Все записи
07:51  /  11.12.19

540просмотров

«Воспитание циника»: двойной капкан для читателя

+T -
Поделиться:

Москва, 1990-е годы. Молодой студент Литературного института, восторженный и неопытный, ищет любви или хотя бы близости с женщиной. И находит. Это во многом определит его последующую жизнь, мысли и чувства, когда он станет известным поэтом и главным редактором литературного журнала.

«Воспитание циника» — дебют в большой прозе известного поэта и культуролога, в прошлом – главного редактора журнала «Литературная учеба» Максима Лаврентьева. И дебют явно удался.

О чём его книга? О любви, о женщинах, о сексе? Да, и об этом. Но только отчасти. За несколько карнавальным (по М. Бахтину) мельтешением основной сюжетной линии перед читателем встают серьезные вопросы, в том числе не морального, а эстетико-философского характера. Например, где проходит граница между автором и героем книги, между автобиографией и беллетристикой, шире – между реальностью и искусством вообще?..

Чарльз Буковски в автобиографическом романе «Женщины» под прозрачной маской Генри Чинаски описывает свой собственный сексуальный опыт, в подробностях и грубо. Женщина для него — атрибут секса. Некоторые могли бы упрекнуть и Лаврентьева за обилие постельных сцен. Такое мнение поверхностно и ошибочно: эпизоды соитий в «Воспитании циника» – осознанный художественный прием, предназначенный не для любителей третьесортной «клубнички». А вот тем, кто не понаслышке знаком с «Декамероном», эстетическое удовольствие гарантировано и в этих сценах. Таким образом автор выходит с читателем на доверительный формат, максимально сокращает дистанцию. Еще один плюс – юмор, рассыпанный по многим страницам этой в сущности довольно грустной повести, что даже позволило канадскому прозаику Владимиру Лорченкову определить ее как пародию.

Вместе с героем книги вы пройдете путь от скромного студента до пресытившегося писателя, которому не составляет труда завладеть вниманием женщины («Лежа в гостиничном номере рядом с уснувшей Верой, я вдруг подумал, что не встречал еще женщины, которая не была готова в определенный момент мне отдаться»). Но не следует думать, будто «Воспитание циника» – это современная версия похождений Казановы, проученного жизнью. Да, история максимально приближена к реальности, она понятна и вполне узнаваема, однако не забывайте: в центре повествования писателя находится другой писатель, а значит мы имеем дело как бы с двойным капканом, и внутренняя мотивировка основного персонажа здесь более сложна, чем у простого обывателя, не связанного напрямую с искусством – обманным, из ряда вон выходящим и неоднозначным явлением.  

Тайна этой странной и, пожалуй, ни на что не похожей книги, кажется, чуть-чуть приоткрывается автором в конце, после прочтения героем шокирующе-откровенного письма его первой возлюбленной: «В целом же отделить правду от вымысла в истории Наины не представлялось возможным. Вот ведь накрутила хвостом хитрая рыжая девочка, разбрасывательница дневников, мастерица исповедальной прозы! Годы Литинститута все-таки не пропали даром». 

В некоторыми поправками эти слова вполне можно применить и к самому автору.