Все записи
08:50  /  24.10.19

291просмотр

Pau Casals - имя во имя мира, история великого виолончелиста ХХ века

+T -
Поделиться:

Не зная как начать сказ об этом человечище, сам собой написался стих:

Если б струны могли говорить / 

Я бы вил из них судьбы иные / 

Если б струны могли отличить / 

Кому музыку лить, кому скрип / 

Я бы вплёл их в одну виолончель / 

И без звука играл голосами птиц / 

Тех, что утром на переклич / 

Распевались на ветках сосны / 

 

Я бы точно нашёл путь домой, /  

Если б глух был тот адов палач / 

Если б струны умели молчать / 

Если б мы захотели кричать /

Не один я, а все мы вместе / 

Мы бы вышли из этой тюрьмы / 

И мой смех лёг бы здесь, на землях родных / 

И мы все бы познали свободу /  

 

23.10.2019 Барселона, балкон на улице Свободы

Я столько рассказываю про Пау Казальс когда меня спрашивают про свободу Каталунии, но никогда о нем не писала. Первые строки вдруг получились такими, каким я всегда слышала  музыку его и жизнь, посвящённую свободе и миру на всей планете. Пау - значит мир. 

Ну а дальше - немного биографии великого музыканта, композитора, дирижёра и самого первого, музыкального и неугомонного борца за мир.

 

Пау ( а не Пабло, как это часто пестрит в рунете ) Казальс самый настоящий каталанец, сын своей страны, сын своего народа. Родившийся в очень скромной семье, Пау не слышал в детстве никакой музыки кроме церковной - звон колоколов и мелодичный гул органа. Именно отец маленького Пау учуял в нем талант и помог смастерить первую виолончель практически из куска дерева. Из родного городка Вендрель, что в провинции Тарррагона, Пау отправляется на учебу в Барселону и начинает свой творческий путь играя в кафе для городской буржуазии. К счастью, его замечает великий Исаак Альбенис и увозит с собой в Мадрид, прямо в королевский двор, где мальчику дают возможность учиться искусству, музыке, истории - будто он член королевской семьи. Пау везде гнёт свою линию, его не устраивает плоскость нот, он ищет в природе то, что все пытаются черпать из наложенных на сухую бумагу нот - он видит и чувствует намного больше, чем его однокурсники. А потом Париж, Брюссель - везде и во всём Пау ищет вдохновение с жадностью впитывая новые ощущения, виды, звуки, запахи - но как он тосковал по Родине -  знал только он сам. 

Дальше гастроли - Пау играл по 250 концертов в год, неутомимый, на каждом выступлении он обязательно играл Песню птиц - народный гимн каталанского фольклера. Он играл ее до последнего выступления - за несколько месяцев до смерти, в возрасте 94 лет он всё ещё каждый божий день играл по три часа в день.

- Зачем вы столько играте до сих пор?- Мне кажется у меня начинается получаться  - отвечал он.

Первым в истории струнных музакантов Пау ушёл от длинных пробелов, которыми грешили все виолончелисты, он привнёс в мир музыки несметное количество новых решений, нового дыхания и был очень щедр делясь знаниями с бесконечным количеством студентов.

Пау Казальс, в 1936 году не ушёл из зала, хотя был предупреждён что есть очень большая опасность - в город зашли нацисты и они не позволят свободно выступать если доберутся до оркестра. Не ушёл Пау, не ушёл и созданный им оркестр имени его имени - Первый Народный Оркестр, труппа которого состояла из рабочего класса и выступали они для как для простого народа, так и для буржуазии - вот только цены на билеты сильно отличались - и в этом Пау тоже был первым, он считал кощунством  не иметь возможности  играть для простых людей и очень успешно исправил эту ситуацию, на прибыль Народный Оркестр вышел аж через 7 лет, до этого все деньги Пау вкладывал в развитие и зарплаты музыкантов.

Настолько уважаем был Пау, что по любому зову к нему приезжали выступать все великие и не очень великие композиторы, дирижеры и музыканты - в знаменитом Дворце Каталанской музыке вместе с Пау выступали на сцене и за кулисами Стравинский, Прокофьев, Караян...

Казальс прожил долгую жизнь. Он застал в живых Вагнера, Листа, Брамса, и, одновременно, был современником Альбениса, Гранадоса, Дебюсси, Скрябина, Равеля, Рахманинова, Прокофьева, Стравинского, Бартока, Хиндемита, Шостаковича. 

В истории музыки Пау выступает как убежденный поборник художественной правды и творческого подхода к исполнительству. Но не в одной только обширной музыкальной деятельности заключалось величие Казальса. Это был истинно большой человек, твердо, непоколебимо веривший в нравственные ценности. «Музыкант, - говорил он, - помимо всего прочего еще и человек, и важней, чем его музыка, - его отношение к жизни».

«Великим человеком, сохранившим человечность и отстаивавшим везде и всегда веру в человечество», – назвал Казальса Ромен Роллан.

На всемирной ассамблее ООН, для которой Пау написал гимн, ему вручили золотую медаль миротворца за его заслуги - Я очень благодарен, я очень счастлив быть здесь, но простите меня - я должен отнять у вас немного времени и рассказать вам немного истории.  

Я каталанец!  Моя страна, которая сейчас является частью Испании, всегда была за мир, первое собрание в 11 веке как раз было посвящено решению конфликтов и приложению всевозможных усилий  чтобы не допустить очередную войну и жить в мире, в 11ом веке!!!  Мы дружный народ, нас с детства учат миру и я надеюсь этот день настанет скоро, я буду и дальше нести свой голос за спокойствие и мир на земле.

Покинув Испанию во время захвата страны генералисимусом Франко, Пау так и не вернулся больше домой и так и не сыграл больше 9 симфонию Бетховена. 

Умер Пау в 1973 году в возрасте 96 года, находясь в здравом уме. Похоронен в Пуэрто Рико. Позже, уже в оттепели после смерти Франко, его тело перевезли и перезахоронили на родной земле. 

Маленькая биография большого человека, которого сейчас так не хватает каталанцам для моральной поддержки в этой нелегкой борьбе за свободу. 

 

На видео выступление в ООН Казальсу уже 94 года, посмотрите какой силой обладал этот человечище