Все записи
16:05  /  13.08.20

106просмотров

Как генеральный директор интернет-магазина инновационных товаров для сна создал онлайн-школу по продажам в маркетплейсах

+T -
Поделиться:

В последние годы интернет-торговля приобретает все больший вес в товарообороте, и даже наметилась тенденция к вытеснению розничной торговли офлайн. В 2019 году доля интернет-продаж в ретейле в России составила 6,1% (объем рынка — 2,09 трлн рублей), в США — 16%, в Китае — 36,6%. В 2020 году в России прогнозируется рост доли онлайн-торговли до 10%. Крупнейшие мировые бренды (WallMart, Macy’s, Leroy Merlin, DYI и многие другие) закрывают многие свои магазины и развивают онлайн-торговлю. В связи с этой тенденции все большую роль играют маркетплейсы, и для любого владельца бизнеса первоочередной задачей становится продвижение своего товара на первые позиции. Гоша Семенов, генеральный директор компании Blue Sleep, рассказал, как решил обучить владельцев бизнеса онлайн-торговле и как ему в этом помог коронавирус.

Пандемия и кризис — только к лучшему

Моя основная работа — компания Blue Sleep — интернет-магазин постельных принадлежностей, сотрудничающий с со всеми маркетплейсами. Во время карантина, объявленного из-за пандемии коронавируса, продажи снизились, появилось больше свободного времени, и я всерьез задумался, какую пользу из этого можно извлечь.

Я всегда хотел осознанно прожить время бурного роста страны и экономики, завидовал своим родителям, чья молодость пришлась на 90-е. А такому росту предшествует кризис, и это время новых возможностей. Несмотря на нагрузку в основном бизнесе, было достаточно времени, и желание передать свои знания и опыт массам не давало мне покоя. Однажды за случайным разговором я понял, что я не один такой.

Я активно общался в интернете с разными предпринимателями, и мою идею создания создания онлайн-школы для владельцев бизнеса подхватили Яна Османова, владелица компании FUGA, выпускающей посуду и предметы декора по старинным технологиям Русского Севера, Филипп Денисов, СЕО Brandquad (AI-платформа для работы с данными о товарах), и Ася Кочергина, предприниматель в сфере дизайна аксессуаров для дома. Мы созванивались через Zoom, обсуждали идеи. Общими усилиями вышли на школу Marketizzy, обучающую практическим навыкам онлайн-торговли. Также продвижением товаров занимается платформа Branquard, которая работает с более чем 2 000 каналами дистрибуции контента и за 5 лет продвинула более 400 брендов. В итоге с помощью проектов Marketizzy и Branquard мы объединились и создали онлайн-школу «Как стать № 1 на маркетплейсах». 

Создавая онлайн-курс, наша команда изучала реальные кейсы и инструменты разных маркетплейсов, больше всего информации мы получили от «Яндекс.Маркета». Команда Marketizzy руководила разработкой и организацией курса, специалисты Brandquad занимались учебной программой.Яна и Ася взяли на себя все операционное управление бизнесом, Яна стала главным поставщиком экспертизы и клиентов, а мы с Филиппом помогали с маркетингом, продажами и процессами, подключая накопленную экспертизу из своих бизнесов. Для работы над технической частью пригласили подрядчиков. При этом мы не встречались лично, общались только через интернет.

Так благодаря карантину за 3 месяца был сделан учебный курс. После пробных занятий (первичного кастдева) наша команда выпустила анонс обучения.

Учеба по квестам и пятиминутным эссе

Онлайн-школа «Как стать № 1 на маркетплейсах» включает себя 3 блока, которые длятся по месяцу. Первый блок учит выбирать эффективные каналы продаж для тех или иных товаров: определять целевую аудиторию, находить площадки, где она покупает, анализировать конкурентов, создавать магазин. Во втором блоке рассказывается, как создавать разные типы продающего контента, применять технологии дистрибуции, использовать сквозную аналитику, внедрять оптимальные для данного товара технологии электронного мерчендайзинга. Третий блок учит составлять стратегию продвижения, пользоваться инструментами многих известных маркетплейсов, таких как Ozon, Beru, Aliexpress, «Яндекс. Маркет» и другие. Для проведения занятий мы пригласили как представителей этих маркетплейсов, так и представителей и поставщиков многих товаров — Coca Cola, Unilever, Stada, а также создателей сервисов для маркетинга в электронной коммерции. В качестве лектора выступал и я сам. Всего для проведения занятий было приглашено 27 спикеров, курс включает более 400 уроков.

Мы стремились избежать долгих скучных лекций и однообразных домашних заданий. Поэтому решили сделать лекции в форме эссе и отвели на них от 5 до 7 минут. А после каждой лекции проходит практическое занятие — решение задачи или прохождение теста на понимание принципов работы с тем или иным этапом продвижения товара. Чтобы обучение было еще интереснее, мы пригласили актеров иммерсивного театра «Москва 2048», которые организуют квесты, и попросили их разработать задания в форме квестов — путешествие в альтернативной реальности, где нужно решать проблемы, связанные с работой электронной торговой площадки. 

Курс предназначен для владельцев бизнеса, маркетологов, категорийных и e-commerce-менеджеров и тех, кто только собирается открывать бизнес. Однако, лучше, чтобы у слушателей был опыт продаж, потому что в курсе нет вводных уроков для начинающих, занятия рассчитаны на тех, кто ориентируется в бизнесе.

Платно, но честно

За полтора месяца до начала занятий Яна, Ася, Филипп и я занялись продвижением нашей онлайн-школы. Мы делали рассылки по электронной почте бывшим клиентам Brandquad и Marketizzy, активно публиковались в СМИ, проводили вебинары и конференции, продвигали сайт Brandquad с информацией о школе, а также запустили таргетированную рекламу в Facebook и Instagram. Мы активно тестировали разные виды рекламных постов, в итоге самыми эффективными оказались видеоролики с обращениями спикеров к будущим слушателям и графика с шутками на тему онлайн-торговли.

За время рекламы на курс записалось много представителей малого и среднего бизнеса, но в большинстве были прежние клиенты Brandquad, хорошо знакомые с этой площадкой и доверяющие ей.

Обучение в нашей онлайн-школе платное. Мы могли бы провести несколько бесплатных уроков, а самую ценную информацию дать только на платном курсе. Возможно, так бы набрали больше учеников на платное обучение. Но мы решили быть честнее и не отнимать время у слушателей. Мы объявили, чем ценно наше обучение и сколько оно стоит, и каждый заранее решает, нужно ли оно ему. Читателям некоторых блогов организаторов и слушателям некоторых видеоинтервью и вебинаров предоставляется промокод на скидку.

Наша команда предусмотрела два варианта оплаты: либо курс оплачивается целиком (возможна рассрочка на 6 месяцев), либо отдельные модули по нужным темам. По окончании выдается сертификат, предоставляется постоянный доступ к видеолекциям и на 50 дней даются вспомогательные материалы от Brandquad — для работы с системами PIM и DAM, модулем аналитики, плагинами для соцсетей.