Все записи
19:28  /  12.04.20

261просмотр

Карибские острова: дефицит финансирования начального и среднего образования

+T -
Поделиться:

Наиболее полно в культурно-географическом плане Карибский бассейн можно описать следующим образом: регион, ограниченный Бермудскими и Багамскими островами на севере, центральноамериканским государством Белиз − на западе, дугой островов, простирающихся до Барбадоса − на востоке, южноамериканскими Гайаной и Суринамом и островами между Колумбией и Коста-Рикой − на юге.

Помимо независимых латиноамериканских территорий (таких как Куба, Панама, Доминиканская Республика), есть острова, по политическим и культурным причинам находящиеся под управлением европейских стран и США. Так, Мартиника, Сен-Мартен и Гваделупа зависят от Франции, Пуэрто-Рико − от США, а Аруба − от Нидерландов. 

Соответственно, в Карибский бассейн входят страны, говорящие на голландском, английском, французском и испанском языках.

Развитие структуры образования

До середины девятнадцатого века жителям Британского Карибского бассейна было доступно три вида образования: 

  • частное обучение за рубежом; 

  • обучение на островах в школах, предназначенных исключительно для белых, которым не хватает средств для обучения за рубежом;

  • образование для академически способных представителей “цветного” населения.

Как правило, богатые плантаторы отправляли своих детей за границу. Наибольшей популярностью пользовались Великобритания и Северная Америка. Уже в 1720 году Иуда Моррис, еврей, родившийся на Ямайке, преподавал иврит в Гарвардском колледже. 

Александр Гамильтон, рождённый в Невисе в 1755 году, посещал Королевский колледж (будущий Колумбийский университет), где его политические трактаты удостоились внимания Джорджа Вашингтона. Другие студенты посещали такие учебные заведения, как Колледж Уильяма и Мэри в Вирджинии и Филадельфийский колледж.

Небогатые белые учились в местных гимназиях, построенных в восемнадцатом веке за благотворительный счёт. К ним относились колледжи Кодрингтона и Харрисона на Барбадосе и школы Волмера, Русеи, Бекфорда и Смита и Мэннинга на Ямайке.

Рабам и их потомкам получать образование не полагалось. В 1797 году на Барбадосе был принят закон, запрещающий учить рабов чтению и письму. В начале девятнадцатого века благотворительный фонд Мико Траст, первоначально созданный в 1670 году для выкупа христианских рабов, открыл для чёрных и свободных небелых учеников несколько школ на территории Карибского бассейна и три педагогических колледжа − Мико на Антигуа и Ямайке и Кодрингтон на Барбадосе.

После 1870 года в государственном образовании на Карибах произошла мини-революция. Это совпало с утверждением обязательного государственного начального образования в Великобритании и некоторых штатах США. Система бесплатного государственного начального и среднего образования стала доступна по всей территории, была организована подготовка учителей и разработана система экзаменов.

Источником государственного образования в девятнадцатом и начале двадцатого столетия были, главным образом, религиозные общины, а не правительство. Системой начального и среднего образования управляли конкурирующие протестантские конфессии и иезуиты. К концу девятнадцатого века церкви монополизировали начальное образование на Ямайке и Барбадосе и управляли большинством начальных школ в Тринидаде, Гренаде и Антигуа. И государственные, и религиозные школы кон

Постепенно государство принимало всё больше участия в сфере образования, и к середине двадцатого века получило над ней полной контроль. Пусть и далёкое от совершенства − в большинстве колоний тюрьмы по-прежнему финансируются лучше, чем школы  − государственное образование благотворно повлияло на амбиции небогатого городского населения.

Проблематичным оставался тот факт, что карибская система образования была полностью основана на британской, в том числе на британских учебниках и экзаменах, и не была адаптирована к местным реалиям

В англоязычных карибских государствах начальное образование начинается с пяти лет. На Нидерландских Антильских островах − с шести. Заканчивается начальное образование в большинстве стран в возрасте 11 лет. Исключение составляют Ангилья, Антигуа и Барбуда, Белиз, Бермудские острова и Нидерландские Антильские острова, где оно заканчивается в 12 лет, а также Монтсеррат и Сент-Люсия − 12,5 и 17 лет соответственно.

За редким исключением, все дети (как мальчики, так и девочки), живущие на Барбадосе и в восточной части Карибского бассейна, ходят в начальную школу. Школьное образование является обязательным и предоставляется бесплатно в государственных школах под ответственность министерств образования. Несмотря на то, что существуют и платные школы, большинство детей посещают государственные.  

Некоторые дети, однако, не посещают начальную школу на регулярной основе по различным причинам. Сюда входят неспособность родителей или опекунов покрывать дополнительные расходы, такие как проезд до школы, учебники, форма и деньги на обед. 

Кроме того, система образования не всегда может удовлетворить особые потребности детей-инвалидов. Также существует проблема с доступом к школьному образованию для детей, которые живут в отдаленных районах.

КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Несмотря на высокий коэффициент охвата начальным образованием, существуют кадровые проблемы, которые могут сказываться на качестве преподавания, и к ним относятся:

  • относительно низкая заработная плата; 

  • недостаточная квалификация; 

  • превалирование другого источника заработка для учителей; 

  • высокий уровень стресса среди учителей; 

  • снижение социального статуса и уважения к учителям; 

  • высокая текучесть кадров − некоторые мигрируют в Северную Америку в поиске более привлекательных вариантов трудоустройства. 

Большинство ямайцев не получали образования до начала  1970-х годов. Даже после отмены рабства оно оставалось недоступным широким массам Первые попытки популяризации образования принадлежали христианским церквям. В конце 1800-х годов школы, построенные в Кингстоне, обслуживали главным образом светлокожую элиту. Элитарный характер образования только усиливал классовые разногласия в колониальном обществе. 

В условиях разделения школ на начальные-государственные и средние-частные большая часть населения ограничивалась достижением функциональной грамотности. Кроме того, основная часть учебной программы была заточена на поступление в университеты Великобитании и неактуальна для большинства. В 1943 году в среднюю школу ходили менее одного процента чернокожих и только девять процентов представителей смешанных рас.

С переходом к частичному самоуправлению в 1944 году открылось больше возможностей для финансирования образования. С момента создания Министерства образования в 1953 году до обретения независимости в 1962 году была разработана национальная политика в области образования, включающая в себя увеличение количества обучающихся и пересмотр приоритетов. В течение 1960-х годов главной целью правительства в области образования было строительство достаточного количества начальных школ и пятидесяти неполных средних школ (седьмой, восьмой и девятый классы). Однако до 1970-х годов посленачальное образование, унаследовавшие многие черты британской системы, для многих оставалось недоступным.

Правительство Народной национальной партии, избранное в 1972 году, инициировало серьёзные изменения в системе образования. Качественные и количественные улучшения в образовании были определены в качестве ключевых элементов программы нового правительства в течение первого срока (1972-76). 

Двумя наиболее важными аспектами программы были: 

  • универсальное бесплатное среднее и высшее образование

  • кампания по ликвидации неграмотности. 

Реформы в области образования были направлены на устранение социального неравенства и обеспечение доступа для ямайцев к востребованным профессиям, которые обычно требуют наличия диплома о среднем образовании.

ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ

Реформы возымели положительный, но ограниченный эффект. Главным достижением реформ было повышение доступности образование, но финансирование было ограничено, что могло привести к снижению качества. Тем не менее введение всеобщего бесплатного среднего образования стало важным шагом в устранении институциональных барьеров, с которыми сталкиваются малоимущие ямайцы, которые ранее не могли позволить себе обучение.

В 1974 году правительством было сформировано Ямайское движение за развитие грамотности (JAMAL), которое осуществляло программы обучения для взрослых студентов с целью привлечения 100 000 человек в год. Хотя в 1987 году конкретные данные отсутствовали, повышение уровня грамотности в стране свидетельствовало об успешности программы. Уровень грамотности увеличился с 16,3 процента в 1871 году до 47,2 процента в 1911 году, 67,9 процента в 1943 году и более 85 процентов в конце 1970-х годов.

В 1980-х система образования на Ямайке была довольно сложной. Система государственных школ находилась в ведении Министерства образования и региональных школьных советов. 

Были учреждены несколько типов школ: 

  • дошкольное образование предоставлялось в школах для малышей и отделениях дошкольного обучения (от четырёх до шести лет); 

  • начальное образование предоставлялось в начальных и всевозрастных школах (с первого по шестой класс);

  • средние школы

    подразделялись на “новые”, общеобразовательные и технические (с седьмого по одиннадцатый класс), а также профессионально-технические училища (с седьмого по тринадцатый класс);
  • двенадцатый и тринадцатый годы средней школы были подготовительными перед поступлением в университет. 

Правительство также учредило школу для инвалидов в Кингстоне.

Хотя образование в государственных школах было бесплатным, а посещение школы было обязательным до шестнадцати лет, расходы на учебники, форму, обед и транспорт не позволяли некоторым семьям отправлять своих детей в школу. В начале 1980-х количество учащихся в государственных школах варьировалось от 98 процентов на начальном уровне до 58 процентов на уровне среднего образования. Как правило, школы были переполнены − на один класс приходилось около сорока учеников.

На Ямайке было также открыто около 232 частных школ, от начальных до колледжей. Общее число учащихся в частных школах составляло 41 000, или менее 7 процентов от общего числа учащихся в государственных школах. Большинство учеников частных школ были зачислены на программы подготовки к университету. И в государственных, и в частных школах действовали многочисленные экзамены, по результатам которых учеников зачисляли в ВУЗы. Изначально проводились британские экзамены, но к 1980-м годам Карибский экзаменационный начал сам заниматься составлением тестов.

Для ямайских студентов действовало несколько колледжей и университетов: крупнейший из них −

Университет Вест-Индии (UWI), Колледж Искусств, Науки и Техники (CAST), агрикультурный колледж, различные педагогические и общественные колледжи, а также культурный учебный центр, состоящий из отдельных школ танца, драмы, искусства и музыки. 

Расположенный в Моне, в столичном районе Кингстона, UWI стал самым известным высшим учебным заведением на острове, предлагая программы обучения в большинстве основных областей обучения. Как региональный университет, обслуживающий нужды всех островов Содружества Карибского бассейна, UWI также имеет кампусы в Тринидаде и Тобаго и Барбадосе. Около пяти процентов населения Ямайки участвовало в университетских исследованиях, хотя некоторые студенты продолжали свое академическое обучение за пределами Карибского бассейна. В 1985 году правительство объявило о планах начать реорганизацию высшего образования, включая возможное слияние CAST и Сельскохозяйственного колледжа в политехнический институт или университет.

В начале 1980-х годов правительство переориентировало свои стратегии развития в области образования, сделав упор на базовое образование с первого по девятый классы и подготовку кадров. Особое внимание уделялось восстановлению и модернизации учреждений начального и базового образования, повышению качества и эффективности базового образования, внедрению полной учебной программы для 7–9 классов в общеобразовательных школах и созданию эффективной программы для учителей. Были также выявлены проблемы в среднем образовании, такие как существование сложной системы средней школы, из-за которой ограниченные финансовые ресурсы тратились на неоднородную подготовку учеников.

Планы развития кадрового потенциала населения были направлены на подготовку студентов к доступным на Ямайке рабочим местам. По словам премьер-министра Эдварда Сига, избранного в 1980 году, основной политикой в области начального образования было обеспечение того, чтобы выпускники начальной школы достигли функциональной грамотности. Среднее образование было реструктурировано, чтобы дать учащимся образование, достаточное для удовлетворения требований старшей средней школы. В июне 1986 года правительство сообщило, что только 9 000 из 82 000 учащихся младших классов средней школы получают приемлемый уровень образования.

ПРОГРАММА ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ И ОБУЧЕНИЮ ПЕРСОНАЛА

На уровне послешкольного образования наиболее важной инициативой правительства была Программа по трудоустройству и обучению персонала (HEART). Объявленная в 1982 году HEART была направлена на обеспечение обучения и трудоустройства безработной молодежи, окончившей школу. В 1983 году примерно 4160 человек начали профессиональную подготовку или поступили на курсы непрерывного бизнес-образования. В 1985 году шесть специализированных академий HEART провели обучение сельскохозяйственному делу; предоставлению гостиничных, секретарских и коммерческих услуг; почтовым и телеграфным операциям; работе в сфере индустриального производства и косметологии.

Почти 1400 человек завершили программы по сельскому хозяйству или строительству, осуществляемые министерством сельского хозяйства и министерством по делам молодёжи и общин. Программа HEART предусматривала окончательное строительство 12 академий, способных одновременно обучать 500 студентов различным навыкам. Однако критики программы заявили, что эти средства можно было бы потратить на колледжи.

В конце 1980-х годов образование стало более политизированным, в основном из-за нехватки ресурсов. Расходы на образование, которые достигали ранее почти 20 процентов, сократились примерно до 11 процентов. Вопросы повышения заработной платы учителей и возобновления расходов на обучение в UWI угрожали превратить образование в общенациональную политическую проблемой.

На Ямайке и других островах Карибского бассейна экономические и бюджетные ограничения оказывают серьезное воздействие на начальные и средние школы. 

Основные экономические проблемы, с которыми в настоящее время сталкиваются страны Карибского бассейна, включают в себя: 

  • высокий внутренний долг,

  • большой торговый дефицит,

  • рост процентных ставок и инфляции,

  • хронически повышенный уровень безработицы,

  • низкая производительность труда, что может привести к политическим волнениям и эскалации насилия. 

Долг продолжает сдерживать экономический рост, сдавливая ресурсы, которые можно было бы использовать более продуктивно. Избыточный долг также сдерживает расширение кредитования частного сектора, особенно для средних и мелких заёмщиков.

Чтобы стимулировать экономику, необходимо проводить политику, направленную на устойчивый рост, такую ​​как привлечение инвестиций в образование, для увеличения человеческого капитала и производительности труда. Недостаток финансирования означает нехватку ресурсов, необходимых для улучшения обучения в начальных и средних школах, а также ремонта и строительства новой инфраструктуры − школ и дорог. Бремя предоставления всего необходимого ложится на работающие семьи − в странах, где занятость достигает 20 процентов.

Крайне важно, чтобы для устранения долгового бремени была разработана политика, направленная на сокращение безработицы, инвестиции в профессиональную подготовку и повышение производительности, а следовательно, и конкурентоспособности острова. Коррупция − это рак, который продолжает сдерживать рост и мешает странам идти вперёд. Генерал-губернатор Ямайки кратко излагает это следующим образом:

“Многое уже сказано об этом смертельном бедствии, о коррупции, которая сейчас захлестнула Ямайку. Хотя коррупция ни в коем случае не является чем-то, свойственным только Ямайке, она считается крупнейшим препятствием на пути достижения устойчивого экономического роста и развития в нашей стране".

Правительства должны в первую очередь бороться с коррупцией, чтобы уменьшить её долговое бремя, что позволит инвестировать в образование и, следовательно, снизить безработицу. Это, пожалуй, самый очевидный способ облегчить выход острова из хронической проблемы плохого и неравномерного экономического роста. Международных инвесторов может оттолкнуть перспектива инвестировать в школьную инфраструктурную программу и не получить отдачу. Правительства стран региона должны объединиться с международными инвесторами в борьбе с коррупцией.