Все записи
12:26  /  9.10.19

918просмотров

Снова в школу: как научить детей быть защищенными в «прозрачном мире»

+T -
Поделиться:

Есть такая традиция – прямо перед началом учебного года обсуждать новые запреты для детей. В этом году – на мобильники в школах. Вроде как проблема действительно есть – дети не вылезают из смартфонов и в первую очередь из соцсетей. А тут еще подоспели результаты исследования, которое рассказывает, что те подростки, которые засиживаются в социальных сетях, подвержены риску нарушения сна, им не хватает физической активности и они часто становятся жертвами травли.

Беспокоит ли меня, что дети так много времени проводят в сети? Конечно. Как «профессиональный параноик», я не сомневаюсь, что интернет-мир наводнен мошенниками, шантажистами и просто «троллями», которые в виртуальной среде почувствовали вкус легкой добычи: дети ведут себя в соцсетях слишком открыто и доверчиво. Понимая это, я сыновьям ничего не запрещаю, ведь запрет – только иллюзия защищенности. Хочется, чтобы ребенок реально оказался готов к опасной ситуации, придется посвятить время обучению. Как по мне, можно обойтись обсуждением трех основных вопросов.

Соцсети – не «помойка» 

Если видеть в интернете и соцсетях только плохое, будешь находить этому подтверждение постоянно. Я лично ориентируюсь на то хорошее, что они дают. Для меня сеть всегда была возможностью быстро получить информацию, спросить рекомендацию у коллег, наладить полезные связи. Тому же учу детей. Моим сыновьям 12 и 7 лет, и как только они проявили интерес к интернету, я показал им, где найти фильмы, игры, музыку, какие социальные сети есть и что в них можно делать. В итоге для детей интернет не стал помойкой, а местом, где можно найти интересное и полезное.  

Минимальных техликбез  

Настройки приватности, двухфакторная аутентификация и сложные пароли – это минимум цифровой гигиены, которому нужно обучить ребенка. Наше увлечение цифровизацией создает парадокс – чтобы пользоваться сложными устройствами и сервисами больше не нужно разбираться в том, как они работают. В результате множество проблем с безопасностью возникает у людей из-за банального незнания.

Соцсети начинают использовать как хранилище личных фотографий, конфиденциальных переписок, для передачи сканов документов. Все это может оказаться в публичном доступе – из-за несовершенства самого сервиса, в результате взлома или неправильных настроек приватности.

Подростка, предположим, такие проблемы мало волнуют. Но вот перспектива потерять аккаунт в результате взлома может напугать. Не хочешь, чтобы твой аккаунт увели – будь добр, придумай супергеройский пароль.

Правила поведения

Это важнее всех технических вопросов. Интернет ничем не отличается от обычной жизни, все риски, которые есть офлайн существуют и в виртуальном пространстве, но со своими особенностями. Их и стоит проговорить.

«Френды» – это не друзья. Несмотря на то, что я не ограничивал сыновей возрастом, когда можно создать аккаунт в соцсетях, слежу за тем, кого они добавляют в друзья. Незнакомцам в списке «френдов» однозначно не место. 

Советую детям не одобрять заявки в друзья от всех подряд и самим контролировать, к кому обращаться с запросом в друзья. Последнее – вопрос этики. Посты взрослых не предназначены для детских глаз. Я ориентирую детей на то, чтобы добавлять в друзья людей своего уровня. Под уровнем имею в виду не доходы и крутизну, конечно. Речь про интересы по возрасту.

В интернете легко «заплыть за буйки» – есть ощущение, что можно все, и люди часто показывают себя с негативной стороны. Поэтому нужно рассказывать про корректное поведение в сети. Если общаешься с человеком так, будто смотришь ему в глаза, вряд ли позволишь себе резкие высказывания. Потом не будет «мучительно стыдно», будет меньше риска нарваться на неадекватность и агрессию.

В погоне за лайками дети не заботятся о настройках приватности. В итоге в свободном доступе оказываются и их личные данные, и данные окружающих. Не все можно и нужно выкладывать в соцсеть на всеобщее обозрение, нужно договориться, какая информация о ребенке, его семье и друзьях приватная (документы, подробности личной жизни, планы на день и т.п.), а какая нейтральная. Одной можно делиться со всем интернетом, по второй настройки приватности должны быть максимально строгими – только для реальных друзей. Мы же учим детей не сообщать адрес незнакомцам. Так же ни к чему выкладывать для всего интернета геолокацию квартиры. 

Важно научиться распознавать признаки опасного общения. Опасными собеседниками могут быть и мошенники, которые пытаются выманить деньги, и манипуляторы, цель которых травля и троллинг. Что мошенничества, что манипуляции происходят по одному сценарию: злоумышленник втирается в доверие к жертве, обманом получает конфиденциальные или компрометирующие сведения. А дальше шантажирует, травит. Так работают деструктивные организации вроде «Синего кита», по этой же схеме работает подавляющее большинство финансовых интернет-мошенников.

В случае однозначной травли важно научить ребенка не вступать в разговор с «троллем», оформлять жалобу в техподдержку, а после блокировать

Все гораздо сложнее, когда манипулируют тонко.

Как распознать и как справиться?

Тут никаких рецептов нет. Я договариваюсь с детьми, чтобы в случае ощущения дискомфорта или опасности, при любом сомнении в порядочности собеседника они пришли и посоветовались. И стараюсь этим доверием не рисковать.  

Винить технологии в том, что мир стал слишком опасен, бессмысленно. Появились машины, и мы стали смотреть по сторонам. Появились интернет и соцсети, и мы стали учиться обращаться с информацией осознанно и критично.

Кому-то может показаться, что ничего не запрещать детям слишком беспечно. Но я считаю, что все наоборот. В том мире, где так легко манипулировать мнением и информацией, запретить – значит оставить ребенка беззащитным перед действительностью. А вот развивать осознанность – это как раз вручить ему в руки антидот.