Все записи
14:59  /  28.10.19

99просмотров

Памяти погибающих монстров (я о оффлайн-ритейле)

+T -
Поделиться:

Десятки километров прилавков, миллионы тонн еды и товаров массового потребления, кубометры мебели и тысячи обслуживающих мелких кафе-прилипал, клоунов с шариками и прилавков с чехлами для смартфонов – все это торжество оффлайн-потребления скоро закончится. Время огромных моллов подходит к концу.

Люди переключаются на онлайн-магазины. Скоро о культпоходах за МКАД ради того, чтобы «себя показать» и «людей посмотреть», набить жратвой багажник, сходить в кино, покатать ребёнка на паровозике и залить это счастье газировкой, будут рассказывать только бодрые старушки и их маразматические дедули.

WallMart, Macy’s, Леруа Мерлен, DYI и другие торговые корпорации избавляются от сотен своих магазинов и переключаются на онлайн-торговлю. Причем некоторые меняют не только формат торговли, но концепцию магазинов, создавая маркетплейсы с товарами, которые предлагают их прямые конкуренты.  Такой радикальный разворот в сторону интернет-торговли лидеры рынка сделали несмотря на то, что доля онлайна в мире не превышает пока 5% от общего объема.

То есть, мы наблюдаем глобальную трансформацию, которая превратит торговлю в борьбу универсальных компаний-платформ за покупателя. Сама онлайн-торговля представляется крошечным моторчиком, который разгоняет огромный локомотив мировой торговли. На рынке уже не осталось «чистых» оффлайн-бизнесов. У каждой компании есть сайт, на котором представлены товары и услуги. Почти все продавцы делают ставку на гибридные бизнес-модели, которые включают в себя не только разные способы сбыта, но и схемы монетизации, услуг и других вариантов заработать на клиенте, который решил сделать онлайн-покупку.

Те, кто не успел подготовиться к переходу, то есть неэффективные сетевые продавцы, уже сейчас начали вымирать. В этом году в США , по мнению аналитиков, уйдут с рынка полтора десятка ритейлеров с сотнями магазинов. Среди них, Chico’s, The Gap, Sears/Kmart, Toys R Us, Victoria’s Secret, Payless Shoes, Family Dollar, J. Crew, GNC, GameStop, Gymboree, Charlotte Russe, Abercrombie&Fitch ShopKo. Всего в США в 2019 году, который уже назвали годом апокалипсиса розницы, закроется почти 6 тысяч сетевых магазинов, при том, что открыты будут 2 тысячи.

По всему миру розничные продавцы не выдерживают конкуренцию с онлайн-магазинами. Это ожидаемо, но при этом интернет-торговля преподносит сюрпризы сторонникам традиционного формата. К примеру, более трети онлайна занимает торговля брендовой одеждой. Этот сегмент рынка лидирует и потому, что продавцы постоянно экспериментируют с форматами продаж, предложений, сайтов и не придерживаются установленных консервативных правил игры. Владельцы онлайн-магазинов одежды осознали раньше остальных, что буквально вторгаются со своими юбками и джинсами в дома потенциальных покупателей, и в результате , набирая в Google название любого фешн-бренда, мы, фактически, сообщаем, что хотели бы купить его одежду.

В США, Европе и Китае уже во всю используется система продажи комплекта из товара и услуги. Ставка делается, прежде всего, на экономии времени клиента. Когда этот тренд придет к нам, можно будет наблюдать не только рост онлайн-покупок, но и изменения на рынке услуг. Появятся платформы, соединяющие потребителей напрямую с брендами, и позволяющие одним продавать большие объемы товаров со скидкой, а другим – покупать дешевле.

Появление онлайн-маркетплейсов, внедрение на рынок генераторов услуг, поставили в жесткие условия неэффективные сети и магазины. Они начнут закрываться. Федеральным дистрибьюторам и небольшим мультибрендовым магазинам станет очень сложно выжить. Традиционная розница вымрет вместе с моллами и торговыми центрами.