Все записи
15:39  /  6.01.20

935просмотров

"Союз спасения": "Мы вышли. Нам не вернуться". - Можно ли легитимизировать современное "самодержавие" историческим самодержавием?

+T -
Поделиться:

Фильм оставил неоднозначное впечатление. На осмысление которого ушло несколько дней.

С одной стороны потрясающая своим качеством и красотой историческая картинка. Военная униформа, гражданские костюмы, оружие, ордена, предметы быта - в общем всё то, что относится к материальной культуре начала XIX века, за отдельными незначительными деталями - на высшем историческом уровне. Построения и передвижение воинских подразделений, приёмы заряжания и стрельбы - в целом также на высоте. И неудивительно - к съёмкам фильма в качестве исторических консультантов были привлечены лучшие эксперты по эпохе - от научных сотрудников музеев до авторитетных представителей военно-исторического движения. Так, например, строевой и уставными приёмами с современными солдатами-срочниками, облачёнными в исторические мундиры, регулярно занимались мои друзья и коллеги по реконструкторскому цеху. Часть из них с удовольствием идентифицировал в кадре.

Порадовали также исторические типажи. В Николае Павловиче чувствуется историческое сходство и аристократическая порода. В офицерах - офицерская выправка, осанка, манеры и голубая кровь.

Сюжет также оказался достаточно динамичным. Однако, к сожалению, зачастую рваный и бессвязный.

Но, главное, на мой взгляд не это. Главное - это политический месседж фильма, ради которого в фильм вкачали 700 млн. рублей, напичкали аранжировками "молодёжных" хитов 30-летней давности и пустили в новогодний прайм-тайм. Месседж к современной политически активной, протестной молодёжи. Слоган "Мы вышли. Нам не вернуться" - говорит одновременно о необратимости и обречённости поступка декабристов, о бессмысленности и тщётности бунта против законной власти и существующего порядка. О напрасности самопожертвования в угоду сомнительных и неопределённых политических перспектив.

Поначалу кажется, что основной недостаток фильма - нераскрытость идейного обоснования заговора и восстания (ради чего собственно всё это затевалось) - это какое-то досадное упущение. Но возвращаясь к политическому месседжу о "бессмысленности" протеста этот пробел выглядит более чем логичным.

О политических принципах и устремлениях декабристов ничего не понятно, кроме того, что они хотят абстрактных свобод и Конституцию (чего, как нам показывают хочет и сам Император Александр I) и ради этого им нужно убить Императора. Т.е. люди толком не знают чего хотят (за всё хорошее, против всего плохого), не имеют чёткого плана действий - бунт ради бунта.

Естественно, фильм не отображает того, что офицерами, вернувшимися из заграничных походов и проникшимися духом европейских прав и свобод, отечественное общественно-политическое устройство воспринималось как варварство и атавизм. Не проговаривается и роль этого общественно-политического устройства в экономическом развитии государства. И того, что совокупность этих факторов по разумению декабристов требовала радикальных изменений ради общественного спасения и благоденствия (отсыл к названиям тайных обществ).

Фильм не раскрывает и не объясняет основополагающие политические установки - освобождения крестьян из рабства (крепостного права) и изменение принципов государственного устройства. Не раскрыты ключевые идейные противоречия между "Северным" и "Южным" обществами: что именно должно прийти на смену самодержавию (абсолютной монархии) - монархия конституционная, ограниченная парламентом или республика? Федеративное устройство или централизованное унитарное государство?

Ничего не рассказано о том, что гвардия накануне уже присягнула Константину и большинство разагитированных декабристами солдат на полном серьёзе не понимали - почему они должны предавать присягу популярному в войсках Константину и переприсягать непопулярному Николаю? Как и не показана ночная агитация офицеров в Лейб-гвардии Московском полку, побудившая полк выйти из казарм. - Действительно - с чего бы это им выступать против внезапно поменявшейся власти?

В фильме этого нет и не может быть. Иначе целевой аудитории станет понятней мотивация декабристов. Симпатии могут неправильно распределиться. - "Они ж за народ...", "Против приватизации и узурпации власти". Могут выстрелить совсем незапланированные аналогии. - Поэтому вместо политических тезисов, программ и планов - общие лозунги, бессмысленность, разобщённость и немотивированная кровожадность.

Декабристы показаны, по преимуществу, молодыми и симпатичными людьми - как могут быть симпатичны оступившиеся по молодости и неопытности люди. Их "юношеский" максимализм бессмыслен, опасен и обречён. За ними нет правды, а значит нет и силы. Напротив, власть показана подчёркнуто мягкой и великодушной. - О заговоре узнали давно, но не наказали, а разослали по гарнизонам. Казнили только самых буйных, остальных в ссылку (что правда). Чего же вы хотите - "у вас отец сенатор"? - От добра добра не ищут.

И это важный урок для нынешнего молодого поколения. Сегодняшние протестующие - такие же безмозглые авантюристы, покушающиеся на скрепные вековые устои государственного порядка. Всякая власть священна, а ваши протесты бессмысленны и бесперспективны, и губительны, прежде всего, для вас самих.

Месседж от "самодержавия" понятен. И странно было бы, если бы он был обратный. Но есть один нюанс...

Аналогии актуальны лишь отчасти. В XIX веке самодержавие в России было де-юре и де-факто - декабристы бросали вызов не просто законной власти, а, как ни крути, легитимной. В XXI веке абсурд российской ситуации в том, что де-юре в России провозглашается демократический строй и сменяемость власти, де-факто демократию превратили в симулякр имитирующий законность нового самодержавия. В XXI веке в демократическом де-юре государстве с прописанной в Конституции сменяемостью власти мы вынуждены всерьёз обсуждать какие-то аналогии с веком XIX-ым. Но то, что тогда было и законным и легитимным, сегодня, возможно, законно (здесь очень кстати русская поговорка - "закон что дышло"), но не легитимно. И это делает все аналогии бесмысленными.

Политически активные граждане XIX века организовали заговор и покусились на легитимную власть, политически активные граждане XXI века в открытую выступают против нелегитимной власти, за восстановление конституционных основ России - работающих (а не симулирующих) демократических институтов, действующих прав и свобод граждан.

Если бы власть была подлинно демократической, никаких притянутых аналогий и месседжей не понадобилось. Как не были бы актуальны и протесты. Убеждён, что думающая и политически активная молодёжь сможет отделить историю от агитпропа. Если, конечно, в принципе, заинтересуется фильмом.

"Мы вышли. Нам не вернуться". - Россия вышла из монархии 100 лет назад и вернуться в неё не получится. Нужно идти вперёд. С вами или без вас...