Все записи
12:52  /  17.10.19

5233просмотра

Китайская лихорадка в Москве

+T -
Поделиться:

Когда я 5 лет назад первый раз уехала в Китай по учебе, было ощущение, что Россия постепенно переезжает в Поднебесную. Если стремление поехать учиться и жить в Европу было вполне понятно,  то встретить в Китае такое большое количество русскоговорящих студентов и бизнесменов было настоящим удивлением. Очень часто от китайцев можно было услышать фразы: «О, опять русский!» Кстати, как они нас так легко узнают, для меня до сих пор остается загадкой… Но разговор вовсе не об этом.

Точно также как они говорят в Китае про нас, мы говорим о них. С той разницей, что у нас китайцы вызывают почему-то больше раздражения. Уже не один год известные издания пестрят одними и теми же заголовками: «китайское нашествие», «московский чайна-таун», «китайская мафия» и др.

Статистика говорит, что сегодня в Москве каждый 15-й иностранный турист — гражданин Китая. Ежегодно туристический поток из КНР в российскую столицу увеличивается примерно на 40 процентов. В связи с такими цифрами, у людей появляются вопросы: чем китайцев привлекает Москва, приносят ли они выгоду нашей экономике?

Последний месяц вместе с корреспондентами редакции «Сноба» мы искали и проверяли эту информацию, брали интервью, ездили по Москве, чтобы попытаться ответить на эти вопросы. И вот что получилось.

 Начали мы, конечно же, с вопроса: почему Россия? почему Москва?

Самая очевидная причина, по которой китайцы едут в отпуск именно в Россию — выгодный для них курс юаня к рублю. Обвал рубля в 2014 году, когда стоимость китайского юаня выросла с 5,3 до 10,9 рубля, способствовал притоку китайских туристов. Из-за нехватки средств на дорогую Европу китайцы решили выбрать Россию, что вполне логично.

Помимо материальной выгоды, стоит отметить, что, китайцы просто любят Россию, в частности Москву за близость ее исторического прошлого с китайским. Сейчас в России существует специальное понятие «красный туризм», которое подразумевает посещение памятных мест, связанных с историей коммунистической партии, жизнью коммунистических лидеров и революционным прошлым. Старшее поколение часто выбирает экскурсии по бывшим коммунистическим символам столицы — Мавзолею В.И. Ленина, Московскому Метрополитену, сталинским высоткам, ВДНХ, тематическим советским столовым, чебуречным и барам.

Но на мой взгляд, одна из самых важных причин — это тот факт, что с 2006 года китайским туристам в группах от 5 до 50 человек не нужно оформлять российскую визу. Каждый россиянин, который хоть раз оформлял шенгенскую визу, знает, как долго и порой не очень приятно собирать документы и затем подавать их в консульство. А теперь представьте, каково китайцам, которых 1,4 миллиарда, и все они рвутся открывать для себя мир. Поэтому Москва, как самый ближний Европейский город, стала лучшим выбором для граждан Китая.

Если с ответом на первый вопрос мы смогли разобраться довольно быстро, то со вторым было намного сложнее. И все-таки: озолотили ли нас китайцы?

 Существует множество разных предположений. Многие утверждают, что проживание в отелях, авиаперелеты, трансферы, питание, экскурсии и шопинг китайская сторона контролирует через серые схемы. Китайские бизнесмены пользуются лазейкой межправительственного соглашения, которое позволяет группам туристов не пользоваться услугами местных гидов — достаточно сопровождающего, который может являться гражданином Китая. Он и водит китайцев только в «нужные места». По этим предположениям можно сделать вывод, что пользу нашей экономике китайцы не приносят.

В попытке подтвердить или опровергнуть эти домыслы, я с корреспонденткой Юлианой Качановой как настоящие Шерлок Холмс и доктор Ватсон отправились проверять наличие «серых мест». Нашим отправным пунктом была статья в ЖЖ о нашествии китайцев в Хамовники. 

Пару лет назад жители района начали жаловаться на то, что китайские туристы оккупировали местный супермаркет и мешают другим посетителям. Москвичи рассказывали об «автобусах с закрытыми номерами», которые в определенное время привозят большие группы китайцев, по их словам, в магазине на Фрунзенской туристов водят в туалет и кормят на втором этаже в столовой, куда пускали только туристов-китайцев. Дальше гости организованно перемещались за покупками в маленький подпольный ювелирный магазин, откуда выходили с полными пакетами янтаря и другой ювелирной продукцией. 

Не долго думая, мы отправились на Фрунзенскую и действительно нашли там «Китайскую провинцию» — небольшую столовую над супермаркетом с внушительной вывеской «Китайский ресторан». Сегодня вход в заведение все-таки стал свободным, там можно сделать заказ через популярные сервисы доставки еды.

Внутри столовой все напоминает стандартный банкетный зал на пару десятков столиков с белыми стенами и советскими желтыми скатертями, однако цены и блюда в меню ресторанные:

  • утка по-пекински — 1800 рублей;

  • сибас «паровой» — 788 рублей; 

  • свинина «чха сян гу» — 658 рублей.

Весь персонал здесь — китайцы. Официанты плохо понимают по-русски, какие-то подробности о работе ресторана удалось получить только во время разговора с менеджером на китайском. 

На месте подвального ювелирного, открытого только для китайцев, мы обнаружили ювелирный салон-галерею «Дружба», открытый для всех. Китайцев все еще привозят туда организованно, но уже не к закрытому подвальчику, а к легальной торговой точке.

С виду все оказалось довольно прозрачным, придраться было не к чему. Хоть и локально, в Хамовниках, ничего подозрительного мы не нашли, мы решили не останавливаться и искать дальше. Бегать по Москве и искать все «серые» точки мы, понятное дело, не могли, поэтому решили поговорить с экспертами и узнать их мнение.

Первый эксперт, который с энтузиазмом согласился ответить на все наши вопросы, был председатель совета Ассоциации содействия русско-китайскому туризму Юрий Цуркан. Он рассказал, что «сам период становления «серого» туристического рынка пришелся на 2010-2015 годы. Тогда стали появляться компании, которые нелегально принимали участие в турбизнесе. Китайские студенты, повара, разнорабочие пересмотрели свои взгляды на работу в России и сочли более выгодным для себя не сидеть за партой или работать за копейки, а стать гидами и водить туристические группы — для них это меньшие энергозатраты за большие деньги. Они были в этом деле пионерами. За время работы они наработали связи в отелях, музеях, ресторанах, транспортных компаниях, и в результате самые талантливые из них приобрели еще и стартовый капитал».

Что касается гидов, здесь все оказалось очень запутанно. Теоретически у каждого гида в Москве есть аккредитация, они не могут просто так водить туристов по «серым» местам. Значит, китайские группы водят гидов без аккредитации, и должна существовать какая-то служба, которая проверяет группы на наличие аккредитованного гида. Но, к сожалению, в Москве подобной службы, в обязанность которой могла бы входить проверка этой аккредитации, нет. Здесь могли бы сработать музеи, куда все нелегальные гиды ходят без аккредитации, но и там тоже есть своя особенность. Эти группы туристов берут русского гида, который не говорит по китайски, который просто сопровождает группу во время экскурсии, которую может вести и нелегальный гид. Формально для музея задача выполнена. Гид есть. Соответственно — все правила соблюдены. 

Здесь у нас возник вполне логичный вопрос: почему подобное случилось именно с китайским въездным туризмом? 

По мнению Цуркана, «с туристами из других стран — другая история. Там туристы не организованы, они чаще всего едут индивидуально, а не в составе группы. Тогда как китайский турист — групповой турист и организованный. Подавляющее большинство китайцев, которые к нам приезжают именно в составе тур групп. Конкуренция между китайскими турагентствами растет в геометрической прогрессии. Именно поэтому представители этих же компаний открывают те самые нелегальные магазины и рестораны.»

Мнения одного эксперта нам было мало, поэтому мы задали все вопросы о сером туризме, о проблеме с гидами и о туристической полиции двум организациям: «Миру без Границ» и «Рос Туризму». Сейчас прошло уже больше месяца, но ответов мы так и не получили, и скорее всего, уже вряд ли получим.

По итогам, несмотря на то, что материала для полноценного расследования оказалось недостаточно, попытка дать читателям пищу для дальнейших размышлений может являться успешной. 

Комментировать Всего 1 комментарий
Интересная и поучительная тема

Долгое время в мире не существовало "китайского туризма". Был японский, арабский, русский и даже индийский, но не китайский. Можно сказать, что Китай (имеется ввиду "Большой" ) в связи со своими социальными экспериментами эпохи Мао и относительно долгим периодом выхода из тотальной бедности  как-то пропустил  бум мирового туризма второй половины 20-го века и начала 21-го. И вот сейчас начинает усиленно "догонять". И это не только касается России, но и всего остального мира. Визуально уже сейчас кажется, что большинство туристов в мире - китайцы.  Особенно в больших городах.

Россия, конечно, не исключение. А если учесть, что путешествие в Россию  экономически выгоднее,  визово проще оформить, да еще "общие социалистические корни" с их "ленинскими местами" (они до сих пор в школах все это проходят) , то перспективы совсем неплохие вырисовываются..

Казалось бы, что это крайне здорово (Россию совсем не балует иностранный туризм по известным причинам). Ведь в среднем китайский турист оставляет в нашей стране 2-3 тыс. долларов за поездку (это не считая самой путевки). И даже неважно, что операторами выступают сами китайцы. За автобусы, гостиницы, еду, шопинги, музеи и т;д. платят здесь, а не там. Вернее, если даже сам турист заплатил там, то услуги получаются здесь (никто с собой не везет гостиницы, автобусы и янтарь ...) . Где-то читал, что свыше 70% выручки ГУМа делают китайские туристы и без них наши "туристические ресурсы" (все эти "кремли", "петродворцы" и прочие "эрмитажи" ) просто бы простаивали пустыми большую часть года с нереализованной сувенирной продукцией. 

Достаточно посмотреть на duty-free наших аэропортов в Москве, чтобы понять кто там основной покупатель, который сбрасывает "последние рубли" при вылете на Родину. 

И если и есть вопросы почему "многие недовольны", то это не к китайским туристам, а к нашему, скажем, "туристическому интерфейсу": который готов принимать деньги от китайцев, но не готов принимать самих китайцев. И все ищет варианты как можно забрать деньги у туристов и при этом "забить на них большой болт". 

И скоро у наших получится...  В смысле "забить болт". Китайцы возвращаются в полном ужасе от нравов нашего государства, начиная от работы таможенных, пограничных и полицейских служб и заканчивая  самими работниками отечественной туристической отрасли. Я уже не говорю о транспортной инфраструктуре, отношении местных жителей (приехали, затоптали всё наше Царское Село!) и неком восприятии китайских туристов как киргизских гастарбайтеров. 

Вместо того, чтобы конкурировать за перспективного и далеко небедного китайского туриста мы демонстрируем им свою пещерную ксенофобию, ищем "конспирологию" и жалуемся "на возникшие неудобства".  

И как то никому непонятно, что деньги без туристов со всеми их "проблемами" отдельно к нам из Китая (да и любой другой страны) не приедут.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Дарья Сивова