорят мои коллеги, когнитивный диссонанс. Это такой внутренний кошмар, при котором желания вдруг резко начинают противоречить наличным возможностям, и ты не понимаешь, что делать. А ведь еще молодость, интересы, новые знакомства, и такая богатая на новые искушения жизнь. Так или иначе, но разговор о проблемах юных студентов, полагаю, мы продолжим в одной из следующих статей, а теперь позвольте вернуться к нашей альма-матер номер один.

Итак, школа, в представлении родителей и учеников, как, собственно, целевой аудитории, это долго, сложно и часто малорезультативно. Современная школа занимается воспитанием и становлением личности учеников в минимальном объеме, при этом от родителей требуется постоянное участие. Коллектив больше не ответственен за действия его членов. Да, индивидуализация нарастает, но вместе с ней нарастает расслоение общества в рамках школы.

Главным разрывом между сегодняшними реалиями и современной школой является скорость достижения конечного результата. Для школы главным результатом являются аттестационные оценки и победное поступление в вуз, для текущей реальности – множество верифицировнных целей.

С психологической точки зрения этот конфликт компенсируется многоплановым дополнительным образованием. Если смотреть на рынок дополнительного образования системно, то можно увидеть следующее: дополнительное образование включает в себя все, что интересует детей и родителей и что не может предложить школа.

Сегодняшняя парадигма для родителей – это инвестиции в будущее детей. И в данном случае речь идет как о финансовых, так и о нефинансовых инвестициях. Решение проблем со школой – это в частности дополнительное образование, способное скомпенсировать проблемы школы, развивающее ребенка фокусно в необходимых направлениях.

Дополнительное образование традиционно включает в себя следующие направления:

  1. Спорт. Развитие физических возможностей, развитие целеполагания и дисциплины.
  2. Творчество и коммуникации. Реализация творческих и лидерских способностей и проба себя в новых направлениях.
  3. Интеллектуальное развитие.

3.1.        Углубленное развитие знаний по отдельным предметам.

3.2.        Практические навыки, применяемые в учебе и обычной жизни, облегчающие и оптимизирующие процесс обучения.

Спорт и творчество открывают и развивают грани личности, в малой степени затрагиваемые в школе. Спорт и творчество часто являются стабильной дополнительной нагрузкой на детей, формирующей достижение отдаленных целей, а также неоспоримо способствующих развитию детей. Что любопытно, дополнительная нагрузка на учеников приводит к воспитанию необходимой в будущем дисциплины, развитию навыков управления своим временем и исключению наших детей из различных групп риска.

Сегодня в дополнительном образовании активно расширяется интеллектуальный сегмент. Он ориентирован на удовлетворение интеллектуальных амбиций учеников и родителей. Также, в связи с разнообразной и большой нагрузкой в школе, норма сегодняшнего дня -  работа с репетиторами по школьным предметам. Кстати, что любопытно, развитие этого сегмента говорит о том, что школьная система не справляется со своими задачами и неадаптивна к текущим реалиям и нуждается в компенсации. При этом компенсаторным фактором современной школы выступает увеличивающийся сегмент интеллектуального дополнительного образования, что характерно, часто дублирующий получение школьных знаний и освоение учебной программы.

Наша компания находится в сегменте интеллектуального развития, однако дублировать школьные знания мы не посчитали для себя стратегически выгодным. Наш выбор в разработке методик направлен прежде всего на оптимизацию и увеличение эффективности процесса обучения детей в целом.

Комплекс методик, представленный компанией, в полной мере ориентирован на всестороннее развитие интеллекта ребенка, включающее в себя развитие памяти, способность скоростного восприятия и обработки информации, а также совмещающее в себя развитие творческих и когнитивных способностей.

По нашему мнению должен быть особый подход к детям. Со стороны школ, представляющих дополнительное образование, обязан быть тщательный и стратегический отбор методик, позволяющих понимать, чему и как учить детей. Именно поэтому все методики, представленные нашей компанией, являются авторскими, уникальными и создают единый комплекс развития ребёнка.

Особое внимание мы уделяем процессам цифровизации, для чего разработана уникальная технологическая платформа для отработки навыков онлайн, включая приложения для мобильных гаджетов и учебники с дополненной реальностью.

В заключение представленного обзора хочу сказать, что качество и количество услуг и программ на рынке дополнительно образования постоянно растет и адаптируется к потребностям и запросам современных детей и их родителей. Если вы планируете выбор дополнительного образования или внешкольной нагрузки – помните о том, что это возможность вместе с вашим ребенком сделать совместный выбор направления развития личности вашего ребенка. Мы выбираем с детьми направление в обучении уже из очень широкого ассортиментного перечня, и нужно не забывать о том, что при воспитании детей стратегические задачи развития личности являются настолько же важными, как и наша взаимная любовь с детьми.