Все записи
15:19  /  14.04.20

1156просмотров

Психология на вкус. Как наше состояние влияет на вкусовые пристрастия

+T -
Поделиться:

Когда дверца холодильника открывается на 70% чаще, чем входная дверь, стоит разобраться, как связаны еда и психология. Всем известно, про «заедание стресса», зародившийся в детстве адаптационный механизм поощрения чем-то вкусным за достижения, перекусы от скуки, а ещё, что еда – самый простой способ доставить себе удовольствие!

Интереснее разобраться, почему мы хотим именно сейчас селедку с черным хлебом, а завтра готовы рискнуть здоровьем и выбраться в магазин за мороженым с соленой карамелью. Причин несколько: вирусная идея, увидели по телевизору и сразу захотели, паттерн из детства, когда все было хорошо и мама жарила картошку – сейчас сковорода с картошкой «как тогда» может дать нам не только калории, но и состояние «я в порядке» и, наконец, когда организму не хватает определенных микроэлементов он дает сигналы.

Есть и другие объяснения, менее романтизированные – микробиота кишечника и гены, сдав генетический тест можно выявить (в том числе) особенности вкусовых ощущений. Рассматривают три показателя: чувствительность к сладкому, жирному или горькому вкусам (может быть высокая, средняя и низкая). Если чувствительность к сладкому высока, значит вы не склонны употреблять много сахара, и наоборот при низкой чувствительности к горькому люди способны получить больше природных антиоксидантов из пищи, так как не чувствуют горечь брокколи или редиса, к примеру. Есть еще показатель, демонстрирующий повышен или понижен риск употребления жира и какие риски несет каждый из вариантов. Все это влияет в конечном итоге на вкус человека в еде, и это только физиологические факторы, поговорим о психологии.

У служб спасения есть метод, который они применяют в критических ситуациях: человека просят принять позу эмбриона и дают сгущенное молоко в бутылочке, тем самым формируя детское ощущение безопасности. То есть, когда нам страшно, грустно, плохо или мы в жесточайшем кризисе, то выбираем глюкозу (в России сладкий вкус доминирует, это связано с особенностями питания младенцев). Другая грань психологического или физического регресса – выбор кремовых текстур или молочных продуктов. Если в ресторане гость делает заказ, состоящий из крем – супа и картофельного пюре, то с большой вероятностью на десерт он выберет панна-котту, мусс или чизкейк. Значит включен режим энергосбережения, даже сил воспринимать твердые фактуры на вкус – нет. Молоко и молочные продукты, тоже продукты упадка, они словно эмоционально возвращают нас в детство и помогают обрести устойчивость. Еще один архитипичный продукт – хлеб, не даром он имеет библейское значение и символизирует достаток, запах свежеиспеченного батона переносит нас в плоскость «Ресурсов достаточно. Мы справимся». Если человек очень любит хлеб, ему в жизни не хватает стабильности и точки опоры. Больше узнать об этой части психологического знания можно у психолога- гедониста Оксаны Спиваковской

Завтраки, обеды и ужины сейчас – главные события дня, а их меню основная повестка, чтобы укрепить себя психологически выбирайте мандарины и апельсины (витамин С и природные антидепрессанты), корицу и ваниль (активация либидо), крупы и злаки (энергия, собранность) и темный шоколад. Без натуральных эндорфинов нам сейчас никак! Так поедим и победим!