Все записи
23:16  /  18.11.19

597просмотров

Как остаться на краю и не свалиться в бездну спасателя?

+T -
Поделиться:

«Знаешь, у некоторых врачей есть комплекс мессии — им необходимо спасать мир» (с) Доктор Хаус

Проблема - свалиться в "спасателя", в основном, присуща людям помогающих профессий, хотя и не только. "Причинить добро" - и другие народные мудрости, в частности, появились как своеобразный сарказм на эти действия. Как говорил Ницше, если хочешь оказать благодеяние человеку - оставь его в покое, ведь именно эта часть добродетели дается труднее всего. Спасательство, пожалуй, один из хорошо закамуфлированных способов нарушения психологических границ, причем, прежде всего, своих.  Речь идет не просто о помощи другу, а о сценарии спасателя - как жизненной модели поведения, когда, вне зависимости обращаются к тебе за помощью либо нет, спасатель стремительно становится помогатором, безвозмездно тратя свою энергию/время/ресурсы на "психологическое" спасение не всегда близкого человека.

«Комплекс мессии» имеет под собой свою вторичную "темную" подоплеку. Несмотря на частые жалобы спасателя  по факту спасения "утопающих", что снова «те же грабли», что  "от добра добра не ищут" и благодетель оказалась неоцененной, у нашего героя есть своя ресурсная история, из которой он черпает силы для нового подвига. Возможно, многие из вас часто слышали сетования спасателя и тяжелые вздохи о том, что "больше так продолжаться не может", "все, это точно в последний раз", но, спасасатель зависим. Также зависим как и любой зависимый, и при любом очередном соблазне "кого-то спасти" он снова срывается. Где ответ в этом парадоксе?

Комплекс Бога либо Героя - теневая история, где спасатель вновь и вновь, несмотря на "предательства спасенных", находит новые силы и мотивацию для нового спасения. За безвозмездной помощью и ее "неценностью» для потребителей часто стоит психологическая позиция - «я настолько велик", "настолько добросердечен, что могу себе позволить спасать вас, не рассчитывая на вашу благодарность» и "я настолько бескорыстен" - что это дано не каждому из вас. "Я уникален в этом". Фактически, то, что называется в психологии - комплексом Бога либо Героя. "Да, я буду страдать от вашей черствости, но буду продолжать оставаться Богом" - это внутреннее топливо, на котором держится миссия и философия выживания спасателя. Собственно, это есть одна из главных причин, почему ему, помогатору так трудно отказаться от своего "креста спасителя".

Возможно, в этом есть и особенность нашего менталитета и коллективистской культуры, по крайней мере, еще ее остатков. «Помочь товарищу», «не оставить друга в беде» долгое время подкреплялись в нашем социуме положительно. По сути, «поведение спасателя» также может позиционироваться как некое социальное и психологическое волонтерство и ловить одобрение окружающих как положительный тренд, тем самым, еще больше закрепляя эту модель поведения как социально-желательную под стикером «какой хороший человек».

Но, в какой-то момент, часть спасателей, все-таки, приходят к эмоциональному выгоранию. И тогда они попадают в «невротическую вилку выбора»: отказаться от «благотворительности» в пользу собственного психологического здоровья и остаться «невостребованным» либо продолжать путь канатоходца насколько хватит, периодически получая подкрепления для исключительности своего эго. 

Для тех, кто все же решается на этот непростой выход из сценария можно рекомендовать честный анализ и разговор с собой в русле своей исключительности. Насколько я буду и буду ли продолжать оставаться исключительным, не получая оценки окружающих? В этом, пожалуй, кроется один из главных ответов, раскручивая который можно добраться до основных конструкций своих страхов, которые держат каркас этого сценария.