Все записи
10:35  /  3.07.20

514просмотров

6 главных мыслей о современном предпринимательстве

+T -
Поделиться:

История предпринимательства в России сложна, и путь ее тернист. Но если мы сами выбрали этот риск и ответственность, зачем тратить время на мольбы, а не на действия? 

Михаил Свердлов, контент-директор Skyeng, поделится с шестью мыслями о современном предпринимательстве.

1. Дать детям попробовать себя в предпринимательстве

Ежегодно в США проходит неделя предпринимательства и Lemonade Day, когда подростки выставляют на улице лотки с товарами и практикуются в предпринимательстве. Так они пробуют весь процесс на себе: от создания продукта до его продажи. 

Иллюстрация ниже — о том, что именно закладывают в основу этого подхода и какие принципы лежат внутри такой, вроде бы, простой истории, как продажа лимонада.

Основной посыл подобного проекта в том, что что-то делать — это круто и в почете. Ребенок может попробовать на себе роль предпринимателя и решить, подходит ему это или нет.  

В России набирают популярность школы и курсы детского предпринимательства, летние бизнес-лагеря для детей. В вузах постепенно в рамках обучения на технических специальностях читают курс ФРИИ по интернет-предпринимательству, созданный Маргаритой Зобниной — это огромный прорыв. А на прошлой неделе анонсировали, что  cимулятор GoPractice станет частью магистерской программы Высшей Школы Экономики. Это прямо как космический прорыв. Я очень рад за команду Олега Якубенкова и за то, что университеты начали делать коллабы с EdTech.

Нам еще далеко до Стэнфорда, но в ВШЭ и в ряде других вузов есть свои акселераторы и системная работа с проектами учеников. Из МФТИ вышли десятки успешных бизнесов и менеджеров крупнейших компаний. Вопрос только, благодаря или вопреки? Пока, к сожалению, вопреки.

2. Хорошенько подумать, готов ли брать ответственность и в каких объемах

В выходные читал занятную книжку — «Worthless, Impossible and Stupid: how contrarian entrepreneurs create and capture extraordinary value». Вот несколько любопытных мыслей. 

У предпринимательства и искусства есть кое-что общее. Предпринимательство — это восприятие мира, понимание проблемы пользователя и создание ценности (extraordinary value) для него. С живописью, поэзией, музыкой, прозой все то же самое: каждое сообщество находит свой уникальный путь самовыражения и предпринимательство — одно из них.

Дело в способностях. Не каждый рожден поэтом — так и не каждый может быть предпринимателем. У каждого из нас свои склонности и таланты: все люди разные, уникальные, но лишь некоторые из них выдающиеся: в искусстве, в бизнесе, где угодно.

Чуйка важна. В Skyeng мы часто говорим: «тренировать перцептрон» — это когда ты системно анализируешь лучшие практики рынка и тесты внутри компании, понимаешь, почему тот или иной эксперимент взлетел, и запускаешь следующий, кратно увеличивая свои шансы на успех. Это тренировка, как качать мышцы в зале. Так вот, я не уверен, что предпринимательскую интуицию можно «накачать»: чуйка либо есть, либо ее нет.

Ролик Дудя про Долину посмотрели 15 миллионов человек — многие ребята вдохновились, в лучшем случае, на создание крутых продуктов, в худшем — стать вторым Цукербергом, разработав очередного «убийцу Facebook». Это в целом может быть полезно для экономики, но мне кажется, что большинству не стоит быть предпринимателями. Есть история про 1% — по моим ощущениям реальность еще суровее.

Предпринимательство — это риск. Большой вопрос в том, насколько вы готовы взять ответственность за все риски. Неважно, вкладываешь свои сбережения, деньги инвестора или бюджет подразделения — предприниматель всегда крайний.

А еще любопытно, что в последнее время многие хотят стать продактами. Хочется верить, что среди них хотя бы 90% предприниматели, поскольку продакт — это и есть предприниматель (да, можно по чек-листу, но его нужно регулярно пополнять). Или хотя бы 90% senior product owners.

Интересно, делал ли кто-то исследования на эту тему в продуктовой тусовке России. Кстати, советую сделать самоаудит и аудит команды продактов — я использую два файла в собеседованиях и в оценке компетенций команды: таблицу навыков продакта и Skill-set менеджера Skyeng.

3. Взращивать внутреннее предпринимательство

Это интересная история, которая всплыла в последние несколько лет в повестках и стратегиях корпораций. Например, Максим отлично рассказал, как они работают в МТС Гараже.

Побывав по обе стороны баррикад и финтехе, и в образовании до Skyeng, в нескольких телеком-компаниях, обучив десятки команд из ритейла, металлургии, ЖКХ, диджитала — я хочу задать несколько вопросов:

  1. Точно ли нет проблем в корпоративной культуре и в подборе людей в команды, да еще и в продуктовые, если нужно потом фасилитировать внутреннее предпринимательство?

  2. Чем раньше занимались команды, если не развивали свои направления? Не растили ROI, не повышали эффективность? Кажется, с фокусами и KPI что-то может быть не так. 

  3. У сотрудников есть идеи, но они не могут их проверить в боевом режиме? Возможно, мешают регламенты, согласования в босс-референте, непонятна структура и зоны ответственности?

Несколько лет назад Skyeng привлек меня тем, что тут нет непредпринимателей. Каждый на своем куске бизнес-процесса, продукта: будь то горизонталь или вертикаль, сервисное или операционное подразделения — все живут в парадигме продуктового подхода, метрик бизнеса и качества, ценности для пользователя. Причем пользователем может быть и Преподаватель, и Ученик и внутренняя команда. 

Каждый из лидеров — mini CEO: со своими полномочиями и ответственностью. Прозрачные открытые взаимоотношения с честной и прямой обратной связью. Демо результатов, публичное ретро, факап-вечера с рассказом о своих граблях — когда делишься ими, чтобы остальным было не так больно. 

4. Без права на ошибку ничего не взлетит

Есть такой принцип: нет проблемы ошибиться, есть проблема не встать. В Skyeng всегда есть право на ошибку. Она немного понизит твой условный внутренний рейтинг, а череда успехов увеличит потенциальный бюджет и доверие.

Но, к сожалению, у нас в стране нет культуры принятия ошибки. Тот, кто что-то зафейлил, — изгой, лузер. Часто в компаниях ищут козла отпущения, но правда в том, что если идут систематические ошибки — это проблема не одного человека, а системы. Это значит, что руководители команд не задают правильный вектор — это проблема, опять же, культуры компании. 

Игорь Рыбаков в своем интервью отмечал: если не вышло уже в 122-й раз — вот это проблема, а первые 121 — это пристрелка, проба пера, проверка почвы. Далеко не все готовы давать 121 шанс, но если человек или команда делает эксперимент и он не увенчался успехом — это ценный опыт.

Вопрос в том, какой есть бюджет на пробы пера, — у каждой компании свой ответ. Лично я жду возврата х10, команды роста — это обычно х3 по профиту к затратам.

А еще очень полезно анализировать фейлы. Успешные кейсы тоже, но они все же бустят по-разному.

5.  Новые сотрудники — не просто голова и руки

Люди, которые приходят в компанию, меняют ее ДНК. Если изначально все было сложно — новые бойцы, которые не подходят под видение развития компании или команды, лишь ухудшат ситуацию. Но могут прийти те, которые сделают ситуацию лучше, поэтому при отборе важно четко понимать: вы берете не только еще две руки и голову в команду, но закладываете фундамент. Даже если это последний сотрудник из 20 других в команде — он все еще важный кирпичик, пазл, клетка всего организма.

Когда я провожу собеседования, то кроме ассессмента-центра и кейс-стади, прошу пройти еще четыре теста: тест Адизеса, тест Герчикова на мотивацию, тест на эмпатию и на психотип. На основании результатов в том числе принимаю решение: впишется ли человек в команду, сможет ли он предвосхищать ожидания и выдавать результат выше ожидаемого.

6.  Верить, что затащишь

Проекты не всегда запускаются как по маслу. Точнее так: никогда ничего не идет по плану. Соглашусь с Ильей Осиповым на 100% — это видео нужно смотреть всем предпринимателям!8 лет назад в Конгрессе США прошли слушания против Илона Маска и его программы частного освоения космоса. Весь мир был против него — даже те, кого он считал и продолжает считать своими героями: Нил Армстронг, который первый ступил на Луну, и другие лидеры мнений в авиакосмических кругах.

На видео вы видите слезы Маска. Это слезы досады — за то, что они ошибутся.

Маск мог сломаться, но нет — это то, что отличает предпринимателя от исполнителя.

В субботу Falcon успешно стартовал с мыса Канаверал и открыл новую эпоху частных космических полетов. Уверен, что будут взлеты и падения (надеюсь, не ракет), но план есть план:

Безусловно, есть грань: чтобы не стать второй Элизабет Холмс, нужно понимать, когда пора остановиться. А у правила «Fake it till you make it» есть один важный подпункт — ты обязан понимать на берегу, что затащишь. Но, кажется, остановиться — это не про Маска. Этот бульдозер затащит все.Так что пожелаю нам всем чуткости: к себе и балансу, к бизнесу и пониманию, когда нужен пивот, к команде, к клиентам, которые за все это платят (надеюсь, что уже платят и рекомендуют).

Если вам близки мысли выше, а также интересно про технологическое предпринимательство, продуктовую разработку, (само)образование, edtech — буду рад видеть вас в своем канале «А что, так можно было?». Там я собираю тексты и идеи, которые резонируют. Stay tuned!

Комментировать Всего 1 комментарий
Грандиозные предпринимательские достижения -

вроде великих научных открытий.

Они делаются в среде. Среда состоит огромного количества играющих в эти игры -  в предпринимательство и в науку.

Поэтому должно быть множество "балансирующих около ноля", сидящих на минималке. Если они себя не обеспечивают за счёт собственных усилий - доплачивать пособия до прожиточного минимума.

И мониторить эту среду, давая возвратные гранты самым перспективным. Венчурные инвестиции.

Один-то процент, конечно, один. Но общий итог, общая отдача от этого одного процента суперпредпринимателей, ещё 19% вполне успешных и 80% сыгравших в эту игру и хоть как-то прикоснувшихся к пониманию правил - это одно. А не инвестировать в развитие предпринимательства и ждать, что один процент и так прорвётся - другое, гораздо более унылое.

В предпринимательство должны поиграть все! Это себя оправдает в долгосрочной перспективе.