Все записи
15:46  /  27.11.19

520просмотров

Что такое яхта

+T -
Поделиться:

Яхтой человечество традиционно называет судно для отдыха и спорта, как его наиболее активной разновидности.

Всё, что человек делает, должно быть предельно прекрасно, тем более отдых, поэтому в классическом «Руководстве по парусному спорту» конца XIX века прямо указано, что судно, не являющееся красивым, не может называться яхтой. Букет характеристик прекрасного собрата по планете - дерева - помог человеку создать идеальный по форме и гидродинамике артефакт, естественные обводы которого выточены водами гоночных акваторий в содружестве с талантами величайших яхтенных архитекторов истории. Яхта из дерева, традиционно передаваемая из поколения в поколение как дом или родовой замок, при должной заботе будет служить семье вечно, а поговорка яхтсменов «на деревянной яхте всегда есть, что делать» дополняет семейные традиции воспитанием мальчишек в любви к искусству работы с этим даром природы.

Традиционные парусные суда подразделяются на килевые яхты - с видимым только зимой или перед ответственной регатой тяжёлым балластным фальшкилем, в гонке удерживающим лодку от кренящей составляющей раскладки вектора давления ветра на паруса, и швертботы - ночующие на берегу легкие спортивные снаряды для одного или двух человек команды, своим весом удерживающих рангоут с парусами в рамках оптимального для скорости лодки крена. Корпуса швертботов выполняются из лёгких материалов - фанеры или стеклопластика (нескольких слоёв стеклоткани, переложенных эпоксидной или полиэфирной смолой и покрытых снаружи твёрдым гелькоутом).

Единственная на лодке мачта и парус, идущий от неё в сторону кормы, называются грот-мачта и грот. Из двух мачт яхты высокая или вторая из равных - грот-, передняя фок-, задняя - бизань. В переднем треугольнике парусного вооружения ближайший к мачте парус - стаксель, далее кливер и летучий кливер, если его передний угол находится не на палубе. На самом благородном парусном вооружении - гафельном - над гафелем - брусом, пришнурованным к верхней шкаторине (краю) паруса, ставится треугольный топсель.

Традиционно яркие и бренд-несущие спинакер и геннакер - дополнительные паруса из лёгкой ткани, которые ставятся на полных курсах - при ветре более 8 из 16 возможных румбов по каждому борту, считаемых от самой передней точки. На таких курсах основные паруса открыты, на острых - при ветре менее 8 румбов - закрыты и находятся над палубой.

Для целей проведения гонок парусные суда делятся на классы со сравнимыми гоночными характеристиками. Из стандартизированных классов столетие интереса яхтсменов выточило идеальную линейку лодок,  закрывающую любые требования - от веса малыша при первом выходе на воду до количества взрослых друзей, участвующих в гонке на твоей яхте.

По-настоящему научиться управлять парусом можно только на швертботе типа «cat» - одна мачта, один парус, один рулевой. Основных классов этого типа четыре: детский класс «Optimist» - примерно до 45 килограммов веса яхтсмена, «Laser» и «OK Dinghy» - до 85 и класс «Finn» для продолжения здоровой шкалы.

Стремительные двойки классов «Cadet», «420», «470» и «Flying Dutchman» для участия в регатах с  другом или сыном в качестве шкотового также закрывают всю весовую палитру возрастов высокой физической активности. Для особо экстремальных яхтсменов на основе новых технологий разработаны классы «49-er» и «Moth».

Культовое созвездие килевых «Star Class», «Soling» и «Dragon» для взрослых яхтсменов замыкает классическую линейку спортивных классов судов дневного плавания с открытым кокпитом (место для яхтсмена или пилота истребителя или машины класса «Formula I»).

Владельцы крейсерских яхт, используя классическую «R-формулу» соотношения измерений яхты, объединились в ассоциации гоночных классов «6mR», «8mR», «10mR» и «12mR» и организовывают себе прекрасные мероприятия. Самым большим и изящным в обводах корпуса гоночным классом является спроектированный в начале XX века для Кубка Америки «J-Class».

Килевые яхты, не объединённые в специализированные классы, на регатах разбиваются на стартовые группы по длине ватерлинии (LenghtWaterLine), обычно выражающейся в английских футах (1 ft = 0,3048 метра). В разбросе глубин и высот московских акваторий помещаются яхты от начальной длины корпуса по ватерлинии в 24 фута до 32 футов. Лодки J-Class'a строятся в диапазоне LWL от 80 до 87 футов и максимальной длиной корпуса (LOA) от 120 до 139 ft.

Кроме этого, в мире существует множество иных прекрасных спортивных снарядов, с помощью которых человек катается на ветре в море и всевозможные системы соревнований на них, более или менее продуманно организованные.